по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Кропачева Ксения Александровна
Litera, 2020-10
Кропачева К.А. - Становление литературного канона французской драматургии XVI века c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.10.33800

Аннотация: В данной статье рассматривается постепенное становление литературного канона французского театра Ренессанса, который впоследствии во многом предопределил возникновение и дальнейшую эволюцию классицистической драматургии. Предметом исследования являются принципы драматического искусства, которые формулируются поэтами и теоретиками XVI века в рамках поэтических текстов и трактатов. Цель работы – выявить возможные этапы формирования театрального канона во Франции эпохи Возрождения, сопоставить его принципы со средневековым театром, определить, к какому этапу относится появление представлений о классическом театре, основанном на античных образцах, выделить факторы, повлиявшие на его развитие.    Новизна исследования заключается в попытке комплексного анализа поэтических текстов и трактатов, которые дают возможность воссоздать процессы, происходившие в XVI в. в области французского театра, а также сопоставить их как со средневековой традицией, так и с постепенно зарождающимся классицизмом. Актуальность работы состоит в том, что в литературоведении возникла необходимость осмысления того, как формируются классические принципы французской драматургии на материале поэтологических сочинений Возрождения. В результате очевидно, что в процессе формирования канона французского театра Ренессанса можно выделить три этапа. Первый из них связан с публикацией манифеста Жоашена Дю Белле, который фиксирует во французской литературе «пробел» в области драмы и призывает заполнить его. Для реализации второго этапа определяющей становится фигура Этьена Жоделя, автора трагедии «Плененная Клеопатра», воплотившей попытку возрождения античной трагедии, и комедии «Евгений». Так во Франции XVI в. появилась национальная театральная традиция, которую можно считать литературным каноном. Третьим этапом его формирования стало признание достижений Жоделя на уровне теории поэзии. В 1555 г. Жак Пелетье в «Поэтическом искусстве» привел оба произведения в качестве образцов трагедии и комедии, что способствовало закреплению канона.
Litera, 2020-8
Кропачева К.А. - «Livre qui traictera de toutes sortes de poëmes»: перечень жанров «Французского поэтического искусства» Пьера Лодена д’Эгалье c. 42-48

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.8.33594

Аннотация: Данная статья посвящена специфике функционирования нормативной поэтики во Франции рубежа XVI-XVII веков на примере «Французского поэтического искусства» Пьера Лодена д’Эгалье. Автор трактата поднимает в своем произведении достаточно широкий спектр вопросов, однако предметом нашего исследования становится лишь один, достаточно узкий аспект: проблема постепенной систематизации жанров во Франции XVI века. Цель исследования – изучить перечень жанров «Французского поэтического искусства» Пьера Лодена д’Эгалье, определить, в чем заключается его своеобразие, а также выяснить, какую роль сыграл данный трактат в процессе формирования системы жанров. Новизна работы состоит в попытке комплексного рассмотрения вопроса о постепенном становлении и формировании жанровой системы во французской поэзии. Поэтическое искусство Лодена практически не изучено в отечественной литературоведческой традиции, а потому данное исследование становится актуальным для расширения представлений о теоретических текстах французского Ренессанса. Мы можем выделить целый ряд особенностей, которые позволяют говорить об особой роли трактата в процессе формирования французской системы жанров. Во-первых, Пьер Лоден д’Эгалье дает характеристику современного положения жанров, что способствует переосмыслению значения той или иной формы в рамках постепенно формирующейся системы. Во-вторых, Лоден включает в свой перечень жанров твердые формы, такие как ле, виреле, кок-а-лан, блазон, отбросить которые призывали поэты Плеяды. В-третьих, «Французское поэтическое искусство» выделяется среди других трактатов стремлением зафиксировать реальное положение современной поэзии за счет описания новых жанров, ранее не упоминаемых в теоретических трактатах. Таким образом, во «Французском поэтическом искусстве» Пьера Лодена д’Эгалье представлен оригинальный перечень жанров, одной из основных целей создания которого является подведение итогов эволюции национальной литературы и теории поэзии к концу XVI века.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.