по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Чэн Цзяоцзяо
Филология: научные исследования, 2020-11
Чэн Ц. - Категория тональности в жанре очерка (на материале очерков В. М. Пескова) c. 32-40

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.11.34256

Аннотация: Предметом данного исследования является категория тональности — одна из важных текстовых категорий, которая отражает психологическую установку автора текста. Очерк, как особый жанр, функционирующий на стыке публицистического и художественного стилей, имеет свой типичный диапазон тональности. Изучение категории тональности в очерках является актуальным направлением в гуманитарной науке. Материал исследования — известные советские очерки В. М. Пескова, которые считаются образцовыми и репрезентативными, и до сих пор не теряют своей актуальности. Анализируя его очерки, мы подробно показываем различные средства экспликации тональности и индивидуальную манеру автора.    Новизна исследования заключается в том, что в текстах очерках В. М. Пескова отражен общий тон непринуждённости и дружелюбия, тон собеседования с читателем. С помощью описания общего впечатления, оценочной реакции автора в очерках ярко отражено авторское «Я». Средства экспликации тональности в очерках разнообразны: в очерках, посвящённых природе, автор часто использует метафоры, олицетворения, нейтральные слова с положительной коннотацией и слова, выражающие рациональную оценку, чтобы образно изобразить пейзаж с любовью к природе; в очерках, относящихся к людям, очеркист часто использует нейтральную лексику с рационально-оценочной или положительно-оценочной коннотации, чтобы создать образ героя; в очерках, относящихся к местной культуре, В. М. Пескова часто использует эмоционально-экспрессивную лексику, слова с суффиксами субъективной оценки, экспрессивно-синтаксические конструкции, специальные изобразительно-выразительные средства (олицетворение, эпитеты, гипербола и т. д.) и выражение разговорности, чтобы по-настоящему с восхищением продемонстрировать местную жизнь и культуру. Разнообразные способы экспликации категории тональности придают очерку информативность, привлекательность и воздействующую силу.
Филология: научные исследования, 2020-8
Чэн Ц. - Категория темы в жанре очерка (на материале очерков В. М. Пескова) c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.8.33525

Аннотация: Предметом исследования является категория темы — одна из ведущих текстовых категорий, которая отражает предмет речи и затекстовую реальность. Изучение категории темы в жанре очерка является актуальным направлением в современной лингвистике. Материалом данного исследования являются очерки В. М. Пескова, чьи произведении считаются образцовым и репрезентативными для научных исследований в сфере гуманитаристики. Среди очерков советского периода очерки В. М. Пескова по праву занимают особое место, они до сих пор не потеряли своей актуальности. Методом исследования является категориально-текстовой анализ, основанный на категории коммуникативности. Новизна исследования заключается в том, что применение категориально-текстового метода к анализу жанра очерка, понимаемого как совокупность однородных по способу экспликации текстовых категорий текстов, позволяет с высокой долей объективности выявить характерологические признаки жанра и функционального стиля. Способы экспликации категории темы в жанре очерка имеют следующие особенности: совмещение нескольких функций в одной номинации (первичной, базовой и основной); использование разнообразных дополнительных номинаций (референтно тождественных номинаций, синонимов, таксономических номинаций, субститутов, грамматических трансформов и нулевые номинации). Анализ разнообразного спектра дополнительных номинаций показывает, что очерки В. М. Пескова можно с высокой степенью уверенности отнести к области публицистического, художественного и разговорного стилей, иными словами, очерк как жанр находится на пересечении нескольких функциональных стилей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.