по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Божок Николай Сергеевич
Genesis: исторические исследования, 2021-10
Божок Н.С. - Коммеморации культурно-исторической реконструкции в контексте сетевого социума c. 100-117

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.36390

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена необходимостью научного осмысления многогранного опыта коммеморативной деятельности сообществ, объединенных в рамках Общероссийского общественного движения «Клубы исторической реконструкции России». В объект интереса автора статьи включены коммеморации коллективного формата, аккумулирующие различные формы культуротворческих мемориальных инициатив изучаемого движения. Предметом исследования являются процессы трансформации коммеморативных практик реконструкторского движения в условиях сетевых отношений. Цель исследования – выявить ключевые векторы трансформации коммемораций культурно-исторической реконструкции, отражающей качественные изменения современного мемориального пространства в контексте сетевого социума. Выдвигается и обосновывается авторская точка зрения, что наиболее существенные изменения в коммеморативных практиках реконструкторов обусловлены переходом к проектно-сетевой форме взаимодействия с широким кругом социальных акторов, сотрудничество с которыми основываются на взаимовыгодном обмене дефицитными ресурсами. Новизной исследования является экспликация и эмпирическое тестирование понятия «мемориальный менеджмент» (терминология А. Ассман), для артикуляции специфики современного этапа трансформации коммемораций культурно-исторической реконструкции в условиях проектно-сетевого социума. Вводится в научный оборот новый материал об общественных мемориальных инициативах и сетевых проектах реконструкторов, позволяющий сделать обобщения и выводы о том что, трансформация коммемораций культурно-исторической реконструкции – это сложный многовекторный процесс, демонстрирующий ряд разнонаправленных тенденций, присущих российскому мемориальному пространству. Позитивные качественные изменения в коммеморативных практиках реконструкции выражаются в расширении их научно-просветительской и инклюзивной составляющих.
Genesis: исторические исследования, 2020-12
Божок Н.С. - Образы прошлого в фестивалях культурно-исторической реконструкции c. 44-61

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.12.34421

Аннотация: Объектом рассмотрения и анализа в данной статье являются образы прошлого, актуализированные в фестивальных практиках культурно-исторической реконструкции. Предмет исследования составляют механизмы формирования и стратегии репрезентации образов прошлого в фестивалях культурно-исторической реконструкции. Уточняется, что фестиваль рассматривается автором публикации в качестве репрезентанта более общего феномена – культурно-исторической реконструкции, интегральное понимание которой позволяет охватить многообразие неакадемических практик, направленных на изучение и максимально достоверное воссоздание материальной и духовной культуры прошлого, сохранение, актуализацию, репрезентацию и трансляцию культурно-исторических ценностей. В контексте коммеморативных практик реконструкции конструирование и репрезентация образов прошлого осуществляется «целенаправленно, коллективно и театрализовано». Актуальность исследования данной проблематики определяется тем, что реконструкторское движение становится все более значимым актором мемориального пространства современной России, оказывающим существенное влияние на формирование консенсусных образов прошлого. В теоретико-методологическом ракурсе проведенный анализ основывается на концептуальных подходах, представленных в российских историко-культурологических исследованиях образности. Эмпирической базой для анализа являлись интернет-ресурсы: сайты и форумы сообществ реконструкторов, социальные сети, электронные СМИ. Использовались количественные и качественные методы исследования, в том числе метод глубокого включенного наблюдения, осуществлённого автором в период подготовки и проведения культурно-исторических реконструкций. Комплексное использование указанных методов обеспечило системное рассмотрение предмета исследования. В результате проведенного анализа выявлена специфика механизмов формирования аутентичных образов прошлого и стратегий репрезентации коллективных представлений о прошлом в фестивалях культурно-исторической реконструкции, оказывающих позитивное воздействие на обыденное сознание.
Человек и культура, 2020-5
Ярская-Смирнова В.Н., Божок Н.С., Зайцев Д.В. - Инверсия темпоральности в коммеморации культурно-исторической реконструкции c. 11-24

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.33747

Аннотация: В представленной статье объектом исследования являются коммеморативные практики культурно-исторической реконструкции. Предметом исследования выступает инверсия темпоральности в фестивальных практиках культурно-исторической реконструкции. Цель статьи – сквозь призму концепта инверсии социального времени выявить специфику темпоральных представлений исторических реконструкторов. Для её достижения проведен вторичный анализ данных интервью организаторов и участников фестиваля исторической реконструкции «Времена и эпохи». Эмпирическую базу исследования составили материалы российских медиа. Наиболее информативным явился контент портала «The City», разместившего интервью с участниками движения исторической реконструкции, представляющими различные российские города, социально-демографические и профессиональные группы населения. Новизной исследования является введение в научный оборот нового теоретического и эмпирического материала. Впервые в контексте темпорального подхода мемориальная культура и культурно-историческая реконструкция рассматриваются в качестве значимых и эффективных факторов коммеморации коллективного формата. Проведённый анализ позволил авторам статьи определить многовариативность мотиваций и интенций, составляющих основу коммеморативных практик культурно-исторической реконструкции. Фестиваль «Времена и эпохи» рассматривается авторами статьи в качестве примера неповседневных коммеморативных практик, где предметом коммеморативной деятельности является коллективное прошлое, актуализированное в социокультурном пространстве мегаполиса в рамках проектно-сетевого подхода. Раскрываются проблемы развития фестиваля как мемориального проекта, перспективы его интеграции в городскую среду.
Урбанистика, 2019-3
Божок Н.С. - Культурная идентичность городских сообществ исторических реконструкторов c. 18-27

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.3.29882

Аннотация: Объектом исследования является культурная идентичность городских сообществ исторических реконструкторов. Предмет научного интереса автора статьи – механизмы и практики, обусловливающие специфику позитивной культурной идентичности сообществ, объединенных в рамках движения исторической реконструкции. Подробно рассматриваются доминантные тенденции развития современного реконструкторского движения: тенденция к фрагментации движения и усложнению структуры коллективной идентичности и интенция к сплоченности. Особое внимание уделяется выявлению механизмов, позволяющих сохранять и поддерживать баланс между процессами дифференциации и интеграции изучаемого движения. Методологически авторское понимание специфики коллективной идентичности исторических реконструкторов опирается на теоретические идеи Г. Блумера, Н. Смелзера, П. Штомпки, теорию новых социальных движений, акцентирующих внимание на их социокультурном измерении. Эмпирический материал для проведения исследования получен автором на основе сочетания метода включенного наблюдения, анализа дискурсов и актуальных культурных практик, реализуемых городскими сообществами исторических реконструкторов. Новизна настоящего исследования состоит в том, что впервые комплексно проанализирована культурная составляющая коллективной идентичности движения исторической реконструкции, выявлены ее структурные компоненты, механизмы и характерные особенности. Обосновано, что под воздействием глобальных трендов современности культурная идентичность реконструкторов наряду со своими базовыми составляющими приобретает качественно новые, способствующие повышению культурно-исторической мобильности и сплоченности реконструкторского движения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.