по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Дудин Павел Николаевич
Право и политика, 2023-12
Дудин П.Н., Базаров К.Ю. - Трансформация юридического статуса монгольских земель, вошедших в состав маньчжурских провинций при создании Хэйлунцзяна, Ляонина и Гирина c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.12.69278

Аннотация: Предметом исследования является процесс изменения юридического статуса монгольских земель, которые до начала ХХ в. были объединены в политии Внешняя Монголия, Внутренняя Монголия, Барга (Хулун-Буир), обладающие статусом автономных государств в составе империи Цин. Имея гарантии неприкосновенности от проникновения в их пределы китайского населения, это земли сохранили древний родовой уклад, деление княжества (хошуны) во главе с дзасаками – потомками Чингисхана или его брата Хасара. Однако китайская колонизация, начавшаяся в 1880-е гг., политическая слабость императоров и объективная необходимость в расширении жизненного пространства ханьского населения огромной империи, заставили центральные власти в Пекине нарушить старинные договоренности, приступить к отчуждению земель хошунов и создавать на них китайскую систему административно-территориального устройства. Методология исследования строилась на междисциплинарном подходе с опорой на инструменты ряда гуманитарных наук: идеографический, или описательно-повествовательный метод, принцип историзма, ретроспективный метод, метод периодизации, сравнительно-правовой метод, метод реконструкции, структурный метод и нарративный подход, а также, учитывая юридическую составляющую исследуемого явления, – догматический метод и метод юридической герменевтики. Научная новизна работы заключается в том, что впервые в современной отечественной науке реконструирован процесс перехода от родовой организации монгольских и маньчжурских земель к современному его состоянию, при этом рассматривая его в контексте преемственности ключевых территориальных структур, значительная часть которых функционирует и в настоящее время в Китайской Народной Республике (провинции и уезды). Научная значимость результатов, отраженных в статье, заключается в выявлении и описании новых направлений государственно-правовых исследований в заявленном регионе, проведенная работа может послужить основой для пересмотра сложившихся в исторической, политической и юридической науке критериев и характеристик относительно территориального устройства как Китая в целом, так и его отдельных национальных регионов. Авторы приходят к выводу о том, что территориальная организация Северо-Восточного Китая в границах бывшей политии Маньчжурия (Дунбей) и в восточной части Внутренней Монголии отчасти сохранила исторические границы более мелких единиц, тем самым обеспечивая себе устойчивость и преемственность.
Юридические исследования, 2021-3
Дудин П.Н. - Механизм реализации налоговой функции государства и его преломление в правовых нормах Китайской Республики и японских сателлитов в конце 1920-х гг. – середине 1930-е гг. c. 9-24

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.3.35144

Аннотация: Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся реализации налоговой функции в Китайской Республике в конце 1920-х – середине 1930-х гг. и степень их влияния на аналогичные отношения, формируемые на китайских территориях, находящихся под японским контролем в 1930-е гг.: Маньчжоу-Го и Мэнцзяне. Объектом исследования выступает налоговая система Китайской Республики в период так называемого «Нанкинского десятилетия (1927-1937 г.), когда партия Гоминьдан во главе с Чан Кайши на короткое время устанавливает контроль надо большей частью современного Китая и начинает проводить централизованную политику, в том числе и в сфере упорядочивания налогового законодательства. Особое внимание уделяется ключевым нормативным правовым актам и органам государственной власти, которые на национальном и провинциальном уровне обеспечивают реализацию налоговой функции государства. Статья является продолжением серии исследований о налоговой системе и налоговой праве стран Восточной Азии. Впервые в юридической науке автор вводит в научный оборот положения налогового законодательства как Китайской Республики, так и Маньчжоу-Го. Помимо этого, научная новизна исследования заключается в сопоставлении правовых систем Китая и японских сателлитов в части налогового законодательства и регулирования налоговых отношений. В результате автор приходит к выводу о том, что и в Маньчжоу-Го, и в Мэнцзяне нормативная база, при активном внедрении японской модели, сохраняла основные черты китайского права, но в отличие от китайской модели, была более эффективной.
Право и политика, 2021-3
Дудин П.Н. - Правовое регулирование ценообразования в Мэнцзяне в ракурсе экономической функции монгольской государственности: историко-правовой очерк c. 37-46

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.3.35235

Аннотация: Объектом настоящей статьи является правовое регулирование экономической политики Японии на занятых ею территориях Северо-Восточного Китая. Предметом исследования выступает правовой механизм регулирования ценообразования во Внутренней Монголии в период существования государства Мэнцзян. В связи с тем, что японская сторона стремилась обеспечить внешнее соответствие новой политической единицы, государства Мэнцзян, атрибутам независимого государства, автор предметно-объектную часть выводит из экономической функции государства. Целью статьи является историко-правовой анализ правового регулирования ценообразования в Мэнцзяне, а задачами – 1) дать характеристику нормативным правовым актам Мэцнзяна в области ценообразования; 2) раскрыть их смысл, содержание, а также правовые и социальные последствия применения. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу об эффективности внедряемых правых инструментов экономической политики по контролю над ценообразованием, но делает оговорку относительно того, что военную и экономическую эффективность не следует путать с социальной и гуманитарной эффективностью, что делали власти этого государства. Основным вкладом автора в исследование темы является воссоздание правовых инструментов управления экономикой обширного региона в Восточной Азии и дополнение уже имеющихся сведений об этом новыми данными, а научная новизна прослеживается введением в научный оборот новых данных, не известных ранее широкому кругу исследователей.
Международные отношения, 2019-4
Дудин П.Н. - Квазигосударственные границы европейских держав в Восточной Азии: «экспорт юрисдикции» и иностранные поселения в Китае в конце XIX – начале ХХ в. c. 61-79

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.4.31465

Аннотация: В представленной статье предпринята попытка анализа правового статуса границ иностранных поселений в Китае в конце XIX – начале ХХ в. сквозь призму статуса соответствующих территорий. В период между окончанием Первой опиумной войны (1842 г.) и подавлением Восстания ихэтуаней империя Цин обеспечивает доступ в свои порты иностранным державам, которые расширяют сферы своего влияния в регионе посредством фактического раздела этой страны на зоны присутствия. Основным инструментом здесь выступают иностранные поселения, которые имеют различный правовой статус и различные задачи, однако служат своеобразным индикатором силы и влияния. Зачастую поселения примыкали одно к другому, соприкасались границами, их жители перемещались как внутри империи, так и на данных территориях, что порождало необходимость в урегулировании возникающих юридических ситуаций, конфликтов и разрешении их последствий. Методами исследования выступили сбор данных; тематический мониторинг научных изданий; метод анализа документальных потоков; системный подход. Впервые исследуется юридическая природа иностранных поселений, а также статус их границы, поскольку именно она являлась той условной линией, которая отделяла и защищала интересы державы как от посягательств со стороны империи Цин, так и со стороны других держав. И если в отношении арендных территорий, которые выполняли преимущественно функции военного присутствия, аналогичные нынешним иностранным военным базам, вопросов относительно их юридического положения и положения их границ не возникало, то положение Дипломатического квартала, концессией и сеттльментов порождало весьма противоречивые мнения, анализ которых и осуществлен автором статьи.
Исторический журнал: научные исследования, 2017-6
Дудин П.Н. - Договорный механизм обеспечения российского стратегического присутствия на Дальнем Востоке (на примере КВЖД) c. 63-71

DOI:
10.7256/2454-0609.2017.6.24596

Аннотация: Предметом исследования выступают договоры и соглашения, которые послужили нормативной основной для строительства Китайско-Восточной железной дороги - одного из самых успешных внешнеполитических предприятий Российской империи на рубеже XIX-XX вв. Объектом исследования выступают российские национальные интересы на Дальнем Востоке. Представленный в форме концессии проект решал несколько важный геополитических и стратегических задач, среди которых на первое место выходили обеспечение безопасности дальневосточных рубежей империи, транспортная доступность и выход к незамерзающим портам восточных морей. Методология исследования предполагала анализ договоров и соглашений, заключенных Россией с китайского стороной, в результате которых была была построена и успешно функционировала в течение 40 лет Китайско-Восточная железная дорога. Впервые предпринята попытка осуществить системный анализ участия России в международных отношениях на Дальнем Востоке посредством механизма заключения международных договоров и соглашений. Выступая в качестве нормативной основы российской политики в регионе, автор впервые представляет их как часть комплексного механизма обеспечения национальных интересов и приходит к выводу о том, что с железной дорогой связывалось могущество нашей страны, наличие у нее собственных интересов на территории Северо-Восточного Китая и умение их отстаивать.
Полицейская и следственная деятельность, 2017-4
Дудин П.Н. - Правоохранительная система квази-государств Северо-Восточного Китая в период японской оккупации: организационные основы и правовое регулирование c. 57-69

DOI:
10.25136/2409-7810.2017.4.24422

Аннотация: В настоящей статьей авторы предпринимают попытку определить место правоохранительных органов в общей системе органов власти квази-государств, созданных на территории северо-восточных провинций Китайской Республики в 1930-1940-е гг. В качестве объекта исследования выступает государственная система Маньчжоу-Го как первого среди подобных политических образований и эксперимента, призванного стать наглядной демонстрацией правильности выбранного оккупационными властями курса. Предметом исследования выступает правоохранительная система вази-государств Северо-Восточного Китая на примере Маньчжоу-Го как "образцового государства". В связи с отсутствием серьезных исследований в данной научной области, в качестве основных источников использованы оригинальные тексты нормативных правовых актов, переведенные на русский язык сотрудниками Юридического факультета г. Харбина (1920-1937 г.). Авторы статьи дают общую характеристику государственной системы, определяют органы власти, осуществляющие правоохранительную деятельность, анализируют их статус, порядок формирования, функции и взаимоотношение с другими государственными структурами. В качестве выводов отмечается особое место на общенациональном уровне министерства внутренних дел – ключевого звена правоохранительной системы. Особенностью этого звена правоохранительной системы являлось то, что в административном делении квази-государства Северо-Восточного Китая не были однородными: в качестве самостоятельных единиц имели место быть провинции (аймаки и проч.), провинции и города с особым статусом. Это накладывало отпечаток и на структуру правоохранительной системы, усложняя ее. В заключении авторы приходят к выводам об эффективности созданной системы, которая обеспечивала присутствие оккупационных сил на континенте и бесперебойное функционирование государственного аппарата.
Международные отношения, 2017-4
Дудин П.Н. - Правовые основы русского стратегического присутствия в Восточной Азии (конец XIX - первая половина ХХ вв.) c. 16-22

DOI:
10.7256/2454-0641.2017.4.24575

Аннотация: Предметом исследования являются договоры и соглашения России с Китаем и другими государствами (Франция, Маньчжоу-Го и др.), которые обеспечивали стратегическое присутствие нашей страны в регионе Восточная Азия, объектом исследования выступают русские интересы в данном регионе. Особе место автором уделяется содержанию этих договоров, затрагивающему российские интересы как в отношении безопасности, так и в вопросах конструирования "Русского Мира", что наиболее ярко проявлялось в вопросах русской юрисдикции. Методология исследования предполагает содержательный анализ договоров и соглашений в отношении русских концессий, Квантунской области и КВЖД, в которых одной из сторон выступала Россия. Впервые предпринята попытка систематизировать международные договоры и соглашения с участием Российской империи/ Союза Советских Социалистических Республик и провести их содержательное исследование с целью выявления механизмов обеспечения российского присутствия в одном из стратегически важных регионов - на Дальнем Востоке. Автор приходит к выводу о том, что данное присутствие, в отличие от других участников подобных отношений, Россией обеспечивалось исключительно мирным путем и с учетом воли других заинтересованных сторон.
Исторический журнал: научные исследования, 2017-1
Дудин П.Н. - К вопросу о судьбе преподавателей Юридического факультета г. Харбина, вернувшихся в СССР

DOI:
10.7256/2454-0609.2017.1.20876

Аннотация: Предметом исследования является правовое положение и политическая судьба преподавателей Юридического факультета г. Харбина, прибывших после 1935 г. в Советский Союз. Вслед за японской оккупацией часть преподавателей была вынуждена перейти в советское гражданство и вернуться в СССР, сам же Факультет в 1937 г. прекратил свое существование. Подвергшиеся репрессиям сотрудников можно условно разделить на 3 группы: 1. Приговоренные к высшей мере наказания; 2. Отбывающие наказание в лагерях; 3. Подвергшиеся репрессиям, чья дальнейшая судьба неизвестна. Все они были видными учеными в области китайского государства, права, истории и экономики. Исследование осуществляется посредством изучения архивных данных, отчетных материалов Юридического факультета, данных о приговорах в отношении репрессированных граждан, мемуаров и воспоминаний. Новизна исследования заключается в том, что, во-первых, впервые представлен полный список жертв политических репрессий среди преподавателей Юридического факультета г. Харбина; во-вторых, впервые публикуются биографические данные крупных исследователей-китаистов того времени: Н.Е. Эсперова, А.А. Камкова, М.Л. Шапиро и др.
Политика и Общество, 2016-11
Дудин П.Н., Ражбадинов Р.Р. - Государственность монголоязычных народов Внутренней Азии в 1920-1930-е гг., находящихся в зоне советского влияния

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.11.20969

Аннотация: Предметом исследования является система органов государственной власти, а также конституционное развитие трех политических образований Внутренней Азии, которые в 1920-1930-е гг. входили в т.н. зону советского влияния - Монголии (ставшей позднее Монгольской Народной Республикой), Танну-Тувинской Народной Республики и Бурятии (ставшей позднее Бурят-Монгольской автономной советской социалистической республикой). В период 1921-1936 гг. все они были юридически являлись составной частью либо Советской России и СССР (БМАССР с 1923 г., ТТНР - с 1944 г.), либо Китайской Республики (Монголия/МНР - в 1911-1945 гг., ТТНР - до 1944 г.). Изучена система высших органов и органов местной власти, их конституционно-правовое закрепление, условиях, в которых происходило становление государственности, и обстоятельства, которые влияли на ее изменение. Исследование проведено посредством анализа Конституций и других нормативных правовых актов (решений органов государственной власти), изучения статуса, порядка формирования и полномочий органов государственной власти и выявления их общих и различных черт. Впервые комплексно исследована государственная природа всех трех государствоподобных образований монголоязычных народов Внутренней Азии, находившихся под советским контролем и влиянием. Впервые детальному анализу подвергнуты Основные Законы Монголии, Тувы и Бурятии, сопоставлены органы государственной власти в их исторической ретроспективе. Этим демонстрируется степень влияния Советской России на политии, входящие в зону ее интересов.
Налоги и налогообложение, 2016-8
Дудин П.Н., Хусаинов З.Ф. - Правовое регулирование налоговых отношений в Мэнцзяне

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.8.20325

Аннотация: Предметом исследования являются общественные отношения, урегулированные законодательством о налогах во Внутренней Монголии после создания государства Мэнцзян в 1937 г. Автор подробно рассматривает налоговые инструменты, механизмы пополнения государственного бюджета и меры, принимаемые соответствующими органами государственной власти для этого, включая налоговые реформы и совершенствование законодательной базы. Раскрываются виды и размеры взимаемых налогов, структура налоговых органов, показаны особенности налоговой политики в соседних с Мэнцзяном политических образованиях - Чанани и Цзиньбэе. Поставленная цель достигается посредством анализа нормативного правового материала, а также неопубликованных ранее данных из статистических сборников и экономических журналов. Основными выводами проведенного исследования являются наличие значительных успехов и эффективность выбранных оккупационными силами методов, которые привели к желаемому результату и обеспечили пополнение военного бюджета. Вклад автора заключается в конструировании налоговой системы и введении в научный оборот новых данных в отношении одного из экономически и стратегических важных регионов Китая - Внутренней Монголии.
Финансовое право и управление, 2016-3
Дудин П.Н., Павлов А.К. - Финансовая система квази-государств Северо-Восточного Китая в период японской оккупации: организационные основы и правовое регулирование

DOI:
10.7256/2454-0765.2016.3.19661

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются организационные основы финансовой системы квази-государств Северо-Восточной Азии, создаваемых в 1930-е годы в период оккупации региона японскими вооруженными силами. Большое внимание уделяется финансовой системе Маньчжоу-Го как политического феномена, созданного одним из первых на континенте и призванного служить эталоном государственности для аналогичных политических организаций. Рассматривается система государственных финансовых учреждений, дается характеристика функций и полномочий ключевых органов государственной власти. Опираясь на богатый архивный материал и данные, не публикуемые ранее в отечественных научных изданиях, автор подробно рассматривает этапы становления финансовой системы, ее идеологическую основу, уровни (национальный, провинциальный, уездный), а также выделяет специфику конструирования органов управления финансами в административно-территориальных единицах с особым статусом. Значительная часть исследуемого материала посвящена вопросам правовой регламентации финансовых отношений: нормативным правовым актам, регулирующим финансовую деятельность государственного аппарата. В завершении дается сопоставительный анализ государственной системы Маньчжоу-Го с другими политическими организациями, в результате чего автор приходи к выводу об идентичности финансовых систем, а также об эффективной политике оккупационных сил.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.