ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Молчанова Татьяна Станиславовна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-3
|
Молчанова Т.С. - Особые приемы варьирования в верхнелужских свадебных песнях |
|
c. 46-57
|
DOI: 10.7256/2453-613X.2020.3.40345
Аннотация: Предметом исследования являются особые приемы варьирования напева и текста свадебных обрядовых песен 7- и 9-сложного тонического стиха в локальных традициях Верхнего Полужья и Пооредежья (по опубликованным и архивным записям 1970-80-х годов). Данная территория обладает общностью в плане исторического и культурного развития, что сказалось на формировании родственных музыкально-этнографических традиций. Эта близость традиций ярко проявляется в свадебной обрядности, в родстве свадебных песен, устойчивости текстов и образов, в системе напевов-формул. Однако в круге свадебных обрядовых песен мы обнаружили «нетипичные» по варьированию напевы, в которых происходило их существенное преобразование. Полная нотация звукозаписей и опора в работе на сравнительно-аналитический метод исследования позволили выявить и описать эти особенные приемы варьирования песен. Новизна исследования заключается в индивидуальном подходе к записям песенного фольклора, когда «нетипичные», выпадающие из общего ряда песни остаются в зоне внимания и рассматриваются в контексте с устойчивыми для традиции музыкальными текстами. Обнаруженные преобразования напева и текста в свадебных песнях позволили сделать вывод об особом и тесном взаимодействии напевов-формул, взаимопроникновении их важнейших элементов и о реализации главной идеи свадебной игры (соединение родов жениха и невесты) на уровне музыкально-обрядового языка, а также поставить вопрос о возможности таких приемов варьирования в других традициях и жанрах.
|