по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Павлова-Борисова Татьяна Владимировна
Культура и искусство, 2023-12
Павлова-Борисова Т.В., Борисова А.А. - Воплощение образа народной артистки СССР Анегины Ильиной в якутском изобразительном искусстве и литературе c. 125-142

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.69480

Аннотация: Статья посвящена воплощению образа якутской оперной певицы, народной артистки СССР Анегины Ильиной в якутском изобразительном искусстве и литературе. Впервые в данной статье рассмотрены вопросы, связанные с раскрытием темы выдающейся женщины-современницы – известном деятеле музыкального искусства как носительнице творческого начала. Предметом исследования является образ талантливой якутской вокалистки запечатленный в лучших произведениях изобразительного искусства (Л.М. Неофитова, В.Р. Васильева, А.Н. Осипова, Л.Д. Слепцовой) и литературы (Сем. Данилова, Е. Неймохова, И. Гоголева, Л. Попова, П. Харитонова, П. Дмитриева, В. Потаповой). Объектом исследования является творчество якутских художников и литераторов второй половины XX - начала XXI вв. В статье впервые исследован ранее неизученный аспект их творчества.   В исследовании были применены общенаучные методы анализа и синтеза, системный, описательный, социокультурный, историко-биографический, иконографический методы, а также искусствоведческий анализ. Основными выводами проведенного исследования являются следующие наблюдения. В данном образе представлены заложенные в национальном сознании народа представления о женской красоте и природном таланте, что свидетельствует о том, что в 60-80 гг. ХХ в. в восприятии якутского общества традиционные представления, основанные на мифологии и фольклоре саха были достаточно крепки и устойчивы. Благодаря природному таланту, обучению в классе народной артистки СССР, профессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Н.Л. Дорлиак А.Е. Ильина смогла состояться как выдающийся мастер отечественного академического вокального исполнительства и сама как творческая личность оказала большое влияние на творческое вдохновение многих литераторов, художников и развитие якутского искусства в Республике Саха (Якутия) во второй половине ХХ века.
Genesis: исторические исследования, 2023-12
Павлова-Борисова Т.В. - М.Н. Жирков – первый исследователь якутского хомуса: вопросы происхождения, исполнения, бытования c. 219-231

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.12.69486

Аннотация: Статья посвящена ранее не исследованной проблеме – изучению М.Н. Жирковым якутского хомуса, исследование которого он впервые предпринял в истории якутской музыкальной культуры. Автор данной статьи впервые обобщает аспекты, впервые поставленные исследователем о якутском хомусе. Предметом исследования в нашей статье являются научные взгляды М.Н. Жиркова в изучении якутского музыкального инструмента – хомуса. Объектом изучения выступает научное наследие первого якутского композитора и выдающегося музыкального деятеля. Основными результатами проведенного нами исследования являются следующие тезисы. В начале ХХ века наблюдается повышение интереса к традиционным музыкальным инструментам и их исполнительским практикам. Данное утверждение актуально и в отношении якутского хомуса, в современных условиях переживающего свое возрождение и активное введение в музыкально-культурный оборот. В статье были использованы ретроспективный и историко-сравнительный, а так же комплексный метод исследования, при котором хомус рассматривается как неотьемлемая часть традиционной, а ныне шире – музыкальной культуры якутов с учетом имеющихся на сегодняшний день данных археологии, этнографии, истории. Первым исследователем якутского хомуса является композитор, основоположник национальной композиторской школы М.Н. Жирков. В фундаментальном труде «Якутская народная музыка», долгие годы в виду раннего ухода из жизни его автора, хранившегося в запасниках Министерства культуры ЯАССР в рукописном виде и увидевшем свет только спустя почти полвека в 1981 году (новое издание данного исследования датируется 2022 годом, выполнено в редакции, сохраняющей стиль и позицию М.Н. Жиркова с позиций того исторического времени, когда создавался известный научный труд), его автор впервые обратил свой взгляд на вопросы происхождения, бытования, функционирования хомуса в традиционной музыкальной культуре якутов. Приведенные им материалы ранее не обобщались в научной литературе и представляют большой интерес для современных исследователей якутского хомуса.
Философия и культура, 2023-6
Павлова-Борисова Т.В. - О труде "Якутская народная музыка" М.Н.Жиркова c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.6.40720

Аннотация: Предметом исследования является научно-исследовательский труд М.Н. Жиркова, который стал первым монографическим исследованием в изучении музыкальной культуры якутов. Объектом исследования являются проблемы музыковедения впервые поставленные автором данного исследования. В статье рассматриваются такие аспекты как непростая судьба рукописи исследования М.Н. Жиркова, долгое время пролежавшей неизданной, а при первой публикации вышедшей в свет не в полном виде, кроме того, опыт нового переиздания данного труда в 9-м томе «Собрания сочинений» М.Н. Жиркова. Особое внимание уделяется тем направлениям его работы, которые на тот момент находились в кругу самых актуальных теоретических проблем музыкальной культуры народов бывшего Советского Союза. Основными выводами проведенного исследования являются авторские обобщения тех основополагающих результатов работы М.Н. Жиркова, которые по времени написания данного сочинения были передовыми не только по тому уровню развития отечественного музыковедения, но и сейчас выглядят вполне современными по своей актуальности и фундаментальности. Особым вкладом автора в разрабатываемую тему является разбор тех частей исследования, которые не были изданы в первой публикации 1981 г. Новизна исследования заключена в том, что впервые обращено внимание на оригинальный полный текст первоначального варианта «Якутской народной музыки» М.Н.Жиркова. В статье обобщен авторский опыт нового издания этого уникального труда.
Философия и культура, 2023-5
Павлова-Борисова Т.В., Борисов А.А. - Письменные памятники исторического и культурного наследия Якутии: проблемы сохранения и интерпретации c. 25-36

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40663

Аннотация: Статья посвящена важной области научных исследований, связанной с историей и культурой Якутии. Письменные памятники историко-культурного наследия наряду с вещественными занимают свое непреходящее место. Решение проблемы их сохранения и интерпретации неразрывно связано публикаторской деятельностью – современные технические возможности повышают ее эффективность. В статье мы изучаем имеющийся опыт в данной области на примере издания русских скорописных источников XVII в. об истории Якутии, а также культурного наследия. Объектом исследования является историко-культурное наследие Якутии. Предметом исследования выступили его образцы в различных формах.   В ходе исследования был обобщен опыт публикации памятников историко-культурного наследия на примере русских скорописных документов XVII в. о Якутии, а также сочинений первого якутского композитора М.Н. Жиркова. Поскольку они представляют огромную ценность как образцы архивных документов, отражающих региональную специфику, нами была проведена работа по определению исторической значимости их для культуры Якутии.В настоящей статье на основе оценки внутреннего содержания рассмотренных в качестве примеров сборников и качества их издания разработаны рекомендации по улучшению дальнейшей работы в данном направлении. Несомненно, и дальше должна быть продолжена работа по выявлению подобных письменных памятников, требующих особого хранения и интерпретации, имеющих огромную историко-культурную ценность для якутского народа, а также переноса на современные носители данной информации с учетом необходимых правил публикации. Впервые поставлен вопрос о создании общеякутской электронной базы данных письменных памятников историко-культурного наследия Якутии.
Философия и культура, 2023-4
Павлова-Борисова Т.В. - Этапы развития якутского кинематографа: от "немого кино" до национальной киноиндустрии c. 70-87

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.38152

Аннотация: Статья посвящена возникновению и развитию якутского кино, что стало предметом изучения данной работы. Объектом исследования является якутское кино как феномен национальной культуры. Рассматривается первое появление киноустановок в Якутской области в начале XX века. Обращено внимание на процесс массовой кинофикации в советское время. Параллельно прослежено включение якутян в творческий процесс участия в первых съемках на всесоюзных киностудиях в 1930-е гг. Также обращено внимание на заметную роль государственного треста «Якуткино», возглавившего развитие якутского кино. В статье анализируются причины стремительного развития якутского кино в постсоветское время, связанные с обращением к традициям народа саха, высоким уровнем развития театрального искусства в Якутии, художественно-эстетическими потребностями и духовными запросами зрителей. В статье показана роль «Сахафильма» в истории якутского кино. Выявлены характерные черты становления жанров публицистического кино, изменение репертуара в первые годы советской кинофикации и в годы Великой Отечественной войны. Намечены характерные черты послевоенного переустройства технического оснащения и подготовки кадров якутского кино. Показано жанровое разнообразие снимавшихся в это и последующее время фильмов, когда наряду с документальными кинокартинами начинают сниматься и художественные фильмы. Развитие якутского кино прослежено на фоне общесоюзных и общероссийских процессов. Освещено становление и развитие основных институтов якутской кинематографии, рост мастерства её деятелей рассмотрены через известные фильмы, созданные ими. Впервые выделены три этапа развития якутского кино- от самого зарождения до наших дней: от «немого кино» - до рождения национальной киноиндустрии.
Философия и культура, 2020-12
Павлова-Борисова Т.В., Кузьмина М.М. - Якутская национальная композиторская школа и творчество первого эвенского композитора П.М. Старостина: опыт обзора c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.12.34736

Аннотация: Статья посвящена жизни и творчеству первого эвенского композитора П.М. Старостина (1944-2013) в контексте развития национальных композиторских школ Востока. Целью исследования является обзор жизни и творчества эвенского композитора П.М. Старостина. Объектом исследования выступает профессиональное музыкальное искусство эвенского народа, предметом исследования – творческое наследие первого эвенского композитора. Исследование основано на сравнительно-сопоставительном и типологическом методах с учетом теоретических разработок отечественных музыковедов в области изучения закономерностей развития молодых национальных композиторских школ (М.Н. Дрожжиной, М.Ю. Дубровской, Л.Л. Пыльневой и др.). К основным относятся следующие выводы. Становление первого эвенского композитора П.М. Старостина происходило в рамках якутской национальной композиторской школы. Главным источником творчества П.М. Старостина стал богатый эвенский фольклор: эпические сказания, обрядовые жанры, песенная лирика. Творческое наследие П.М. Старостина отличается самобытностью и жанровым своеобразием: от крупных форм – оперы и кантаты до камерно-вокальных произведений и сочинений для детей. География распространения молодых национальных композиторских школ продвинулась на северо-восток России, где достаточно активно в настоящее время функционирует якутская национальная композиторская школа. Якутская национальная композиторская школа уже сама становится новым центром, на периферии которой складываются предпосылки для формирования национальных композиторских школ малочисленных народов Севера, проживающих в арктической зоне. Рассмотренный нами в статье опыт обзора творчества первого эвенского композитора П.М. Старостина маркирует данный процесс. Новизна исследования состоит в том, что впервые вводятся в научный оборот данные о жизни и творчестве эвенского композитора П.М. Старостина. До настоящего времени его имя оставалось практически неизвестным музыковедению. Подобное рассмотрение проводится впервые.
Философия и культура, 2020-11
Павлова-Борисова Т.В. - О первой части сборника «100 якутских песен» (песни для голоса с фортепиано в обработке М.Н. Жиркова и Г.Г. Лобачева, песенные фрагменты из опер М.Н. Жиркова, Г.И. Литинского) c. 15-26

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.11.32939

Аннотация: Объектом исследования являются обработки якутских народных песен, хранящихся в фонде первого якутского композитора М.Н. Жиркова (1892-1951) в Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). Предметом исследования является рукопись «100 якутских песен». Часть из них была опубликована в сборниках «Саха ырыалара» (1948) и «Якутские народные песни» (1958). Особое внимание в сравнительном аспекте уделено уже опубликованным образцам, в частности, в нотных сборниках А.В. Скрябина и Ф.Г. Корнилова. В статье разбирается внутреннее содержание обработок песен, вошедших в рукопись "100 якутских песен", отзывы специалистов, свидетельства современников. В статье впервые поднимается проблема соавторства напевов и выполненных обработок, некоторые из которых являются народными напевами. Образцы, характеризующиеся развитой мелодической структурой, рассматриваются как результат мелодического творчества самодеятельных авторов, а также воздействия музыкального профессионализма европейского типа. В результате анализа рукописного наследия М.Н. Жиркова установлено, что многие обработки якутских народных песен выполнены им в сотрудничестве с московскими композиторами Г.И. Литинским и Г.Г. Лобачевым. Так же впервые проведен сравнительный анализ корпуса песенных обработок из рукописи М.Н. Жиркова «100 якутских песен», который хранится в фондах Национальной библиотеки РС (Я).
Genesis: исторические исследования, 2020-5
Борисов А.А., Павлова-Борисова Т.В. - К вопросу об истоках региональной культурной политики в Якутии (XVIII – начало XX в.) c. 141-147

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.5.32855

Аннотация: В статье впервые речь идет о раннем этапе зарождения региональной культурной политики в Якутии в Российской империи в XVIII – начале XX в. В фокусе исследования находится региональное сообщество: представители традиционных культур – народы Якутии и носители русской культуры (служилые люди, чиновники, податные сословия). В качестве предмета исследования рассматриваются исторические предпосылки данной политики в регионе, выявляются государственные структуры, которые осуществляли формировавшиеся её важнейшие направления. Исследование осуществляется в общероссийском контексте, в частности, в контексте преобразований, осуществленных в период губернской реформы 1775 г., а также дальнейшей эволюции местных органов управления, осуществлявших культурную политику в регионе. Впервые ставится вопрос о динамичном развитии культурных процессов на этой окраине Империи, где традиционные культуры, оказывая воздействие на представителей российского провинциального сообщества, вместе с тем знакомились с культурными веяниями из России. Вопреки прежним представлениям о культурной отсталости Якутии как имперской окраины делается вывод об относительно успешных в целом начинаниях имперских властей на данном поприще.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.