ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Хавронич Алина Алексеевна
Хавронич А.А. - К вопросу о методологии стилистической стратификации при анализе ранненовоанглийского драматического произведения (на примере пьесы Дж. Скелтона «Величие») |
|
c. 1-13
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2020.5.32833
Аннотация: Предметом исследования являются методы дифференциации нейтральных единиц и элементов с ингерентной коннотацией стилистического плана, которые можно применять при стилистическом анализе художественных текстов ранненовоанглийского периода. Автор фокусируется на особенностях общеязыковых процессов, актуальных для первой половины XVI в., и социолингвистической обусловленности становления литературного канона. Рассматривается специфика восприятия возвышенного стиля и сниженного стиля как системы отклонений от формирующейся нормы. Выделяются основополагающие критерии идентификации стилистически маркированных единиц, а также категории языковых единиц, релевантных для стилистического анализа, некоторые общие признаки, указывающие на потенциальную маркированность слова. В работе демонстрируется алгоритм интеграции данных диахронических корпусов на семантическом и метасемиотическом этапах трехуровневого стилистического анализа художественного текста ранненовоанглийского периода. Также показана продуктивность применения данных диахронической прагматики при дифференциации нейтральных и сниженных единиц. Научная новизна работы заключается в попытке разработать алгоритм, позволяющий верифицировать или уточнить стилистический статус языковых элементов в ретроспективе, применяя к интерпретации лексических единиц пьесы ранненовоанглийского периода данные диахронической корпусной лингвистики и прагматики. Автор обращается к актуальным трактатам XVI в., посвященным проблеме стиля, и соответствующим исследованиям, систематизируя данные для уточнения критериев стилистической стратификации. Эти критерии, а также описанные принципы применения данных диахронической корпусной лингвистики и прагматики могут использоваться исследователями в рамках любого типа стилистического анализа художественных текстов не только ранненовоанглийского, но и среднеанглийского периода.
Филология: научные исследования, 2020-5
|
Хавронич А.А. - О приемах варьирования как компонентах высокого стиля в ранненовоанглийской литературе (на примере фрагментов пьесы Д. Линдсея «Сатира Трех Сословий») |
|
c. 16-27
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2020.5.32957
Аннотация: Предметом исследования являются реализации приема соположения синонимичных единиц и соположения морфологических вариантов, обнаруженные в фрагментах пьесы Д. Линдсея «Сатира Трех Сословий», представляющих высокий стиль. Эти приемы рассматриваются в контексте специфики высокого стиля, формирующегося в начале ранненовоанглийского периода, а также с точки зрения общеязыковых процессов, происходящих в это время. На примере образцов из пьесы Линдсея автор концентрируется на возможностях использования приемов варьирования для развития семантического и метасемиотического потенциала задействованных языковых единиц. Методологической основой для исследования выступил лингвостилистический трехуровневый анализ, а в качестве дополнительных инструментов использовались диахронический корпус и диахронические лексикографические базы. Научную новизну работы определяет тот факт, что стилистическое своеобразие памятников литературы начала ранненовоанглийского периода, в отличие от более поздних произведений елизаветинской эпохи, и в целом, и на уровне отдельно взятых приемов не подвергалось детальному анализу ни в зарубежных, ни в отечественных исследованиях. Рассматриваемая в статье в качестве примера пьеса драматурга Д. Линдсея также не разбиралась с точки зрения формальных свойств. В статье уточняются значимые особенности использования основных приемов варьирования, которые во многом определяют эстетический эффект, производимый пьесой Линдсея, и позволяют более глубоко осмыслить ресурсы английского языка с точки зрения реализации функции воздействия в исторической перспективе.
|