по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Тюхменева Екатерина Александровна
Культура и искусство, 2021-12
Тюхменева Е.А. - «Огнестрельные художества» в честь Российского государства за границей. К вопросу о репрезентации России в Европе при Петре I c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.12.36989

Аннотация: В исследовании автор выявляет основные принципы построения фейерверочных и иллюминационных композиций, созданных в честь Российского государства на территориях иностранных держав в конце XVII – первой четверти XVIII в. Анализ содержавшихся в их программах сюжетов и образов проводится в контексте проблематики репрезентативной культуры того времени. Впервые в статье активно привлекаются сохранившиеся графические источники и опубликованные письменные архивные материалы, обнаруженные в последние годы, в том числе – автором настоящей статьи. Особое внимание уделяется фейерверкам и иллюминациям по случаю Ништадтского мира в Европе, еще не получившим должного освещения в научной литературе. В связи с особенностями «огнестрельного художества» метод работы основан на научной реконструкции с применением искусствоведческого, историко-культурного, а также элементов иконографического и иконологического анализа. Исследование показало, что огненные «потехи» являлись одной из ярких форм репрезентации России за границей на протяжении всего анализируемого периода. Используя интернациональный язык иносказания, они не только прославляли Российское государство, но и отражали далеко идущие планы его монарха, нацеленные на обретение имперского статуса страны. Основу большинства фейерверочных и иллюминационных композиций составлял традиционный для посольской церемониальной культуры той эпохи мотив триумфальной арки, а арсенал задействованных сюжетов и образов был близок программам создававшихся в России праздничных комплексов. Построение огненных картин велось по схожим с геральдическими изображениями принципам: с выделением центра, соблюдением вертикальной и горизонтальной иерархии и законов симметрии. Важность огненных представлений как серьезного источника информирования и возможности заявить о себе Петр I осознавал еще во время своего первого путешествия по Европе.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.