по
Программные системы и вычислительные методы
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Душкин Роман Викторович
Тренды и управление, 2021-1
Душкин Р.В. - Многоагентные системы для кооперативных ИТС c. 42-50

DOI:
10.7256/2454-0730.2021.1.34169

Аннотация: В настоящей статье представлено видение автора на проблему создания интеллектуальных транспортных систем в условиях использования высокоавтоматизированных транспортных средств, свободно перемещающихся по улично-дорожным сетям городов. Рассмотрены вопросы организации из таких транспортных средств многоагентной системы для решения задач более высокого уровня, нежели доступных для решения каждым отдельным агентом (в случае настоящей работы — транспортным средством). Также рассмотрены различные типы взаимодействия транспортных средств друг с другом и агентами иной природы, а кроме того приведено несколько примеров новых задач, в которых организация такого взаимодействия будет иметь решающее значение.   Научная новизна представленной работы основана на применении отдельных методов и технологий теории многоагентных систем из области искусственного интеллекта к созданию интеллектуальных транспортных систем и организации безостановочного движения высокоавтоматизированных транспортных средств. Показано, что при помощи теории многоагентных систем можно решать более сложные задачи, чем доступно каждому отдельному агенту по отдельности и даже простой сумме невзаимодействующих агентов. Из этого следует возможности получения эмерджентных эффектов так называемого роевого интеллекта множества взаимодействующих агентов. Статья будет интересна всем, кто занят в транспортной отрасли и с интересом смотрит в будущее.
Программные системы и вычислительные методы, 2020-2
Душкин Р.В., Андронов М.Г. - Интеллектуальный алгоритм создания управляющих воздействий на инженерные системы интеллектуальных зданий c. 69-83

DOI:
10.7256/2454-0714.2020.2.31041

Аннотация: В статье описывается алгоритм для генерации управляющих воздействий на различные инженерные системы интеллектуального здания по отдельности или в совокупности в рамках интеллектуального управления параметрами внутренней среды такого здания. Интеллектуальность алгоритма обусловлена возможностью его автономной работы и адаптивностью по отношению к параметрам внутренней среды, в отношении которых осуществляется мониторинг и управление. В статье приводятся краткое описание алгоритма, а также математическая модель выбора и применения управляющих воздействий. В качестве метода исследования принят теоретико-множественный подход к моделированию процессов управления, а также нотация BPMN для представления алгоритмов. Новизна рассматриваемого вопроса обусловлена применением функционального подхода для разработки интеллектуального алгоритма, а также применения методов распределённых вычислений и вычислений на оконечных устройствах в рамках гибридной парадигмы искусственного интеллекта. Актуальность представленной модели основана на необходимости перевода процессов управления жизненным циклом зданий и сооружений в парадигму Индустрии 4.0 для повышения степени их интеллектуальности. Статья будет интересна учёным и инженерам, работающим в области автоматизации технологических и производственных процессов. Работа носит теоретический характер.
Тренды и управление, 2020-1
Душкин Р.В., Андронов М.Г. - Использование методов искусственного интеллекта для организации беспилотного движения c. 51-58

DOI:
10.7256/2454-0730.2020.1.30722

Аннотация: Авторы подробно рассматривают вопросы применения отдельных технологий теории многоагентных систем в области организации дорожного движения с использованием беспилотных автотранспортных средств для борьбы с так называемыми «атаками при помощи оптических иллюзий» (или иначе — генеративно-состязательными атаками) на системы компьютерного зрения, используемые в таких автомобилях. В статье приводятся примеры генеративно-состязательных атак на нейронные сети различных типов, а также описываются проблемы и риски, которые возникают при использовании компьютерного зрения. Также приводятся возможные варианты решения описанных проблем. В качестве методологии исследования используется теория многоагентных систем в применении к автомобильному транспорту, что предполагает использование так называемого V2X-взаимодействия, то есть постоянного обмена информацией между автомобилем и различными акторами, участвующими в дорожном движении — центральной системой управления, другими автомобилями, придорожной инфраструктурой и пешеходами. Особым вкладом авторов в исследование темы является применение теории многоагентных систем для организации дорожного движения при рассмотрении его акторов в качестве агентов с различными ролями. Новизна этого заключается в применении одного из направлений искусственного интеллекта для решения проблем, полученных из-за использования других методов искусственного интеллекта (распознавания образов в компьютерном зрении). Актуальность исследования основана на постепенном широком охвате исследованиями вопросов организации беспилотного движения на полигонах и автомобильных дорогах общего пользования.
Философская мысль, 2020-1
Душкин Р.В. - К вопросу о распознавании и дифференциации философского зомби c. 52-66

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.1.32079

Аннотация: В настоящей дискуссионной статье делается попытка рассмотреть задачу распознавания и дифференциации так называемого «философского зомби» в целях построить набор операционных критериев для определения субъектности искусственных интеллектуальных систем. Эта задача может рассматриваться в качестве одного из возможных путей к решению «трудной проблемы сознания». Несмотря на то, что сам по себе предложенный подход не решает «трудную проблему», он раскрывает определённые аспекты нейрофизиологии, кибернетики и теории информации на пути к её решению. В качестве методологии исследования использован междисциплинарный подход к рассмотрению предмета исследования и слияние результатов рассмотрения с точки зрения четырёх теорий в единые выводы. Актуальность этой задачи вытекает из всё большей и большей степени использования искусственных когнитивных агентов в человеческой жизни — где именно находится та граница, которая отделяет разумное существо от искусственного когнитивного агента, хоть бы и обладающего разумом иной природы. По мнению автора статьи именно наличие феноменологического сознания наделяет объект субъектностью, поэтому разработка всё более и более сложных искусственных когнитивных агентов (систем искусственного интеллекта) в конце концов приведёт к острой постановке этого вопроса на всестороннее обсуждение. В статье делается попытка ввести процедуру распознавания философского зомби и её ограничения, а также приводятся размышления о том, смогут ли искусственные когнитивные агенты получить квалиа. Статья будет интересна всем, кто живо интересуется искусственным интеллектом во всех его аспектах, а также философией сознания.
Кибернетика и программирование, 2019-4
Душкин Р.В., Андронов М.Г. - Гибридная схема построения искусственных интеллектуальных систем c. 51-58

DOI:
10.25136/2644-5522.2019.4.29809

Аннотация: Предметом исследования является архитектура искусственных интеллектуальных систем, разработанная в рамках гибридного подхода к искусственному интеллекту. В статье предлагается авторское видение процесса построения искусственных интеллектуальных агентов на основе гибридного подхода с использованием организмических принципов. Искусственный интеллектуальный агент с гибридной схемой представляет собой «кибернетическую машину», действующую в некоторой среде и функционально взаимодействующую с ней. Интерес представляет способ взаимодействия и принятия агентом решений, в рамках которого информация из окружающей среды проходит через множество сенсоров, а потом подвергается очистке и сенсорной интеграции с дальнейшим переводом в символьный вид для принятия решений на основе символьной логики и работы универсальной машины вывода. В качестве основной методологии проведения исследования был принят системотехнический подход к анализу и построению технических систем, а также функциональный подход как дополнительный метод исследований. Новизна исследования заключается в использовании гибридной парадигмы построения искусственных интеллектуальных систем в совокупности с системотехническим и функциональным подходами при проектировании технических систем, что позволило обобщить имеющиеся данные о взаимодействии интеллектуальных агентов со средой и выявить интересные закономерности для использования при развитии систем искусственного интеллекта. Основным выводом проведённого исследования является возможность использования гибридной парадигмы для получения искусственных интеллектуальных агентов, обладающих важными плюсами восходящей и нисходящей парадигмы искусственного интеллекта — возможностью обучаться и адекватно себя вести в неизвестном окружении и способностью объяснять причины своих решений соответственно. Этот важный вывод позволит продвинуть исследования в области объяснимого искусственного интеллекта.
Программные системы и вычислительные методы, 2019-2
Душкин Р.В. - Интеллектуализация управления техническими системами в рамках функционального подхода c. 43-57

DOI:
10.7256/2454-0714.2019.2.29192

Аннотация: В статье рассматриваются отдельные вопросы интеллектуализации управления техническими системами в рамках функционального подхода к построению интеллектуальных систем управления различными объектами и процессами на основе системотехники и комплексотехники. Интеллектуализация управления позволяет одновременно получить все выгоды различных парадигм рассмотрения процессов различной природы, а также эмерджентно проявить новые свойства общего подхода для повышения степени управляемости и эффективности эксплуатации технических объектов управления (и вообще практически произвольных объектов управления технического характера). Применение функционального подхода в совокупности с комплексотехникой в вопросах интеллектуального управления такими объектами, как транспорт, здания, энергетика, позволяет перевести их эксплуатацию на более высокий уровень доступности сервисов, устойчивости, экологичности и всестороннего развития не только самого объекта управления, но и иерархии его надсистем — муниципалитета, региона, государства. Научная новизна предлагаемого подхода заключается в новом применении математического аппарата в части общей теории множеств и теории категорий для организации распределённой вычислительной системы в сфере интеллектуальных зданий и управления их внутренней средой. Статья может стать основой для новизны более высокого порядка при переходе от системного к комплексному подходу. При этом далее используется системный подход с применением упрощенной кибернетической «потоковой» схемы функционирования интеллектуального здания.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.