по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Романова Наталья Геннадьевна
Litera, 2022-8
Романова Н.Г. - Жанр самопрезентации: практические результаты и типичные ошибки студентов c. 156-170

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.8.38685

Аннотация: Статья представляет собой исследование текстов жанра самопрезентации на примере видеорезюме студентов. Предмет рассмотрения – языковые средства и приемы, композиционные и стилистические особенности опосредованных самопрезентаций, реализация в них прагматических установок говорящих. Актуальность работы обусловлена необходимостью формирования и оценки эффективных методик обучения жанру самопрезентации как важной составляющей коммуникативной компетентности студентов в сфере делового общения. В процессе исследования использовались общенаучные методы наблюдения, сравнения, описания, сопоставительный анализ языкового материала и лингвистический метод интерпретативного анализа. Методологическую основу работы составили актуальные научные публикации в контексте лингвистического подхода к феномену самопрезентации, в том числе статьи, посвященные вопросам методики обучения созданию данного типа текстов. Материалом для анализа и оценки лексико-стилистических, организационных и прагматических характеристик самопрезентаций стали видеоролики, подготовленные студентами первого курса в рамках специального задания по курсу «Бизнес-коммуникации».      Для решения задач исследования были определены параметры экспертизы речевых произведений: наличие объекта самопрезентации, четкость целевой установки, тактико-стратегическое планирование, внутритекстовые языковые регулятивные средства, наличие и уместность речевой креативности и др. Особое внимание уделено вербальному способу позиционирования. По результатам исследования сгруппированы и описаны наиболее частые недочеты и речевые ошибки, а также типовые проблемы и трудности обучающихся в процессе текстопорождения. На степень успешности реализации коммуникативного замысла существенно повлиял фактор наличия у студентов опыта профессионального общения. Прагматические интенции первокурсников предполагают презентацию качеств, соответствующих сформированным в обществе стереотипным образам профессионалов, добросовестных сотрудников. Положительный имидж создается студентами посредством ориентации формулировок создаваемого текста и предъявляемых в них фактологических и аксиологических рядов на стандартные требования бизнес-среды. В конце статьи предлагается авторский вариант комплексного методического решения проблемы формирования самопрезентационного навыка у студентов.
Филология: научные исследования, 2021-8
Романова Н.Г. - Проблема текстопорождения при обучении филологическим основам профессиональной деятельности c. 75-86

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.8.36129

Аннотация: Предмет исследования – проблема текстопорождения при обучении студентов базовым филологическим основам профессиональной деятельности. Практика создания медиатекстов и коммуникационных продуктов предполагает не только набор представлений о медиатрендах, процессе медиатизации и прагмалингвистических характеристиках текстов массмедиа, но и устойчивые филологические знания, конкретные условия и стратегии медиаобразования, способствующие успешному продуцированию необходимого контента. В основе методологической базы работы общенаучный метод сравнительно-сопоставительного анализа и методы филологии – композиционный и семантико-стилистический анализ, позволившие выявить типичные трудности студентов в процессе текстопорождения: непонимание жанровых границ и содержательных ориентиров, проблему выбора нужной модальности текста, недостаточность фактуальной информации по избранной теме, ее неоправданное дублирование.   В статье дана оценка качества и специфики креативных речевых произведений студентов (анонсов, рецензий, текстов интервью), проанализировано их восприятие обучающимися для уточнения проблемного поля текстопорождения и поиска эффективных решений в рамках учебной коммуникации. По результатам исследования обозначены основные и дополнительные условия совершенствования текстопорождающего навыка будущих специалистов сферы массовых коммуникаций, этапы решения проблемы текстопорождения и их содержание. Определяющим при формировании текстопорождающего навыка у студентов стал подход к медиатексту как к многоуровневому сообщению, основные параметры которого определяются предполагаемым каналом передачи, формой восприятия, особенностями создания, категорией авторства и тематической ориентацией.
Филология: научные исследования, 2019-4
Романова Н.Г. - Претензионная переписка как аспект взаимоотношений субъектов образовательного процесса c. 91-98

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.4.30227

Аннотация: Предмет рассмотрения статьи - претензионная переписка как актуальный аспект взаимоотношений субъектов образовательного процесса. Обращение к документальным свидетельствам претензионных требований со стороны обучающихся и их законных представителей представляется наиболее продуктивным, во-первых, для выявления характерологических черт современных писем-рекламаций, являющихся высказываниями по одной из наиболее острых социально-значимых тем, затрагивающих сферу личных интересов и потребностей авторов; во-вторых, для прояснения различных аспектов коммуникативной культуры пишущих, формирования и реализации образовательных стратегий и практик совершенствования деловых коммуникаций. Для достижения целей исследования использованы описательный, сопоставительный методы и стилистический анализ. Композиционный анализ основывался на учете взаимосвязи структурных и языковых особенностей рассматриваемых текстов с ситуацией общения (целью рекламационного обращения). В работе обобщены актуальные черты в структуре, содержании и языковом оформлении писем-рекламаций, даны рекомендации для поддержания оптимального уровня конвенциональности претензионной переписки через электронные средства связи, предложена модель сбалансированного ответа на письмо-претензию, исходя из коммуникативных установок автора рекламации. Возможные области применения полученных результатов – начиная от более скрупулезной проработки представлений о границах допустимого в сфере официального общения в рамках учебных занятий для старшеклассников, студентов начальных курсов и до формулирования рекомендаций и принципов организации работы с обращениями граждан с акцентом на методику и алгоритмы подготовки ответных сообщений, максимально ориентированных на ситуационные ожидания заявителей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.