по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Линченко Андрей Александрович
Социодинамика, 2023-12
Линченко А.А., Овчинников А.В., Благинин В.С., Андрисенко С.А. - Межпоколенческая динамика семейной памяти мигрантов: глобальные тенденции и российская специфика c. 147-170

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.12.68949

Аннотация: Статья посвящена анализу межпоколенческих особенностей трансформации семейной памяти внешних мигрантов пяти российских регионов в контексте глобальных тенденций динамики семейной памяти мигрантов. Статья основана на результатах анкетирования и интервьюирования представителей первого, полуторного и второго поколений мигрантов в Липецкой, Саратовской, Свердловской и Кемеровской областях, а также Республике Татарстан. Были проанализированы особенности обращения в семейной памяти мигрантов к культурным практикам принимающего общества, а также межпоколенческие особенности трансляции практик семейной памяти. Исследование нарративов семейной памяти преследовало цель зафиксировать наличие или отсутствие кризиса самоидентификации в связи с эмиграцией информантов первого и полуторного поколения из страны исхода, а также особенности конструирования ностальгических воспоминаний о стране исхода у всех трех поколений мигрантов. Используя транснациональный и праксиологический подходы, авторы рассматривали семейную память мигрантов как конфигурацию актуальных нарративов и практик, включающих память как о стране исхода, так и коммеморативные практики принимающего общества. На основе биографического метода Фритца Шютце в статье были выявлены и проанализированы кривые семейных нарративов трех поколений мигрантов. В статье был подтвержден вывод о сохранении важной роли семейных коммемораций в конструировании идентичности сообществ мигрантов в российской провинции. Основным отличием российского случая в сравнении с глобальными тенденциями трансформации семейной памяти мигрантов является доминирование мигрантов первого поколения оказывающих влияние на семейные коммеморации. Был сделан вывод о сохранении «параллельных» сообществ памяти мигрантов и принимающего общества. В отношении мигрантов это нашло выражение в их открытости только русскому языку, в то время как отношение к российским традициям и праздничной культуре являлось нейтральным. Обращение к поколенческим особенностям трансляции и воспроизводства семейной памяти выявило возрастание различий между первым и вторым поколением. На основе трех наиболее распространенных способов отношения с семейным прошлым у второго поколения (нежелание перенимать, некритическое восприятие традиций, со-производство общего смысла) были выявлены потенциальные конфликтогенные зоны в межпоколенческих отношениях по поводу общих семейных воспоминаний.
Социодинамика, 2023-11
Смыслова О.Ю., Назаренко В.С., Линченко А.А. - Оценка эффективности государственной информационной политики Российской Федерации в сфере повышения уровня доверия к финансовым институтам: региональный аспект c. 20-45

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.11.68970

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является разработка и апробация методики оценки эффективности государственной информационной политики в сфере повышения уровня доверия населения к финансовым институтам на региональном уровне. Поскольку подобная методика предполагает оценку не только самих информационных мероприятий (реализация информационной политики), но и результата данных мероприятий (уровень доверия к финансовым институтам), в данной статье акцент был сделан только на оценке эффективности реализации информационной политики в избранных регионах РФ. На основе практико-ориентированного концепта государственной информационной политики в сфере повышения доверия населения к финансовым институтам были проанализированы основные теоретические принципы и критерии данной методики, а также была представлена система индикаторов для оценки эффективности данной государственной информационной политики на региональном уровне. Разработка системы индикаторов методики потребовала обращения к методологии системного подхода. Обращение к кластерному и корреляционному анализу регионов Центрального федерального округа позволило ранжировать их по уровню социально-экономического благополучия, что позволило нам выделить Липецкую, Рязанскую и Московскую области в качестве объектов для последующего сравнительного анализа и дальнейшей апробации разработанной методики. В предлагаемой методике индикаторы оценки эффективности были сгруппированы в четыре блока, отражающих процесс формирования и разработки, обеспечения и реализации информационной политики, а также оценки результативности государственных программ в данной сфере: 1) стратегическое планирование и программирование; 2) методическое и кадровое обеспечение; 3) реализация информационной политики; 4) результативность государственных программ. В качестве объекта апробации был выбран макрорегион – Центральный федеральный округ, а именно Липецкая, Рязанская и Московская области. Применение методики оценки эффективности мероприятий государственной информационной политики в сфере повышения доверия населения к финансовым институтам в регионах показало ее средний уровень во всех трех избранных нами регионах. Был сделан вывод о том, что регионам следует более гибко и эффективно распределять свою деятельность на все составные компоненты и этапы реализации информационной политики, начиная от планирования (включая долгосрочное планирование) реализации данных функций, заканчивая организацией контроля за результативностью проводимых мероприятий.
Философия и культура, 2023-11
Линченко А.А., Вишнякова А.И., Таболина В.А. - Образы доверия и недоверия к финансовым институтам в языке и речевой культуре населения российской провинции (на примере Липецкой области) c. 45-63

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.11.69027

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются образы доверия и недоверия к финансовым институтам, репрезентированные в языке и речевой культуре населения Липецкой области. В статье были проанализированы взаимоотношения между понятиями «культура доверия», «речевая культура» и «язык доверия». Авторы основывались на тезисе о том, что культура доверия оказывается «погруженной» в пространство речевой культуры субъекта доверия, где язык не только отражает, но конструирует социальный мир. На основе 55 полуструктурированных интервью с представителями трех поколенческих групп (центениалы, миллениалы, старшее поколение), проживающих в сельских и городских поселениях, были проанализированы вопросы понимания и интерпретации финансовых институтов, особенности доверия и недоверия к ним, самооценка уровня финансовой грамотности. Использование конструктивистской методологии П. Бурдье позволило интерпретировать доверие как внутреннюю составную часть практик агента, вовлеченного в актуальную социальную ситуацию. Для сбора интервью и изучения результатов были использованы методы полуструктурированного интервью и частотного контент-анализа. Это позволило осуществить сравнительный анализ в контексте поколенческих, гендерных особенностей, а также типа поселения информантов. Исследование показало, что в регионах со средним уровнем жизни и доминированием консервативной модели финансового поведения различие между поколениями оказывается менее заметным на фоне существенной разницы между жителями сельских и городских поселений. Консервативная модель финансового поведения продолжает воспроизводиться в речевой культуре информантов, где наиболее заслуживающими доверия остаются банки и страховые организации. Образы финансовых институтов обнаружили высокий уровень ресентимента, связанного с событиями распада СССР и приватизацией. В сельских поселениях был выявлен низкий уровень оценки собственного финансового положения. У сельских и городских информантов репрезентация опыта социальных изменений оказалась связана с лексемами, которые либо содержали явно негативную оценку изменений, либо отсылали к наиболее очевидным для респондентов причинам социальных изменений (реформы 1990-х). В интервью не было выявлено понятий, посвященных актуальным аспектам мошенничества с помощью цифровых технологий. Частотный контент-анализ лексем выявил доминирование в сознании информантов образа государства как «сборщика платежей», и в меньшей степени «помощника», поддерживающего человека в его взаимоотношении с финансовыми институтами.
Социодинамика, 2023-1
Аникин Д.А., Линченко А.А. - Русская православная церковь как актор политики памяти: опыт исследования локальных теологических дискурсов c. 52-67

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.1.39396

Аннотация: Статья посвящена изучению локальных теологических дискурсов Русской православной церкви в условиях специфики «молодых регионов» России. На материале Липецкой области и деятельности Липецкой митрополии показано сочетание официального дискурса РПЦ с его локальными вариациями, приспособление теологических дискурсивных стратегий к конкретной региональной специфике с целью обозначения своих символических приоритетов и ориентиров. Применение методологических идей П. Бурдье, Б. Латура и З. Йегера позволило нам проанализировать специфику взаимодействия основных акторов символической политики в Липецкой области, а также выявить место и роль Липецкой митрополии с каждым из них в контексте реализации ее основных дискурсивных стратегий.   Было выявлено, что Липецкая митрополия стремится не столько к конкуренции и доминированию в символическом пространстве области, сколько пытается усилить религиозное измерение и интерпретацию всех основных событий истории региона, развивая взаимодействие с каждым из акторов политики памяти. Это позволяет в еще большей степени усиливать потенциал РПЦ в быстрой мобилизации ресурсов для продвижения собственных мемориальных проектов, которые в Липецкой области в первую очередь связаны с восстановлением храмов и монастырей. Исследование выявило пять основных дискурсивных стратегий Липецкой митрополии как актора политики памяти, связанных с стремлением представить историю Липецкой области как историю становления православия в регионе, представить православную Липецкую землю как защитницу России, с активным участием в военных коммеморациях (Великая Отечественная война, современные военные конфликты), стремлением интерпретировать важную роль эпохи Петра I в становлении российского православия, а также избирательной критикой советского исторического опыта.
Социодинамика, 2022-12
Линченко А.А., Благинин В.С. - Трансформация семейной памяти мигрантов в свете межпоколенческой динамики: на примере Липецкой области c. 11-31

DOI:
10.25136/2409-7144.2022.12.39310

Аннотация: Статья посвящена анализу особенностей трансформации семейной памяти внешних мигрантов в межпоколенческой перспективе в Липецкой области. Статья основана на результатах анкетирования и интервьюирования представителей первого, полуторного и второго поколений мигрантов в Липецкой области. На основе праксиологического подхода и методологии транснационализма семейная память мигрантов рассматривается как конфигурация актуальных нарративов и практик, одновременно учитывающих исторические культуры страны исхода и принимающего общества. Использование биографического метода Фритца Шютце позволило выявить и проанализировать кривые семейных историй мигрантов, а также сравнить их между собой в межпоколенческой перспективе. Результаты исследования позволяют сделать вывод о важной роли семейных коммемораций в конструировании идентичности сообществ мигрантов в российской провинции. Исследование выявило сохранение фактора семейных и земляческих отношений как основной причины выбора места переселения. Анализ результатов анкетирования и интервьюирования указывает на высокий уровень открытости первого, полуторного и второго поколений мигрантов по отношению к русскому языку и светским праздникам России. При этом мигранты продолжают рассматривать религиозные праздники страны исхода и принадлежность к диаспоре как маркеры своей идентичности. Исследование показало, что мигранты продолжают активно противопоставлять образы принимающего общества и страны исхода, что указывает на сосуществование сообществ памяти местных жителей и мигрантов как «параллельных» друг другу. Были выявлены существенные различия между поколениями мигрантов в оценке изменения образа жизни после переезда, в уровне вовлеченности в религиозные традиции страны исхода, в предмете ностальгии. В зависимости от направленности актуальной российской интеграционной политики и тенденций развития российской исторической культуры дальнейшее использование образов семейной памяти мигрантов может иметь как конфликтогенный потенциал, так и выступать площадкой для диалога с другими локальными сообществами памяти.
Философия и культура, 2022-11
Линченко А.А. - По ту сторону черного зеркала: мифология будущего в современном британском фантастическом сериале c. 75-94

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.11.39210

Аннотация: Данная статья посвящена анализу особенностей конструирования мифологии будущего и его модальностей в сериале «Черное зеркало» как орудия культурной ориентации в современной темпоральной ситуации. На основе работ Д. Урри, Б. Бевернажа, Г. Люббе в статье раскрывается специфика современной темпоральной ситуации и актуальные стратегии формирования образа будущего в культуре. В статье показано насколько данные стратегии оказались востребованы в «Черном зеркале» как ярком примере нового сериала, совмещающего постмодернистские и метамодернистские тенденции культурной артикуляции образов времени. На основе методологии критического дискурс-анализа З. Йегера автор анализирует три избранных эпизода, показывая специфику мифологии будущего и его модальностей. Новизна исследования связана с изучением специфики репрезентации различных модальностей будущего в сериале (будущее наступившее, будущее настоящего и будущее наступающее) как стратегий культурной ориентации в современной темпоральной ситуации. Было показано, что сериал «Черное зеркало» как орудие культурного ориентирования обращается к мифологии будущего, которая одновременно проблематизирует будущее, делая его предметом сатиры и иронии (постмодернистский дискурс), но одновременно и нормализует образы нестабильного будущего (метамодернистский дискурс). Обосновывается мысль, что основным методом репрезентации будущего в сериале оказывается экстраполяция настоящего. Анализ дискурсивных нитей показал, что в сериале воспроизводится представление о будущем как фрагментарном, асинхронном прогрессе отдельных технологий, в разной мере изменяющих межличностные отношения и социальный порядок. В этом сериал усиливает и без того всеобъемлющее чувство контингентности происходящего, в большей мере указывая не на необходимость активного выбора человеком своего будущего, сколько на возможность потребления различных модальностей будущего в зависимости от актуальной социальной повестки и личностных предпочтений.
Философия и культура, 2022-9
Линченко А.А. - Мифология времени в современных зарубежных сериалах: между ретротопией и метамодернистской чувственностью c. 10-27

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.9.38722

Аннотация: Целью данной статьи является анализ специфики мифологизации времени в исторических драматических сериалах «Аббатство Даунтон» и «Корона» в условиях перехода от парадигмы постмодернизма к новой метамодернистской чувственности. В статье обобщается опыт отечественных и зарубежных исследований метамодернистских тенденций современного сериала и анализируются теоретические вопросы мифологической темпоральности сериальной кинопродукции. На основе теоретической концепции ретротопии З. Баумана, концепции слоев кинематографической темпоральности Н.Е. Мариевской и критического дискурс-анализа З. Йегера в статье анализируются особенности мифологизации горизонтального, вертикального времени, а также биографического времени персонажей избранных сериалов. Научная новизна статьи состоит в проблематизации и аналитике дискурсивной среды развертывания темпоральной мифологии современного историко-драматического сериала. Современный историко-драматический сериал демонстрирует специфику обращения к ретротопии поскольку стремится через воображаемое прошлое репрезентировать текущие проблемы современности. В случае сериала «Аббатство Даунтон» это происходит через гармонизацию в сознании зрителя ностальгии по воображаемому английскому аристократическому прошлому и нестабильному будущему. В случае сериала «Корона» презентация приватной жизни королевской семьи Великобритании на фоне исторических событий способствует формированию более многомерного образа настоящего и отвечает на запросы массового зрителя в эмоциональной репрезентации данных событий. Результатом данной репрезентации оказывается своеобразная мифология времени, возникающая между культурным запросом на ретротопию и развитием современных технологий производства кинематографической продукции, позволяющей в полной мере реализовывать интенцию современного метамодернистского дискурса на достижение «новой чувственности». Это позволяет рассматривать современный историко-драматический сериал не только как «коммерческий проект», но и как инструмент развития исторической культуры, орудие культурной ориентации в социальном пространстве и времени.
Социодинамика, 2022-5
Линченко А.А. - Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в региональном Интернет-пространстве: опыт дискурс-анализа c. 38-49

DOI:
10.25136/2409-7144.2022.5.37965

Аннотация: Данная статья посвящена дискурс-анализу комментариев региональных новостных сайтов и пабликов о коммеморациях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. На основе применения методологии критического дискурс-анализа Зигфрида Йегера, были проанализированы особенности восприятия официальных коммемораций, посвященных памяти о Великой Отечественной войне в Интернет-пространстве Тульской и Томской областей. Источниками для анализа выступили комментарии пользователей социальных сетей, Интернет-блогов и новостных сайтов двух областей в период 2015-2021 гг., посвященные Дню Победы (9 мая), акции «Бессмертный полк», актуальным региональным коммеморациям Великой Отечественной войны, а также упоминаниям об отдельных страницах семейной памяти и событиях героев войны. Несмотря на то, что социологические опросы последних лет показывают сохранение памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в качестве важнейшего исторического события и мировоззренческого ориентира в массовом историческом сознании, исследование восприятия коммемораций войны в Интернете показывает дальнейшее усиление девальвации исторических смыслов российской мемориальной культуры и уход в партикулярные версии исторической памяти (семья, локальная социальная группа). Была выявлена тенденция фрагментации и трансформации восприятия прошлого в региональном Интернет-пространстве. Анализ выборочной совокупности комментариев указывает на сохранение тенденции сакрализации героев войны, ветеранов и семейной памяти о них в массовом сознании, а также попытки противопоставления семейных коммемораций Дня Победы и официальных мероприятий и акций властей. В обеих областях был зафиксирован факт использования обсуждения коммемораций 9 мая и акции «Бессмертный полк» как символической рамки для критики внутренней и внешней политики действующей власти. Вместе с тем, большинство критических комментариев имеют ситуативный характер и связаны с актуальными региональными социально-экономическими проблемами.
Социодинамика, 2022-1
Линченко А.А. - Мифы о прошлом в медиасреде: теоретические основания и российская политическая практика c. 1-17

DOI:
10.25136/2409-7144.2022.1.32640

Аннотация: Данная статья посвящена проблемам конструктивного использования мифов о прошлом в медиасреде. Задача данной статьи состоит в попытке согласования нескольких наиболее значимых теоретических моделей понимания социального мифа и осмысление на их основе возможностей конструктивного использования мифов о прошлом в современной российской политике памяти. Это потребовало обращения к особенностям онтологии прошлого в медийном мифе, а также к тем тенденциям, которые характерны для современных зарубежных и отечественных исследований политики памяти. Задача данной статьи состоит в попытке согласования нескольких наиболее значимых теоретических моделей понимания социального мифа. В работе также проводится и осмысление на основе социальных мифов возможностей их конструктивного использования в современной политике памяти. Новизна работы состоит в подробном анализе основных категорий, позволяющих понять особенности конструирования онтологии прошлого в современном медийном мифе, а также анализ конструктивного потенциала мифов о прошлом в медиасреде в контексте российской политики памяти (функция культурно-исторической ориентации, мотивирующая функция, функция преодоления конфликтов). Автором расмотрены мифы о прошлом, ставшие в последние десятилетия важным инструментом ведения особого вида информационных войн, получивших название «мемориальных» войн.
Социодинамика, 2021-12
Трутенко Е.В., Линченко А.А. - Проблемное поле изучения общественного доверия в России: контент-анализ научных публикаций c. 42-55

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.12.36267

Аннотация: Данная статья посвящена анализу эволюции подходов и исследовательских практик отечественных ученых в отношении проблемы доверия в российском обществе, а также выявлению основных тенденций и специфики социального доверия/недоверия в российском обществе. Применение методологии контент-анализа позволило проанализировать особенности динамики отечественных публикаций, а также выявить психологическое, экономическое и социальное направления исследований в качестве наиболее актуальных. В рамках данных направлений нами были выделены и проанализированы наиболее цитируемые публикации, позволяющие обозначить основные тенденции трансформации общественного доверия в современной России. Были выявлены не только смещение фокуса изучения проблемы доверия от политического к социально-экономическому и информационному контекстам, но и существенная дифференциация изучения различных аспектов изучения общественного доверия. Новизна статьи связана выявлением и классификацией основных тенденций трансформации самого общественного доверия в России, актуальных в современный период. Общественное доверие, равно как и общественное недоверие к государству продолжает выступать базовым фактором в отношении остальных социально-экономических и культурных институтов. Вместе с тем сохраняется ситуация слабой дифференцированности образов доверия/недоверия у российского населения, низкий уровень как межличностного, так и институционального доверия, а также тенденция использовать образы советского прошлого как маркеры доверия/недоверия существующим социальным институтам. Была выявлена тенденция повышения роли социальных сетей в конструировании образов доверия/недоверия.
Социодинамика, 2021-8
Линченко А.А. - «Несоюзное государство»: Республика Беларусь в мемориальных войнах Восточной Европы c. 66-84

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.8.35187

Аннотация: Предметом исследования статьи является анализ позиции Беларуси в мемориальных войнах России и восточноевропейских государств в последние два десятилетия. На основе теории символической борьбы П. Бурдье, а также сравнительного анализа основных этапов исторической политики России и Беларуси как участников Союзного государства, анализируются причины и особенности избирательного нейтралитета Беларуси в мемориальных войнах России и восточноевропейских государств. В статье анализируются теоретико-методологические особенности понятия "мемориальные войны" / "войны памяти", а также на основе контент-анализа актуальных исследований выявляется специфика белорусского случая соотношения внутренней и внешней исторической политики.   Специфика форм посткоммунизма, сложившихся в России и Беларуси, различие темпоритмов исторической политики в интервале последних трех десятилетий, а также эволюция политического режима Александра Лукашенко способствовали формированию особой позиции Республики Беларусь в мемориальном противостоянии России и ее восточноевропейских соседей. Внутренним выражением данной позиции явилось стремление к вытеснению конфликтов между сообществами памяти в республике на периферию культурно-информационного пространства, а внешним выражением стремление к избирательному нейтралитету (мемориальному изоляционизму) в мемориальных войнах в Восточной Европе. Подобная позиция является не столько стремлением поддержать российские мемориальные инициативы, сколько связана со стремлением решать актуальные политические и экономические задачи, используя историческую политику как инструмент продвижения собственных интересов.
Философия и культура, 2020-6
Линченко А.А. - Культурная память мигрантов и принимающего общества в России и за рубежом: конфликтное измерение c. 60-82

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.6.32793

Аннотация: Целью данной статьи являлась социально-философская концептуализация конфликтов памяти в миграционном обществе, а также сравнительный анализ российского и зарубежного контекстов. Зарубежный опыт был проанализирован в статье в контексте политики ассимиляции, политики мультикультурализма, политики, направленной на формирование транснациональных идентичностей. Анализ российского контекста был проведен на основе выделения и классификации конфликтогенных факторов, основных сторон конфликтов, стратегий протекания и типов конфликтов в условиях внутренних и внешних миграционных вызовов. Автор статьи опирался на конструктивистский подход, который предполагает, что восприятие прошлого предопределяются и формируются социально-культурными контекстами и практиками памяти и забвения. В сравнении с зарубежным контекстом российский вариант в большей степени демонстрирует преобладание неявных форм конфликтов. В России складываются «параллельные» сообщества памяти, когда между мигрантами и принимающим обществом сохраняется вынужденный нейтралитет. Если за рубежом исследования указывают в большей мере на статусные конфликты, то в российских условиях мигранты ориентированы на защитный тип конфликтов памяти. Конфликты памяти за рубежом указывают на столкновение модернизма с традиционализмом, в то время как в России приходится говорить о столкновении различных вариантов традиционализма.
Человек и культура, 2020-1
Линченко А.А. - Травмы культурной памяти в миграционном и постмиграционном обществе c. 1-16

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.31889

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются особенности конструирования и воспроизводства культурных травм в среде миграционных сообществ. На основе отечественных и зарубежных исследований миграционной сферы современного немецкого общества, а также серии эмпирических исследований автора в двух федеральных землях ФРГ, анализируется специфика конструирования и воспроизводства травм культурной памяти в среде беженцев и вынужденных переселенцев, этнических и трудовых мигрантов. Сопоставляются особенности репрезентации культурного травматического опыта в миграционном и постмиграционном обществе. Применение системного подхода позволило нам выявить структуру и основные отношения между ключевыми составляющими процесса воспроизводства и конструирования культурных травм в миграционной среде. Конструирование и воспроизводство культурных травм в миграционной среде зависят от позиции принимающего общества и длительности времени нахождения мигранта в нем, специфики самого вида миграции, интенсивности контактов со страной исхода, а также особенностей культурной памяти страны исхода. Новизна предпринятого исследования заключается не только в сравнительном анализе особенностей восприятия культурного травматического опыта в среде вынужденных переселенцев, этнических и трудовых мигрантов современной Германии, но и сопоставлении миграционного и постмиграционного общества в контексте вопросов конструирования и воспроизводства культурных травм. Было выявлено, что «постмиграционное общество» способствует трансформации процесса конструирования культурных травм в сторону дальнейшей фрагментации культурного травматического опыта, а также в сторону появления и распространения культурных травм, связанных с наиболее трагическими страницами истории человечества в целом.
Социодинамика, 2019-12
Линченко А.А. - Морально-исторический дискурс как фактор достижения социального согласия c. 29-39

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.12.31636

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются особенности морально-исторического дискурса и его роль в достижении социального согласия. На основе отечественных и зарубежных исследований проблемы моральной оценки истории, а также работ Ю. Хабермаса и Н. Лумана в статье анализируется специфика современного морально-исторического дискурса в контексте символической политики. Статья основывается на сравнительном анализе научно-исторического, общественно-публицистического, общественного-политического, культурного и образовательного дискурсов. Выявляется место и роль морально-исторической рефлексии в каждом из них. На основе праксиологического подхода к ценностям исторического сознания в статье был проведен сравнительный анализ места и роли моральной интерпретации прошлого в научно-историческом, общественно-публицистическом, общественно-политическом, культурном и образовательном дискурсах. Новизна предпринятого исследования заключается в социально-философском анализе места и роли морально-исторического дискурса как фактора достижения социального согласия. Было выявлено, что морально-исторический дискурс оказывается важным условием процессов достижения социального согласия и не сводится только к этическим вопросам исторической науки. Социальное согласие в таком случае оказывается продуктом символической политики, реализуемой различными акторами в рамках общественных дискурсов.
Философия и культура, 2019-11
Буллер А., Линченко А.А. - Как работает историческое прощение? Историческая вина и историческая ответственность как предмет философского осмысления c. 23-36

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.11.31541

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является современная философская концептуализация понятий "историческая вина", "историческая ответственность" и "историческое прощение". На основе работ Поля Рикёра, Карла Ясперса, Алейды Ассман и Ханса Йонаса в статье анализируются логическое содержание и объем данных понятий, а также их соотношение с таким понятиями как "историческая память", "историческое сознание", "нация". Статья основывается на сопоставлении российского и немецкого контекстов переосмыслении исторического опыта. Анализируются основные аспекты проблематики исторического прощения. Статья основана на результатах применения сравнительного метода исследования, позволяющего сопоставить различные интерпретации понятий «историческая вина» и «историческая ответственность», выявить их логическое содержание и объем. Новизна предпринятого исследования заключается в обосновании необходимости дальнейшей философской интерпретации проблемы исторического прощения. Было выявлено, что содержание и объем понятий «историческая вина» и «историческая ответственность» демонстрируют явную тенденцию к расширению, которое связано не только с переосмыслением в современной философии таких понятий как страх, осквернение, покаяние, но и обращением к понятиям «нация» и «историческая память». Понятие «нация» не может служить надёжной базой как исторической памяти, так и исторической рефлексии. Оценивать прошлое мы должны, исходя не из национальных интересов, а нравственных критериев. Выявлена специфика интерпретации исторической вины и исторической ответственности в рамках антагонистического, космополитического и агонического режимов функционирования исторической памяти. Обоснована важная роль исторического сознания в дискурсе исторической ответственности, а также показана необходимость перехода от этики убеждения к этике ответственности в процессе анализа современных форм исторического прощения.
Философия и культура, 2019-5
Линченко А.А., Батищев Р.Ю. - Культурная память России в ситуации миграционных вызовов: актуальность философии культуры c. 1-18

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.5.29675

Аннотация: Статья посвящена выявлению базовых рисков трансформации культурной памяти России в ситуации миграционных вызовов. Показано, что интенсификация миграционных процессов и превращение России в иммиграционную страну ставят перед российским обществом целый ряд вызовов экономического, демографического, криминогенного, социокультурного и политического характера. В статье были проанализированы риски трансформации культурной памяти России в ситуации миграционных процессов на коммуникативном, институциональном и ценностном уровнях. Статья посвящена исследованию особенностей вызовов гибридизации культурной памяти и идентичности России, порождаемых миграционными процессами. На основе конструктивистской интерпретации идентичности и культуры в работах К. Гирца, Р. Брубейкера и Ю. Штрауба анализируются возможности использования концепта «гибридная идентичность» применительно к культурной памяти России. Показана важная роль философии культуры как средства теоретического осмысления и разработки модели трансформации культурной памяти России в ситуации миграционных вызовов. Делается вывод о том, что противоречия, порождаемые миграционными процессами, накладываются на незавершенность трансформации культурной идентичности России. Обосновывается мысль о том, что ключевым вызовом культурной памяти России является вызов гибридизации форм идентичности. Вместе с тем, сама культурная память России не является однородной и статичной. На основе анализа основных носителей культурной памяти делается вывод о динамическом характере ее границ. Обосновываются базовые мировоззренческие ориентиры и условия возможности создания зон общего согласия культурной памяти мигрантов и принимающего общества.
Социодинамика, 2019-1
Линченко А.А. - «Распад СССР»: этапы и стратегии конструирования культурной травмы в медийном дискурсе современной России c. 108-121

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.1.28565

Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей интерпретации событий, связанных с распадом СССР в современном российском медийном дискурсе. На основе контент-анализа наиболее значимых медийных проектов, посвященных распаду СССР, выявляются основные медийные стратегии осмысления данного исторического события и конструирования культурной травмы в медийном дискурсе современной России. В этой связи предпринимается контент-анализ культурной травмы в контексте особенностей современной мифологии. Были выделены ряд классифицирующих категорий: 1) образ жертвы; 2) образ врага; 3) образы судьбы; 4) образ «восстанавливающегося» государства. В контент-анализе оценивалась направленность и функция высказывания, его интенсивность и его пространство. Единицами подсчета выступали упоминания прошлого, то есть связанные фрагменты текста, содержащие ссылку на распад СССР. Тезис о «воображаемом», «сконструированном характере культурной травмы следует интерпретировать в русле умеренного конструктивизма. Ностальгия по советскому в политической и культурной жизни современной России оказывается способом воспроизводства именно травматических структур памяти. Этапы конструирования культурной травмы в России, связанной с событиями распада СССР во многом отражают особенности политических процессов. Именно в период после 2011 года наблюдается резкое возрастание числа крупных и малых телепроектов, посвященных теме распада СССР. Контент-анализ показал трансформацию нарратива от фактографического описания 1990-х гг. к описанию, насыщенному интерпретативным контекстом. Часть проектов реализуют критическую стратегию интерпретации, в то время как другие проекты демонстрируют травматическую интерпретацию событий распада СССР. Наблюдается рост телевизионных шоу, посвященных обсуждению альтернативности распада СССР и определению виновников данного исторического события.
Философия и культура, 2018-10
Линченко А.А. - Мораль и историческая культура в зеркале философской рефлексии c. 63-72

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.10.27725

Аннотация: Объектом исследования работы является моральная составляющая исторической культуры. На основе анализа зарубежных и отечественных интерпретаций исторической культуры в статье предпринимается попытка философского анализа концепта «историческая культура».Показано, что историческая культура оказывается самой конфигурацией пространства взаимодействия различных типов и видов памяти, мемориальных культур, взаимодействующих между собой. В статье проводится сравнительный анализ понятий «историческая культура», «культурная память», «мемориальная культура» и обосновывается мысль о перспективности философского подхода к пониманию и интерпретации исторической культуры. На основе работ Й. Рюзена, Д. Вульфа, представителей культурно-исторической теории Л.С. Выготского, а также деятельностного подхода делается вывод об исторической культуре как медиативной среде системы представлений о прошлом. Именно качество медиативности является важнейшей основой для интерпретации философского статуса данного понятия. Обосновывается мысль, что моральная составляющая исторической культуры представляет собой не статичную систему ценностей и оценок прошлого, но совокупность динамических процессов оценивания и согласования разрывов между различными ценностными средами. Анализируются тезисы о конфликтогенности пространства моральной составляющей исторической культуры, об отсутствии синхронности в динамике ее ценностей, об актуализации в современной философии идеи перехода от этики убеждения к дискурсу исторической ответственности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.