ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Разинков Сергей Львович
Genesis: исторические исследования, 2023-11
|
Разинков С.Л. - Поведенческие практики как маркер социокультурного портрета учащихся государственных трудовых резервов СССР (1940-50-е гг.) |
|
c. 157-173
|
DOI: 10.25136/2409-868X.2023.11.68880
Аннотация: Создание в 1940 г. государственных трудовых резервов СССР сопровождалось формированием специфической социокультурной среды, которая до настоящего времени остается практически не изученной. Цель статьи – определить структуру и состав поведенческих практик, как элемента официального и неформального портрета учащихся государственных трудовых резервов. Методологической базой исследования выступали система социальных действий Т. Парсонса, концепции вариативности повседневных практик А. Людтке и дихотомии «норма/аномалия» в советской повседневности Н.Б. Лебиной. В работе применялся синтез макро- и микроподходов исторического исследования, направленных на выявление поведенческих практик индивида, выделенных на основе анализа различных источников: правовых актов, распорядительных и других официальных делопроизводственных документов, эго-документов. Результатами исследования являются: 1) идентификация и классификация поведенческих практик учащихся исходя из структуры социального действия (на единичные акты, процедуры и стратегии поведения), по содержанию деятельности, частоте применения и отношению к общественным институтам; 2) разработка и описание структурно-функциональной модели поведенческой практики, содержащей функций контроля и коррекции (на примере практики непосещения занятий учащимися); 3) выявление и обоснование особенностей поведенческих практик с точки зрения маркеров социокультурного портрета учащихся трудовых резервов (взаимосвязанность, динамичность, зависимость от типа учебного заведения). Результаты исследования могут использоваться при исследовании повседневности и социокультурного портрета учащейся молодежи в советский период.
Историческая информатика, 2023-4
|
Разинков С.Л. - Опыт создания базы данных «Образ учащихся учебных заведений Государственных трудовых резервов Свердловской области в фотодокументах (1940-50-е гг.)» |
|
c. 37-51
|
DOI: 10.7256/2585-7797.2023.4.69120
Аннотация: Целью базы данных является реконструкция «парадного» и «непарадного» портрета учащихся государственных трудовых резервов (на примере визуальных образов учащихся учебных заведений Свердловской области 1940-50-х гг.). Анализ сведений, содержащихся в базе данных, в перспективе позволит ответить на ряд исследовательских вопросов и выявить важные характеристики визуального образа и социального портрета учащихся: виды деятельности, в том числе различные стороны трудовой и учебной деятельности, «телесная активность» учащихся; акты человеческой интеракции и невербальной коммуникации (жесты, мимика, позы тела и т.п.); используемые объекты материальной культуры; повседневные стереотипы поведения, реконструируемые посредством серии фотографий; «нетипичный опыт», описание девиантных групп учащихся, нерегламентированной одежды, нетипичной манеры поведения. При создании БД учитывались концепции визуальных образов в исторических исследованиях Л.Н. Мазур, цифровизации визуальной антропологии Д. Цейтлина, невербальной семиотики Г. Крейдлина, "плотного описания" К. Гирца. Результатами исследования являются: 1) разработка и описание структуры базы данных, позволяющей учесть особенности визуальных источников, направленной на реконструкцию «парадного» и «непарадного» портрета учащихся учебных заведений Свердловской области в 1940-50-х гг. посредством детального описания позы, жестов, визуального поведения, пространственного взаимодействия, одежды и обуви персон, изображенных на фотографии; 2) первичный анализ 145 фотографий из официальных альбомов 4 учебных заведений, посвященных описанию итогов их участия во Всесоюзном социалистическом соревновании в 1943-1945 гг.; 3) более точная идентификация и систематизация внешних поведенческих практик учащихся на основе БД; 4) демонстрация возможностей детального описания изображений средствами БД для выявления отдельных сторон «непарадного портрета» учащихся. Результаты исследования могут использоваться при исследовании повседневности и социокультурного портрета учащейся молодежи в советский период.
Историческая информатика, 2023-3
|
Поршнева О.С., Разинков С.Л. - База данных «Женщины-дипломаты в новых независимых государствах на пространстве бывшего СССР (1991-2022 гг.)»: структура и возможности анализа |
|
c. 16-27
|
DOI: 10.7256/2585-7797.2023.3.43766
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению возможностей просопографической базы данных по изучению проблем гендерного представительства женщин на высших дипломатических должностях. Авторы характеризуют структуру базы данных «Женщины-дипломаты в новых независимых государствах на пространстве бывшего СССР (1991-2022 гг.)» и проводят анализ содержащейся в ней информации. Анализ сведений БД направлен на выявление ряда существенных характеристик социального портрета женщин-дипломатов постсоветских государств (количественные показатели применительно к различным временным периодам и государствам, соотношение между карьерными и непрофессиональными дипломатами, распределение послов по странам пребывания, средний возраст назначения на должность посла и другие временные показатели профессиональной карьеры, наличие профессионального образования и степень владения иностранными языками). Проблемно-ориентированный подход к проектированию базы данных обеспечил гибкое представление релевантной информации из разнообразных по структуре и содержанию источников и результативный анализ основных характеристик социального портрета женщин-дипломатов (с одной стороны, как гендерно однородной профессиональной группы, а с другой стороны, как национально разнородной совокупности). Сформулированы выводы об особенностях социального портрета женщин-дипломатов постсоветских государств исходя из динамики численности, профессионального образования, показателей трудовой деятельности на высших дипломатических должностях. В статье выделены три группы государств с различными моделями гендерного представительства на дипломатической службе.
|