по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Габышева Луиза Львовна
Филология: научные исследования, 2019-6
Габышева Л.Л. - Номинации частей якутского традиционного жилища: языковые и мифологические структуры c. 207-216

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.6.30985

Аннотация: Предметом исследования статьи является семантика названий частей якутского дома балаҕан, который делился на правую и левую, мужскую и женскую половины, а также по социальному признаку, в обрядах левая часть жилища соотносилась с Нижним миром, правая – с Верхним. Данные номинации до сих пор не рассматривались в системе с именами социальных групп, пищи, домашнего скота, шаманов и другими элементами традиционной цветосимволики. Метафорические наименования частей дома оказываются семантически и семиотически нагруженными, анализ их внутренней формы выявил чрезвычайно емкую по смыслу семантическую структуру, сходную с символической матрицей описания мира. Автор использует комплексную методику: лексический анализ слова сопровождается культурологическими экскурсами в область материальной культуры, обрядовой практики, обычаев и т. д. Изучение жилища как одного из ключевых артефактов потребовало применить структурно-семиотический метод изучения организации его пространства. В привлечении и сопоставлении языкового, мифологического, фольклорного, этнографического и других материалов в статье заложена идея семантического единства всей культуры народа, при этом анализ текста остается преимущественно языковым. Новизна исследования заключается в том, что выявлена взаимосвязь языковых и мифологических структур: полисемия номинаций частей жилища находит обоснование в контексте традиционной картины мира, характерной чертой которой является не только пространственно-временной синкретизм, но и мифологическое тождество цвета, пространственных направлений, названий социальных групп и т. д. Языковая метафора служит своеобразной нишей для кумуляции культурно-значимой информации, средством ее компрессии и каналом передачи.
Litera, 2019-6
Габышева Л.Л. - Культурные коннотации ландшафтных терминов в якутском эпосе олонхо c. 284-290

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.6.31420

Аннотация: Предметом изучения работы являются метафорические значения ландшафтных терминов как фрагмента мифопоэтической картины мира якутского эпоса олонхо. Слова, обозначающие болото, тундру, овраги, буераки, сухостой, буреломы и т. п., приобретают в текстах якутского эпоса коннотации дурного нечистого места и противопоставляются словам, имеющим значение открытого ровного пространства. Последние имеют положительные оценочные эпитеты. Особое внимание в статье уделяется функциям ландшафтных терминов, которые служат своего рода маркерами границ между мирами, а также входят в состав полных имен героев олонхо, разграничивая айыы и абааhы персонажи. В широком привлечении и сопоставлении языкового, мифологического, фольклорного, этнографического и других материалов в настоящей статье заложена идея семантического единства всей культуры народа, при этом анализ текста остается преимущественно языковым. Обращаясь к семантике ландшафтных терминов, автор использует структурно-семантический метод, контекстуальный анализ, прибегает к лексикографическим источникам и сравнительно-историческим языковым сведениям. Автор впервые устанавливает коннотативные значения и функции в олонхо слов, обозначающих, с одной стороны, открытое ровное пространство, с другой стороны, болото, овраги, буераки, буреломы, тундру и т. п. Семантическая оппозиция ровный/ неровный восходит, как выявило исследование, к мифам и сохранилась в напевах старинного якутского танца оhуохай, исполняемого обычно на празднике нового года. Объединение в одном многозначном слове дойду понятий родины и степи рождает ассоциации с прообразом исторической прародины тюрков, возможно, сохранившимся в языке и памяти народа.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.