по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Гельман Виктор Яковлевич
Программные системы и вычислительные методы, 2023-4
Сердюков Ю.П., Гельман В.Я. - Применение гомоморфной фильтрации для мультипликативно взаимодействующих сигналов и окон выборки данных при периодическом оценивании c. 88-101

DOI:
10.7256/2454-0714.2023.4.69171

Аннотация: Объектом исследования являются системы передачи информации. В качестве предмета исследования рассматривается повышение качества информации на приемной стороне. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как формирование процедуры, существенно снижающей влияние межсимвольной интерференции, обусловленной взаимодействием самого сигнала и окна выборки. Этот источник ошибок, как правило, является доминирующим при скоростях передачи информации близких к пропускной способности канала связи. Исследования по снижению влияния межсимвольных искажений являются важными и актуальными и в последние годы им посвящено значительное количество работ. Рассматривалась модель сигналов, имитирующая передачу последовательности не модулированных импульсов типа меандр. Предполагалось, что обработка входящего потока импульсов производится в режиме реального времени на основе процедур периодического оценивания каждого элемента. Методической основой исследования являлись методы математического моделирования систем передачи информации и методы линеаризации с использованием обобщенного принципа суперпозиции. Основным результатом проведенного исследования является предложенная методика формирования гомоморфного фильтра для обработки входящего потока импульсов в режиме реального времени на основе процедур периодического оценивания каждого элемента. Алгоритм его функционирования обеспечивает преобразование мультипликативного взаимодействия сигнала и окон выборки в аддитивное и обеспечивает разделение мультипликативно взаимодействующих передаваемого информационного сигнала и окна выборки в канале связи. Полученная процедура, снижающая влияние межсимвольной интерференции на приемной стороне, является реализацией оптимального фильтра на основе гомоморфного преобразования. Получена оценка величины межсимвольной интерференции при использовании предложенного способа обработки. Продемонстрирована эффективность метода при потоковой обработке сигналов. Выражения получены в самом общем виде и могут быть детализированы в рамках описанной модели передачи информации, что является предметом дальнейшего исследования.
Психолог, 2023-3
Гельман В.Я. - О компенсации влияния развития информационно-коммуникационных технологий на когнитивные функции c. 28-37

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.3.38980

Аннотация: В настоящее время в мире происходят серьезные технологические изменения и особенно быстро в области информационно-коммуникационных технологий. Эти изменения оказывают существенное воздействие на все сферы жизни и деятельности людей. Предметом исследования настоящей статьи является влияние развития информационно-коммуникационных технологий на когнитивные функции человека. Подробно рассматриваются воздействия интернета, смартфонов, социальных сетей, калькуляторов, работы с клавиатурой, снижения объема неэлектронного чтения. Особое внимание уделяется ослаблению вербально-логической памяти, возникновению «цифровой деменции», ухудшению аналитического и логического мышления, появлению клипового мышления, снижению коммуникационных способностей и осложнению принятия текущих решений.   Для компенсации снижения рассмотренных когнитивных функций, вызванного развитием информационно-коммуникационных технологий, предложен ряд возможных подходов. Показано, что необходимая коррекция может быть осуществлена тренировкой ослабевающих функций с помощью специальной когнитивной гимнастики: подходящих интеллектуальных игр, определенных упражнений. Система компенсирующих занятий, включающая развивающие игры и специальные упражнения, может быть объединена в учебную дисциплину под условным названием «интеллектуальная культура» (по аналогии с физической культурой). Отмечена также необходимость обеспечения достаточно высокого уровня базовых знаний. Кроме того, предложено провести корректировку системы образования для нейтрализации наблюдающихся негативных тенденций.
Современное образование, 2023-2
Гельман В.Я. - Формирование эмоциональной культуры у студентов вуза c. 17-26

DOI:
10.25136/2409-8736.2023.2.39930

Аннотация: В настоящей работе рассматривается подход к эмоциональной культуре как компоненту профессиональной культуры специалиста. Отмечается, что в последнее время возрастает значение эмоциональной культуры в профессиональной деятельности. Однако, современная система образования не предусматривает целенаправленного формирования у обучаемых эмоциональной культуры как важной составляющей подготовки выпускника. Поэтому поиск эффективных путей формирования эмоциональной культуры студентов является актуальной задачей профессиональной подготовки. Методической основой исследования являлись анализ научных публикаций и обобщенный практический опыт при выявлении основных тенденций и проблем при формировании профессиональной эмоциональной культуры в процессе обучения. В статье исследованы особенности диагностики уровня эмоциональной культуры человека, ее роль в профессиональной деятельности и возможные способы формирования эмоциональной культуры при групповом и индивидуальном общении со студентами. При этом индивидуальный подход предлагается проводить с учетом оценки исходного уровня эмоциональной культуры студентов. В качестве основных педагогических средств рассматриваются эмоциональное стимулирование, побуждение студентов к концентрации внимания на эмоциональных проявлениях и привлечение их внимания к случаям правильного и неправильного эмоционального поведения. Предлагаемые подходы позволят достичь формирования профессионально ценного и личностно значимого набора правил эмоционального поведения.
Современное образование, 2022-4
Гельман В.Я. - Пути сокращения сроков обучения в вузе c. 18-26

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.4.39381

Аннотация: В настоящее время периоды технологических изменений становятся сопоставимыми с длительностью обучения в высшей школе. Поэтому наряду с потребностью использования концепции непрерывного образования, возникает необходимость в сокращении продолжительности получения базового высшего образования. Анализ и выявление возможных путей сокращения сроков обучения в вузе при сохранении необходимого уровня подготовки выпускников является предметом исследования настоящей статьи. Методической основой работы являлись интеграция и обобщение проведенных ранее исследований по повышению эффективности обучения. В статье подробно рассматриваются следующие взаимодополняющие пути: коррекция содержания обучения и использование новых более эффективных методик обучения. Показано, что сокращение сроков обучения при сохранении требуемого уровня подготовки может быть достигнуто только совместным применением различных подходов. Предложены следующие взаимодополняющие пути: коррекция (оптимизация) содержания базовых профессиональных знаний, использование более эффективных методик обучения, индивидуализация обучения, снижение вспомогательных (трансакционных) издержек у студентов и повышение уровня мотивации обучаемых. Более эффективные методики обучения, в частности, предполагают совершенствование лекционной системы, контроля успеваемости и оптимизацию скорости подачи нового материала при групповых занятиях. С учетом концепции непрерывного образования, полученный в вузе определенный фундаментальный образовательный задел, впоследствии, предполагается дополнять краткосрочными модулями в ходе дополнительного профессионального образования.
Психолог, 2021-6
Гельман В.Я. - Специфика церебральной латерализации восприятия эмоциональной интонации речи у детей со специальными способностями c. 52-60

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.6.36345

Аннотация: В последнее время большое внимание уделяется изучению особенностей развития когнитивных процессов детей и подростков, обладающих различными общими и специальными способностями. Целью настоящего исследования было сравнительное изучение онтогенетических особенностей церебральных механизмов, лежащих в основе обработки эмоциональной информации у детей, дополнительно занимающихся музыкой и математикой. В выборках детей, дополнительно занимающихся музыкой, математикой, и контрольной выборке школьников без дополнительных занятий рассматривались три возрастные группы: 7 - 10 лет, 10 - 13 лет и 14 - 17 лет. В экспериментальных исследованиях испытуемые должны были определить эмоциональную интонацию речи в предъявляемой фразе.   В работе выявлены существенные онтогенетические различия в восприятии эмоциональной просодики речи между контрольной группой и группами дополнительно обучающихся детей. Обнаруженная у дополнительно обучающихся детей 7-13 лет преимущественная активность левого полушария позволяет говорить о специфике у них межполушарных отношений при анализе эмоциональной информации. Зависимость эффектов церебральной латерализации от возраста была аналогичной в группах детей, дополнительно занимающихся математикой и музыкой, и отличалась от результатов контрольной группы, что дает серьезные основания полагать, что взаимовлияние математических и музыкальных способностей объясняется, в определенной мере, особенностями возрастного развития церебральной латерализации восприятия в детском и подростковом возрасте.
Современное образование, 2021-4
Гельман В.Я. - Использование юмора в процессе обучения c. 38-46

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.4.36803

Аннотация: В работе рассматривается роль юмора в учебном процессе вуза. Существует общепринятое мнение, что юмор - это желательная характеристика преподавания и обучения. Однако достаточно сложно определить именно положительную ценность юмора в помощи студентам в учебе. Поэтому предметом исследования являлся анализ использования юмора в процессе обучения, психологических основ его действия, положительных и отрицательных сторон его применения, а также особенностей восприятия юмора студентами и их реакций. Методологической основой исследования являлись систематизация, анализ научных публикаций и обобщенный практический опыт при выявлении основных тенденций и проблем при использовании юмора в учебном процессе.   Последовательно рассмотрены роль юмора в разных элементах учебного процесса, влияние юмора на мотивацию и эмоциональное состояние, использование юмора в обучающих играх и невербальной коммуникации, а также учет особенностей восприятия юмора студентами, непонимания ими шуток и определен круг нежелательного юмора. Показано, что грамотное использование юмора в учебном процессе создаёт у студентов позитивное душевное состояние, повышает мотивацию и интерес к учебе, уменьшает скуку, снижает тревогу и стресс, укрепляет уверенность, повышает продуктивность, и поощряет дивергентное и логическое мышление. Однако, ошибки в использовании юмора могут приводить к негативным результатам.
Современное образование, 2021-3
Гельман В.Я., Ланько С.В., Сердюков Ю.П. - Дистанционное обучение информационным технологиям в дополнительном медицинском профессиональном образовании c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.3.36133

Аннотация: В работе рассмотрены проблемы организации дистанционного преподавания информационных технологий медицинским работникам в условиях непрерывного последипломного образования. Исследование основано на анализе имеющегося коллективного опыта дистанционного преподавания информационных технологий 277 медицинским работникам в последипломном образовании на кафедре медицинской информатики и физики Северо-Западного государственного медицинского университета; анализе эффективности обучения по результатам контроля успеваемости (тестовых заданий и финальных контрольных испытаний); анализе результатов анонимного анкетирования слушателей; анализе дистанционных бесед и обсуждений со слушателями. Подробно рассмотрены такие аспекты темы как методика и организация проведения дистанционных занятий, особенности и проблемы дистанционных занятий, отношение слушателей к дистанционному обучению.   Основными выводами проведенного исследования являются следующие, к числу важнейших проблем относятся недостаточность обратной связи между преподавателем и слушателями; требующийся повышенный уровень мотивации слушателей для успешности дистанционного обучения; сложности с техническим обеспечением. В результате отмечается более низкий конечный уровень подготовки слушателей в процессе дистанционного обучения, особенно в части, касающейся практических навыков. Показано, что примерно треть слушателей не готова к дистанционному обучению. В то же время, отмечаются и положительные стороны дистанционной формы обучения: удобство совмещения учебы и работы, возможности обучения в любое удобное время в комфортных условиях и без транспортных потерь.
Современное образование, 2019-2
Гельман В.Я. - Совершенствование форм контроля успеваемости в вузе c. 52-57

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.2.28364

Аннотация: Предметом исследования является трансформация форм контроля успеваемости студентов вуза в связи с реализацией концепции обучения «самостоятельное изучение – решение - проверка - исправление», В статье проведено исследование особенностей форм контроля знаний, умений и навыков студентов в этих условиях и намечены возможные пути совершенствования этих форм контроля. Особое внимание обращено на возрастание обучающей функции контроля и повышение роли текущего практического контроля в этих условиях, особенно, индивидуального текущего контроля. В качестве методологической основы использованы анализ научных публикаций, экспертная оценка и обобщенный практический опыт при выявлении основных тенденций и проблем, возникающих при организации контроля успеваемости. В работе определены особенности индивидуального опроса в ходе практических занятий. Выявлена эффективность метода последовательных приближений в обучающей функции текущего контроля. Рассмотрена рейтингующая функция текущего контроля. Показаны также соответствующие изменения итогового контроля. Делается вывод, что изменение концепции обучения приводит к необходимости корректировки подходов к контролю успеваемости студентов и, в первую очередь, текущего контроля.
Современное образование, 2018-3
Гельман В.Я., Ланько С.В., Сердюков Ю.П. - Организация последипломного обучения информационным технологиям в условиях непрерывного медицинского образования c. 41-50

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.3.24735

Аннотация: Предметом исследования является организация учебного процесса в последипломной подготовке по информационным технологиям в условиях непрерывного медицинского образования. При этом циклы усовершенствования в контексте системы непрерывного медицинского образования становятся отдельными модулями модульного подхода. Соответственно, возникает задача организации учебного процесса, в таких условиях. Поэтому целью исследования является выявление проблем и задач, возникающих при организации преподавания информационных технологий медицинским работникам, проведение их анализа и предложение возможных путей решения этих задач. Использована экспертная оценка и обобщенный практический опыт при выявлении основных тенденций и проблем, возникающих при организации учебного процесса. Кроме того, проведено анкетирование слушателей, в ходе специально организованных обследований. В результате проведенного анализа выявлены требования, предъявляемые к организации учебного процесса, и показаны возможные варианты решения возникающих вопросов при общей и текущей организации обучения. Предлагая способы их решения, авторы статьи полагают, что реализация высказанных предложений позволит повысить эффективность организации процесса обучения в последипломном непрерывном образовании. При этом часть рекомендаций может быть полезна и для других вузовских кафедр.
Современное образование, 2017-2
Гельман В.Я. - Оптимизация скорости преподавания при групповом обучении c. 36-43

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.22865

Аннотация: Предметом исследования является групповое обучение. Разброс обучаемых в группе по скорости восприятия (обучаемости) ставит перед преподавателем проблему выбора темпа подачи учебного материала. Превышение скорости подачи учебного материала над индивидуальной скоростью его восприятия приводит к увеличению в той или иной степени потерь усваиваемой обучаемым информации. Степень потерь информации зависит от разности скоростей, а также от вида изучаемой дисциплины. В статье рассмотрена задача определения оптимальной скорости преподавания при групповом обучении. Используется метод математического моделирования. Целевой функцией является суммарный объем знаний, навыков и умений, получаемый обучаемыми в группе. Рассматриваются два варианта распределения учащихся в группе по скорости восприятия учебного материала: равномерный и нормальный законы распределения. Показано, что оптимальное значение скорости подачи учебного материала не является фиксированным. Оно зависит от вида распределения скорости восприятия, степени разброса скоростей восприятия учащихся в группе и значения минимальной скорости восприятия. Диапазон изменения оптимальной скорости подачи материала - от скорости восприятия слабейшего обучаемого до половины скорости сильнейшего учащегося. Причем, чем больше разброс скорости восприятия в группе и ниже скорость восприятия слабейшего учащегося, тем ближе к медианному значению скорости восприятия располагается оптимальная скорость подачи учебного материала, а чем разброс меньше и выше скорость восприятия слабейшего, тем больший охват обучаемых должна обеспечивать скорость подачи материала, стремясь к полному охвату всех учащихся в группе.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.