по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Ермакова Эка Ревазиевна
Национальная безопасность / nota bene, 2023-5
Ермакова Э.Р. - Проблема чрезмерного неравенства как преграда реализации функций социального государства (на примере Приволжского федерального округа) c. 62-76

DOI:
10.7256/2454-0668.2023.5.68978

Аннотация: Необходимость сглаживания региональной дифференциации в России является краеугольным камнем обеспечения экономической безопасности государства, а также эффективности реализации политики пространственного развития и социально-экономической политики. Финансовая несостоятельность двух третей регионов России указывает на низкое раскрытие их экономического потенциала и является одной из причин полярно разного уровня жизни в субъектах федерации. Региональная дифференциация уровней социально-экономического развития и внутрирегиональное неравенство по доходам населения становятся ограничениями на пути реализации функций социального государства. Целью работы является определение масштабов региональной дифференциации по уровню жизни (на основе анализа монетарных показателей) в пределах Приволжского федерального округа, а также детерминация внутрирегиональных уровней социально-экономического неравенства. Объектом исследования является феномен неравенства как антипод критерия социального государства. Предмет исследования – параметры социально-экономического неравенства по доходам населения регионов Приволжского федерального уровня. Методология исследования базируется на междисциплинарном подходе к изучению феномена неравенства как ограничителя целевой функции социального государства. В процессе работы применены общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического), а также специальные методы экономической науки (функциональный анализ). Результаты исследования и научная новизна. 1. Через критерий социально-экономического неравенства автор предлагает детерминировать степень дистанцирования общества от практического воплощения идеи социального государства, определяя состояние равенства в качестве синего маркера социального государства, а чрезмерное неравенство – красным маркером социального государства. 2. В работе представлен анализ уровня социально-экономического неравенства регионов Приволжского федерального округа, который доказывает чрезмерную неравномерность развития регионов, сопряженных исторически, географически, но, к сожалению, столь неоднородных с точки зрения монетарных параметров. 3. По мнению автора, одним из пусковых механизмов решения проблемы социально-экономического неравенства должны стать социальные лифты, снижающие степень дистанцирования от синего маркера социального государства. 4. Оценив проблему социально-экономического неравенства как комплексную и глубокую, автор видит корень ее решения не столько в применении отдельных инструментов социальной и перераспределительной политики, сколько в структурных преобразованиях экономики.
Национальная безопасность / nota bene, 2022-5
Ермакова Э.Р., Игонина А.А. - Проблема бедности в обществе с избыточным социально-экономическим неравенством c. 30-40

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.5.38744

Аннотация: Объектом исследования является бедность как одна из форм социально-экономического неравенства; как неотъемлемое явление нижних страт общества при его чрезмерной дифференциации по доходам и богатству. Цель исследования состоит в определении глубины проблем социально-экономического неравенства и масштабов бедности в период распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Методология исследования базируется на использовании принципов комплексного и системного подходов, общенаучных и специальных методах экономической науки. Информационной базой исследования послужили данные национальной службы статистики РФ, данные социологических опросов ВЦИОМ и Левада-центра, Всемирного Банка. Статья посвящена проблемам социально-экономического неравенства и бедности, как взаимосвязанным, имеющим общие корни, причины, последствия и близкие способы решения. Глубина изучаемой проблемы иллюстрируется статистическими данными применительно к России и отдельным странам мира. Особое внимание сосредоточено на доступности беднейших слоев населения к услугам здравоохранения в период распространения коронавирусной инфекции. Подтверждается тезис, что пандемия сделала бедных еще беднее. Авторы приводят альтернативные официальной статистики данные - результаты социологических опросов, проводимых различными организациями, для того, чтобы подчеркнуть масштаб и глубину проблемы бедности и уязвимости населения, относимого к нижнему децилю.
Национальная безопасность / nota bene, 2022-3
Ермакова Э.Р., Игонина А.А. - Расчет индекса множественных деприваций как методологическая основа борьбы с бедностью в депрессивных регионах (зарубежный опыт) c. 45-53

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.3.38202

Аннотация: Объектом исследования является методика расчета индекса множественных деприваций территорий, как методологическая составляющая преодоления многомерной бедности. Предметом исследования являются лучшие практики использования индекса множественных деприваций в развитых странах. Цель исследования состоит в теоретико-методологическом обосновании целесообразности расчета индекса множественных деприваций на уровне субъектов РФ для выявления наиболее острых проявлений многомерной бедности и ее последующего преодоления. Методологическую основу исследования составили общенаучные (метод научной абстракции, анализ и синтез, единство исторического и логического) и специальные (статистические, индексный) методы. Информационной базой исследования послужили статистические данные Всемирного Банка, методические рекомендации по расчету индекса многомерных деприваций территориальных органов власти Великобритании, агрегированные данные информационно-аналитического портала Knoema.    По мнению авторов, внимание региональных органов власти РФ в части решения проблемы бедности должно концентрироваться не только на монетарной, но и, в первую очередь, на многомерной бедности с целью устранения проблем регионов в сфере уровня жизни и обеспечения инклюзии всех граждан в процессы развития. Расчет индекса многомерных деприваций целесообразен с точки зрения снижения диспропорций в территориальном развитии и точечного решения проблем конкретных территорий (к примеру, жители северных регионов могут испытывать депривации в инфраструктуре, население центральной России и промышленных зон терпит лишения в отношении экологических условий проживания и т. д.)
Национальная безопасность / nota bene, 2021-6
Ермакова Э.Р. - Инструменты противодействия теневой экономики в России c. 22-32

DOI:
10.7256/2454-0668.2021.6.37067

Аннотация: Цель исследования состоит в обосновании необходимости разработки и применения дополнительных инструментов противодействия теневой экономике в России. Объект исследования - меры противодействия теневой экономике. Предметом исследования являются карательные и превентивные инструменты противодействия теневой экономике. Методология исследования базируется на применении общенаучных (научной абстракции, единства исторического и логического, анализа и синтеза, индукции и дедукции, методов сравнения и аналогии). В работе применяется системный и комплексный подходы. Информационную базу исследования составили официальные статистические данные, нормативно-правовые акты, труды ведущих исследователей, посвященные проблемам теневизации экономической деятельности, ресурсы справочно-правовых систем Гарант и КонсультантПлюс. Исследование нормативно-правовой базы, изучение научных трудов ведущих учених, анализ практического опыта России по борьбе с теневой экономикой позволили сделать следующие выводы. Действенная система противодействия теневым экономическим процессам должна выстраиваться на всех уровнях управления: микро, мезо и макро. При этом каждый из этих уровней должен иметь возможность применения как карательных инструментов, так и превентивных механизмов, стимулирующих субъекта к легальной деятельности. В России в последние годы все шире и шире используются превентивные методы противодействия теневой экономике. Но доля теневой экономики в стране по-прежнему остается высокой (33% ВВП), что является тормозом экономического развития.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.