ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Остапенко Ирина Алексеевна
Педагогика и просвещение, 2020-4
|
Остапенко И.А. - К вопросу о формировании культурно-образовательного пространства вуза (из опыта работы Азово-Черноморского инженерного института) |
|
c. 18-29
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2020.4.34159
Аннотация: Объектом исследования является культурно-образовательное пространство, а предметом – его структура, составляющие культурно-образовательного пространства современного вуза – Азово-Черноморского инженерного института. Культурно-образовательное пространство понимается автором статьи как особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, целенаправленно стимулирующая развитие и саморазвитие каждого включённого в неё индивида. В ходе исследования использовался метод теоретического анализа научной и методической литературы, методы обобщения, синтеза, сравнения, классификации, а также культурологический, комплексный и системно-структурный подходы. Подчёркивается важность формирования и развития каждым вузом культурно-образовательной среды как условия успешности обучения студентов и их полноценной интеграции в культурное сообщество. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём поднимается вопрос о принципах нахождения оптимального состава компонентов культурно-образовательного пространства современного вуза, причём в качестве основного принципа выдвигается системный – принцип тесной связи компонентов культурно-образовательного пространства. Установлено, что элементами культурно-образовательного пространства являются физическое пространство вуза, содержание образования, образовательные технологии, методы, формы и средства обучения и воспитания, ситуация культуры, студенческое самоуправление, сфера профессионального самоопределения, сфера реализации личностного потенциала, спортивно-оздоровительная работа, волонтёрская деятельность, досуговая сфера, интернет-составляющая культурно-образовательного пространства и др. Результаты исследования могут быть использованы с целью формирования различными вузами собственного культурно-образовательного пространства, влияющего на эффективность деятельности вуза. Делается вывод о том, что системно организованные компоненты культурно-образовательного пространства взаимодействуют друг с другом и обеспечивают целостное воздействие на личность студента.
|