по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Домбраускене Галина Николаевна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-6
Домбраускене Г.Н., Болотин Д.Н. - Философско-астрономический образ космоса в музыке Э. Артемьева к кинофильму А. Тарковского «Солярис»: опыт хронотопического, семиотического и компьютерного анализа c. 20-44

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.6.40366

Аннотация: В настоящей статье авторы попытались выявить внутреннюю взаимосвязь традиционной мифологемы космоса с представлениями о современной астрономической реальности в музыке Э. Артемьева к кинофильму А. Тарковского «Солярис». Еще в рамках античного мировоззрения мифологема космоса обрела характерные черты, образовав своего рода семиотический комплекс, который можно рассматривать как совокупность разного рода символов, связанных с первостихиями, первоформами и числом. Эта мифологема нашла свое претворение в различных видах искусств, в том числе и в музыке разных исторических эпох. Удивительно то, что в современной культуре, обладающей гораздо бóльшими познаниями о физическом (астрономическом) космосе продолжают функционировать античные идеи макро- и микрокосма, средневековые религиозные представления о Вечности, метафизические искания новой духовности, Богочеловечества приверженцев космизма и пр. Опираясь на концепцию «хронотопа» М.М. Бахтина, авторами статьи была разработана модель хронотопического анализа, представленного в виде таблицы (Г.Н. Домбраускене), которая позволяет рассмотреть фильм в рамках векторного пространства, где основные векторы – это два базовых направления измерения – хронометраж и хронотоп. Табличный формат наглядно демонстрирует смысловые моменты, связанные с космосом, возникающие на пересечении трех основных параметров кинофильма: вербальном, визуальном и музыкальном. Полный хронотопический, семиотический и компьютерный анализ со снятием сонограмм музыкальных примеров (Д.Н. Болотин), позволяет на каждом «космическом» участке фильма, выявить музыкальные и художественные средства выражения его философских и астрономических характеристик.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-4
Домбраускене Г.Н. - Музыкальное воплощение иконографического сценария храмового пространства в цикле «Три хорала для большого органа» Сезара Франка c. 11-30

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.4.30635

Аннотация: Исследование статьи направленно на выявление смыслообразующих стимулов одного из загадочных произведений Сезара Франка "Три хорала для большого органа". Основная проблема в интерпретации цикла связана с отсутствием опоры на подлинные мелодии старинных церковных песнопений. Традиционно их присутствие в музыкальных сочинениях образует смысловое ядро благодаря коннотации хорального вербального текста. В статье обращается внимание на новаторский подход Сезара Франка в создании "Хоралов" в духе хоральных фантазий, принципы его композиторского мышления и выявление внутренней смысловой структуры сочинения. С целью раскрыть содержание музыки "Хоралов" С. Франка, был избран комплексный подход, учитывающий культурно-исторический контекст, влияние научных концепций в области иконографии и иконологии, распространенных во Франции с 30-х гг. XIX века, особенности творческого мышления С. Франка, имеющего признаки синестезийности. Музыкально-герменевтический и семиотический анализ позволил рассмотреть элементы музыкального языка, такие как музыкальная символика, музыкально-риторические фигуры, семантика тональностей и прочие как репрезентанты внутренней смысловой структуры. На основе проведенного исследования автор статьи выдвинул собственное предположение - хоралы С. Франка представляют собой основные доктринальные образы Христа в плане их пространственного расположения в помещении католической церкви согласно разработанному еще в средневековом богословии иконическому сценарию. Параллели с иконографическими и иконологическими принципами в построении музыкальных образов позволили смоделировать следующую смысловую структуру цикла: Хорал № 1 - «Рождество Христово», Хорал № 2 - «Страсти Христовы», Хорал № 3 - «Воскресение Христово». В плане храмового пространства эти образы соответствуют входу, центральной части, алтарю.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-4
Домбраускене Г.Н. - Музыкальное воплощение иконографического сценария храмового пространства в цикле «Три хорала для большого органа» Сезара Франка c. 11-30

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.4.40307

Аннотация: Исследование статьи направленно на выявление смыслообразующих стимулов одного из загадочных произведений Сезара Франка "Три хорала для большого органа". Основная проблема в интерпретации цикла связана с отсутствием опоры на подлинные мелодии старинных церковных песнопений. Традиционно их присутствие в музыкальных сочинениях образует смысловое ядро благодаря коннотации хорального вербального текста. В статье обращается внимание на новаторский подход Сезара Франка в создании "Хоралов" в духе хоральных фантазий, принципы его композиторского мышления и выявление внутренней смысловой структуры сочинения. С целью раскрыть содержание музыки "Хоралов" С. Франка, был избран комплексный подход, учитывающий культурно-исторический контекст, влияние научных концепций в области иконографии и иконологии, распространенных во Франции с 30-х гг. XIX века, особенности творческого мышления С. Франка, имеющего признаки синестезийности. Музыкально-герменевтический и семиотический анализ позволил рассмотреть элементы музыкального языка, такие как музыкальная символика, музыкально-риторические фигуры, семантика тональностей и прочие как репрезентанты внутренней смысловой структуры. На основе проведенного исследования автор статьи выдвинул собственное предположение - хоралы С. Франка представляют собой основные доктринальные образы Христа в плане их пространственного расположения в помещении католической церкви согласно разработанному еще в средневековом богословии иконическому сценарию. Параллели с иконографическими и иконологическими принципами в построении музыкальных образов позволили смоделировать следующую смысловую структуру цикла: Хорал № 1 - «Рождество Христово», Хорал № 2 - «Страсти Христовы», Хорал № 3 - «Воскресение Христово». В плане храмового пространства эти образы соответствуют входу, центральной части, алтарю.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-2
Домбраускене Г.Н. - О «немецком» в «Немецком реквиеме» И. Брамса: к вопросу об идеологических и музыкальных скрепах национальной немецкой культуры c. 8-18

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.2.29143

Аннотация: Объектом исследования стал «Немецкий реквием» И. Брамса, который являет собой уникальный метатекст, концентрирующий разнообразные смысловые структуры, как текстологические, так и музыкальные. Они выступают в качестве культурных кодов, которые заключают в себе широкий культурно-исторический контекст: он был сформирован системой паттернов национальной немецкой культуры ― религией протестантизма, философией, историей, литературой и др. Предметом исследования стала группа внутренних смыслообразующих стимулов, лежащих в основе «Немецкого реквиема» И. Брамса. Автором был выбран, в качестве основного, контекстный подход, раскрывающий культурно-исторические условия, в которых работали немецкие композиторы-романтики; текстологический и музыкальный анализ «Немецкого реквиема» дал возможность раскрыть внутренний процесс бифуркации жанра между традиционным католическим каноном и индивидуальным проектом И. Брамса в духе либерального немецкого протестантизма. Исследование «Немецкого реквиема» позволило охарактеризовать его как жанровый симулякр, сохраняющий только внешние черты сходства с традиционной заупокойной мессой. Внутреннее строение произведения уникально, оно определено логикой композиторского решения, на которое повлияли как личностные, так и национальные смыслообразующие стимулы. В целом ― опора на учение М. Лютера, признаваемого большинством немцев национальным героем; культурное наследие, пронизанное мелодикой протестантских хоралов; творчество выдающихся композиторов барокко во главе с И. С. Бахом, все это сформировало особую систему ценностных ориентаций, смысловые константы которой в XIX в. нашли претворение в трудах многих немецких мыслителей, в том числе и композиторов-романтиков. В этой же тесной взаимосвязи с национальной немецкой музыкальной культурой реализовался романтический индивидуализм Брамса.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-2
Домбраускене Г.Н. - О «немецком» в «Немецком реквиеме» И. Брамса: к вопросу об идеологических и музыкальных скрепах национальной немецкой культуры c. 8-18

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.2.40289

Аннотация: Объектом исследования стал «Немецкий реквием» И. Брамса, который являет собой уникальный метатекст, концентрирующий разнообразные смысловые структуры, как текстологические, так и музыкальные. Они выступают в качестве культурных кодов, которые заключают в себе широкий культурно-исторический контекст: он был сформирован системой паттернов национальной немецкой культуры ― религией протестантизма, философией, историей, литературой и др. Предметом исследования стала группа внутренних смыслообразующих стимулов, лежащих в основе «Немецкого реквиема» И. Брамса. Автором был выбран, в качестве основного, контекстный подход, раскрывающий культурно-исторические условия, в которых работали немецкие композиторы-романтики; текстологический и музыкальный анализ «Немецкого реквиема» дал возможность раскрыть внутренний процесс бифуркации жанра между традиционным католическим каноном и индивидуальным проектом И. Брамса в духе либерального немецкого протестантизма. Исследование «Немецкого реквиема» позволило охарактеризовать его как жанровый симулякр, сохраняющий только внешние черты сходства с традиционной заупокойной мессой. Внутреннее строение произведения уникально, оно определено логикой композиторского решения, на которое повлияли как личностные, так и национальные смыслообразующие стимулы. В целом ― опора на учение М. Лютера, признаваемого большинством немцев национальным героем; культурное наследие, пронизанное мелодикой протестантских хоралов; творчество выдающихся композиторов барокко во главе с И. С. Бахом, все это сформировало особую систему ценностных ориентаций, смысловые константы которой в XIX в. нашли претворение в трудах многих немецких мыслителей, в том числе и композиторов-романтиков. В этой же тесной взаимосвязи с национальной немецкой музыкальной культурой реализовался романтический индивидуализм Брамса.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.