ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Харитонова Анна Евгеньевна
Харитонова А.Е. - Фальсификация удовлетворенности: декадентство и опрощение как крайние формы внутреннего протеста героинь повести М. В. Крестовской «Вопль» |
|
c. 56-74
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2020.6.33121
Аннотация: Настоящая статья рассматривает повесть М. В. Крестовской «Вопль» (1900) в контексте рецепции феномена декадентства в отечественной литературе рубежа XIX-XX вв. Эта повесть ныне почти забытой писательницы, в своем творчестве прежде всего обращавшейся к женским темам (вопросам любви, семьи и профессии), представляет сегодня особый интерес с точки зрения отражения в ней культурных тенденций указанного периода. «Типичная женская история» о несчастливо сложившемся браке, направленная против власти денег, лицемерия и несвобод, помимо прочего выводит на авансцену повествования декаданс как культурную эмблему эпохи, обнажая внутренние мотивы и механизмы, приведшие одну из героинь к нарочито декадентскому типу поведения. В качестве же иной, контрастной формы протеста против буржуазного мира в повести представлена идеология опрощения. Научная новизна настоящего исследования определяется малой изученностью творчества М. В. Крестовской и отсутствием в современном литературоведении специальных работ, посвященных ее писательскому наследию. Особый вклад автора в решение этой проблемы состоит в том, что повесть «Вопль» впервые вводится в широкий русско-европейский культурный, в частности историко-литературный, контекст и рассматривается с точки зрения мировоззренческих тенденций и эстетических веяний второй половины XIX — начала XX в. Исследование доказывает, что данный текст, являющийся не единственным обращением Крестовской к типу нового героя «конца века», может быть правомерно отнесен к корпусу произведений о героях-декадентах.
|