по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Хохлова Дарья Евгеньевна
Человек и культура, 2023-1
Хохлова Д.Е. - Специфика хореографического воплощения образов главных героев в балете «Зефир и Флора, или Метаморфозы» (2021 г.) в контексте пластических тенденций современности. c. 97-105

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.1.38325

Аннотация: В настоящей статье осуществляется попытка осмысления особенностей хореографического воплощения образов главных героев (Зефира и Флоры) балетмейстером А.С. Беляковым в спектакле «Зефир и Флора, или Метаморфозы» (2021 г.). Этот балет – современное обращение к смыслообразующей для развития балетного искусства теме предромантического балета Ш. Дидло (начало XIX в.). Подобный замысел не может не быть актуальным, как и исследование его творческих результатов, впервые осуществленное в настоящей статье. Основываясь на методах балетоведческого анализа, утвержденных отечественными историками и теоретиками балета (Добровольской, Красовской, Слонимским, Суриц), автор применял сравнительно-исторический, идейно-художественный и аналитический методы, а также метод включенного наблюдения (опираясь на личный опыт работы над партией Флоры). Основными инструментами исследования стали аналитическое описание и семантический анализ вариации Зефира и дуэта Зефира и Флоры. С их помощью удалось сделать следующие выводы. Хореографическая лексика фрагментов отличается органичным сочетанием классических позиций и pas с авторскими движениями (изобразительными, орнаментальными позами; несколько изломанными положениями рук и корпуса; оригинально модифицированными техническими элементами). Драматургия же современного прочтения сюжета предромантического балета развивается балетмейстером пластическими (не пантомимными) средствами в ключевых танцевальных фрагментах. Таким образом, хореографическое воплощение образов Зефира и Флоры демонстрирует органичный синтез идейного замысла и общей эстетики предромантического балета с нестандартностью и инновационностью современного авторского пластического решения.
Культура и искусство, 2022-6
Хохлова Д.Е. - К вопросу хореографической трактовки образов Ипполиты и Тезея в балете Дж. Ноймайера «Сон в летнюю ночь» c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.6.38010

Аннотация: В настоящей работе автор продолжает изучение и осмысление авторской трактовки Дж. Ноймайером образов главных героев балета «Сон в летнюю ночь». Проводится содержательное истолкование хореографического воплощения Ипполиты и Тезея – одной из двух ипостасей главных героев балета, с целью выявления их особенностей в контексте спектакля и творчества хореографа. Основываясь на методах балетоведческого анализа, утвержденных историками и теоретиками балета Добровольской, Красовской, Суриц, автор применял сравнительно-исторический, идейно-художественный и аналитический методы, а также метод включенного наблюдения (основанный на личном опыте работы с Ноймайером). В ходе источниковедческого анализа автором были использованы видеоматериалы из архивов гамбургского «Ballettzentrum» и московского Большого театра. Проведенный детальный анализ хореографической партитуры партий Ипполиты и Тезея позволяет сделать вывод, что основными фрагментами, характеризующими этих героев, Ноймайер делает два развернутых дуэта, отличных между собой. В первом из них хореограф использует насыщенную дуэтную технику: верхние поддержки без подходов (часто начинаемые с позиций на коленях), нестандартные комбинации парных вращений – элементы, определяющие дальнейшую линию развития его хореографического стиля. Композиция и средства хореографической выразительности второго дуэта скорее нетипичны для творчества Ноймайера. Здесь балетмейстер позами и техничными сольными фрагментами танцовщиков намекает на схожесть с балетами классического наследия, с помощью чего подчеркивает парадность и церемонную торжественность этого дуэта. Также в нем используется такой дополнительный атрибут, как шлейф, придающий движениям балерины еще большую весомость и царственность. Таким образом, хореографическая разработка образов Ипполиты и Тезея занимает одну из ключевых позиций (наряду с Титанией и Обероном) в спектакле «Сон в летнюю ночь», а также становится важным этапом в эволюции авторского стиля Дж. Ноймайера.
Культура и искусство, 2022-5
Хохлова Д.Е. - «Белый» дуэт в балете Дж. Ноймайера «Дама с камелиями»: особенности авторской интерпретации образов Маргариты и Армана c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.5.37921

Аннотация: В настоящей статье автор продолжает изучение хореографических трактовок литературных произведений в творчестве Дж. Ноймайера, в частности – балета «Дама с камелиями». Выявление выразительных постановочных средств и хореографических элементов, использованных Ноймайером при постановке «белого» дуэта Маргариты и Армана , проводится в данной работе с целью определения места этого хореографического фрагмента в спектакле и его значения как для пластического воплощения образов главных героев, так и в контексте эволюции авторского стиля балетмейстера. Автором в процессе исследования применялись сравнительно-исторический, идейно-художественный и аналитический методы, а также метод включенного наблюдения (основанный на личном опыте работы с Ноймайером). Также были использованы видеоматериалы из архивов гамбургского «Ballettzentrum» и московского Большого театра и лекции, проведенные Ноймайером в преддверии московской премьеры «Дамы с камелиями» (записи из архива автора). Проведенный детальный анализ «белого» дуэта позволяет сделать вывод, что изученный хореографический фрагмент заметно отличается от двух других дуэтов Маргариты и Армана. С точки зрения разработки образов главных героев, это единственный эпизод спектакля, в котором Ноймайер позволяет зрителям увидеть светлую лирику в отношениях Маргариты и Армана. В «белом» дуэте хореографические новаторства балетмейстера в области технически насыщенного дуэтного танца, изобилующего верхними поддержками, с отсутствием подготовки к ним и постоянным контролем партнером движений балерины, особенно оправданы. Они являются основным средством пластической выразительности, создающим эффект полетности, неразрывного потока движений, а также визуализацию музыкального legato. Именно такую дуэтную технику (впоследствии активно используемую балетмейстером) можно назвать отличительной чертой хореографического стиля Дж. Ноймайера.
Культура и искусство, 2022-4
Хохлова Д.Е. - Особенности пластического воплощения образов Оберона и Титании в балете Дж. Ноймайера «Сон в летнюю ночь» c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.4.37829

Аннотация: В настоящей статье проводится содержательное истолкование пластического решения хореографом Дж. Ноймайером образов Титании и Оберона с целью выявления их хореографических особенностей в контексте балета «Сон в летнюю ночь» и творчества балетмейстера вцелом. В процессе исследования автор применял сравнительно-исторический, идейно-художественный и аналитический методы. Теоретической базой исследования стали методы балетоведческого анализа, утвержденные историками балета Добровольской, Красовской, Суриц; методологической основой анализа хореографии стали работы балетмейстера и теоретика балета Лопухова. В ходе источниковедческого анализа автором использовались видеоматериалы из архивов гамбургского «Ballettzentrum» и московского Большого театра. Проведенный детальный анализ хореографический партитуры партий Титании и Оберона позволил выявить следующие авторские решения, относящиеся к новым результатам исследования. В первом дуэте Оберона и Титании Ноймайер формирует пластические лейтмотивы, получающие развитие в дальнейших появлениях героев. Хореограф использует подчеркнуто профильные, графичные и тщательно выстроенные в геометрический рисунок положения тел исполнителей, дополнительно акцентируя это облегающими костюмами; партии получают активное хореографическое развитие, основанное на технически насыщенном дуэтном танце, изобилующим высокими поддержками с акробатическими элементами, использующими экстремальную гибкость и растяжку балерины. Итак, при постановке проанализированных ролей Дж. Ноймайер использовал качественно новые, в том числе не традиционные пластические методы, которые явились знаковыми в контексте его постановки «Сна в летнюю ночь» и повлияли на дальнейшее становление хореографического стиля балетмейстера.
Культура и искусство, 2022-3
Хохлова Д.Е. - Три дуэта Катарины и Петруччо в балете Джона Кранко «Укрощение строптивой»: к вопросу хореографической трактовки литературного первоисточника c. 1-15

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.3.37642

Аннотация: Предметом настоящей статьи является интерпретация Дж. Кранко образов Катарины и Петруччо в трех дуэтах балета «Укрощение строптивой», изучаемых в контекстуальном сопоставлении с оригинальным текстом – комедией У. Шекспира. Цель исследования – определить место трех дуэтов главных героев в спектакле Кранко, проведя идейно-образные параллели с текстом первоисточника, и выявить выразительные средства и хореографические элементы, примененные балетмейстером при их постановке. В качестве теоретической базы были использованы методы балетоведческого анализа, утвержденные историками балета Добровольской, Красовской, Суриц; методологической основой анализа хореографии стали работы хореографа и теоретика балетного искусства Лопухова. Среди других использованных источников – видеоматериалы из архивов Государственной оперы Штутгарта и Большого театра. Работа над статьей потребовала исторического подхода – привлечения материалов (видеокассет и рецензий) 1969 – 1996 гг.. Также применялись методы идейно-художественного анализа и семантического анализа хореографического построения дуэтов Катарины и Петруччо. Проведенный детальный семантический анализ хореографии и композиции дуэтов главных героев стал основным инструментом исследования. К новым результатам можно отнести выявление и сопоставление постановочных средств, разработанных и использованных хореографом. В первом дуэте это чередование синкопированных pas, акробатические элементы, движения на полу; во втором – пластические имитации забавных и неловких ситуаций; в третьем – технически насыщенное хореографическое развитие дуэтного танца (что соответствует трем фазам развития отношений героев: поединок, насмешки, гармония). Итак, модификацию образов и отношений главных героев Дж. Кранко заключает в три дуэта «Укрощения строптивой», делая их смыслообразующими фрагментами, формирующими концепцию балета, а также авторский взгляд на сюжет комедии У. Шекспира.
Философия и культура, 2022-3
Хохлова Д.Е. - Дуэты Анны Карениной и Алексея Вронского в балете Дж. Ноймайера «Анна Каренина»: особенности авторской трактовки образов главных героев c. 9-22

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.3.37741

Аннотация: Настоящая статья продолжает исследования автора, посвященные изучению проблемы хореографических трактовок литературных произведений, в частности, балета Джона Ноймайера «Анна Каренина». В данной работе выявление выразительных постановочных средств и хореографических элементов, использованных Ноймайером при постановке дуэтов Анны Карениной и Алексея Вронского, проводится с целью определения места этих хореографических фрагментов в спектакле, а также их значения для авторской трактовки образов главных героев романа Л. Н. Толстого. В процессе исследования автор применял сравнительно-исторический, идейно-художественный и аналитический методы, а также метод включенного наблюдения (основанный на личном опыте работы с Ноймайером над партией Кити). В ходе источниковедческого анализа использовались видеоматериалы из архивов гамбургского «Ballettzentrum» и московского Большого театра, а также лекции, проведенные Ноймайером перед московской премьерой «Анны Карениной» (записи из архива автора). Проведенный детальный анализ танцевальной партитуры трех дуэтов Анны и Вронского позволил выявить традиционные и инновационные авторские решения, относящиеся к новым результатам исследования. Итак, Ноймайер использует такие постановочные средства, как компиляция музыки Чайковского и Шнитке; включение в хореографическую канву образов-символов (стул, дверь, мешок); появление других персонажей; использование сценического освещения для акцентирования перехода от реальности в сферу подсознания; активное хореографическое развитие, основанное на технически насыщенном дуэтном танце, изобилующим высокими поддержками в неоклассическом стиле, а также акробатическими элементами; смысловое использование пластических цитат. Можно сделать вывод, что для разработки образов и отношений Анны Карениной и Алексея Вронского доминирующей музыкально-хореографической формой балетмейстер избирает дуэт. Более того, в своей версии «Анны Карениной» Ноймайер делает три дуэта главных героев ключевой составляющей спектакля и авторской интерпретации образов главных героев.
Человек и культура, 2022-1
Хохлова Д.Е. - Балет Жана-Кристофа Майо «Укрощение строптивой»: особенности авторской трактовки образов Катарины и Петруччо c. 32-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.1.37356

Аннотация: Предметом изучения является интерпретация Ж.-К. Майо образов Катарины и Петруччо, рассматриваемых в контексте идейно-образных параллелей с оригинальным текстом – комедией У. Шекспира «Укрощение строптивой». Исследование проводится с целью определения выразительных средств и хореографических элементов, использованных балетмейстером для постановки главных ролей, а также их контекстуального сопоставления с литературным текстом первоисточника. Теоретической основой исследования стали принципы балетоведческого анализа, разработанные теоретиками и историками балета Добровольской, Красовской, Слонимским, Суриц. Работы Лопухова использовались как методологическая основа анализа формы и хореографии. К другим источникам относятся видеоматериалы из архивов Балета Монте-Карло и Большого театра, записи постановочных репетиций, проходивших с апреля по июнь 2014 г. (архив автора). В процессе исследования автор использовал методы идейно-художественного анализа, семантического анализа построения и хореографического решения партий Катарины и Петруччо, метод включенного наблюдения (личное участие в постановке). К новым результатам можно отнести значительный задел в аспекте выявления инновационных и модернизированно-классических художественных элементов хореографии и постановки, разработанных Майо (лейтмотивные пластические комбинации, трансформирующиеся движения-символы). Детальный семантический анализ композиции и хореографической разработки образов Катарины и Петруччо явился основным инструментом изучения и позволил сделать следующие выводы. Трактовка образов главных героев в первом акте концептуально близка тексту Шекспира и незначительно адаптирована согласно выразительному потенциалу балетного искусства и авторским художественным задачам. Во втором акте хореограф смещает композиционный и сюжетный акцент, выделяя не финальные сцены, а развернутый дуэт главных героев, где согласно изменениям их эмоциональных состояний трансформируется пластическое решение партий. Именно абстрактное и изобразительное пластическое мышление индивидуализирует хореографический стиль Майо и становится основой трактовки балетмейстером великого сюжета комедии Шекспира.
Философия и культура, 2021-6
Хохлова Д.Е. - Образ Левина в балете Дж. Ноймайера «Анна Каренина»: особенности хореографической интерпретации c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.6.36354

Аннотация: Проблема хореографической интерпретации романа Толстого «Анна Каренина» в современном балетном театре представляется актуальной: за последние двадцать лет сразу несколько именитых балетмейстеров обратилось к этой теме. Предметом настоящей статьи является трактовка Джоном Ноймайером образа Левина, цель работы – определить выразительные элементы и особенности хореографической лексики, использованные балетмейстером при постановке данной роли, и сопоставить их с текстом литературного первоисточника. В процессе исследования применялся комплексный подход: сравнительный и аналитический методы, метод включенного наблюдения (в ходе работы с Ноймайером над партией Кити). В число использованных источников вошли лекции Ноймайера перед московской премьерой «Анны Карениной» (записи из архива автора) и материалы из театральных видеоархивов. Детальный семантический анализ режиссуры и хореографической лексики партии Левина стал основным инструментом для определения черт толстовского героя, которые Ноймайер вычленил из литературного первоисточника. Именно Левину отданы вписанные в художественную ткань романа размышления Толстого на темы, требующие глубокого философского осмысления. Создавая свою хореографическую трактовку этого образа, Ноймайер не преследовал цель дословно следовать оригиналу. Однако балетмейстер максимально подчеркивает отличие Левина от других персонажей. Определение постановочных приемов, использованных для этого, относится к новым результатам исследования, применимым в дальнейшем изучении творчества Ноймайера. Это форма развернутого монолога, песни Стивенса как музыкальная основа, босые ступни танцовщика, серия символических пластических лейтмотивов, свободная пластика, напоминающая импровизацию, использование деталей костюма. Монологи Левина – спектакль в спектакле, философски-символическая хореографическая медитация, не связанная с общей сюжетной канвой. Подобное решение, при всех очевидных отличиях, концептуально роднит разработку образа Левина с текстом первоисточника. Интерпретация изученной роли – одна из ключевых составляющих в трактовке романа Толстого Ноймайером, вобравшая инновационные авторские постановочные решения.
Человек и культура, 2021-4
Хохлова Д.Е. - Сценография балета Дж. Ноймайера «Анна Каренина»: художественные аспекты авторской трактовки литературного первоисточника c. 47-58

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.36233

Аннотация: Предметом настоящей статьи являются художественно-постановочные решения, использованные Ноймайером при оформлении балета «Анна Каренина». Их выявление и анализ проводится с целью определения семантических доминант в трактовке сюжета Толстого и понимания идейного замысла автора, выступившего и хореографом, и сценографом. В ходе исследования использован комплексный подход. Применяя метод семантического анализа спектакля, автор основывался на принципах, разработанных теоретиками и историками хореографического театра Добровольской, Красовской, Лопуховым, Суриц. В процессе источниковедческого анализа использовались лекции, проведенные Ноймайером перед московской премьерой «Анны Карениной» (записи находятся в архиве автора); привлекались видеоматериалы из архивов гамбургского «Ballettzentrum» и московского Большого театра. Также использовался метод включенного наблюдения (основанный на личном опыте работы с Ноймайером над партией Кити). Минималистичное и легко трансформирующееся оформление балета Ноймайер насыщает образами-символами (стул, мешок, дверь, паровоз), а также использует такие постановочные приемы, как наслоение сцен и смена декораций в действии, обнажение структуры декораций, создание нескольких сценических планов, использование видеосъемки. Детальный семантический анализ сценографии, ставший основным инструментом исследования, позволил сделать вывод: в своей хореографической трактовке романа Толстого Ноймайер активно использует постановочные приемы, характерные для драматического театра, способствуя расширению спектра сценографических решений балетного спектакля. Также удалось выявить и расшифровать символику авторских выразительных элементов и образов, приблизившись к пониманию идейной концепции спектакля. Подобные результаты исследования могут оказать значительное содействие в дальнейшем изучении творчества Ноймайера.
Культура и искусство, 2020-10
Хохлова Д.Е. - К вопросу хореографической трактовки мужских образов поздней драмы У. Шекспира «Зимняя сказка» в одноименном балете К. Уилдона c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.10.33879

Аннотация: Предметом данной статьи является трактовка балетмейстером К. Уилдоном мужских образов «Зимней сказки» У. Шекспира в контексте ее концептуальной общности с литературным первоисточником. Цель исследования – выявить постановочные средства и элементы хореографического языка, с помощью которых балетмейстер структурирует и создает мужские партии, а также провести идейно-образные параллели с оригинальным текстом. Для настоящего исследования принципы критического анализа текста спектакля, а также семантического анализа хореографии, выработанные в научных трудах таких теоретиков балетного искусства, как Лопухов, Добровольская, Красовская, Суриц, Слонимский, стали теоретико-методологической основой. Комплексный подход к проблеме интерпретации литературного первоисточника на современной балетной сцене потребовал анализа таких источников, как англоязычные рецензии на мировую премьеру балета и видеоматериалы из архивов лондонского «Royal Opera House» и московского Большого театра. Также был применен метод включенного наблюдения, базирующийся на личном опыте работы с Уилдоном над партией Утраты в спектакле Большого театра и сопровождающийся анализом записей репетиций из архива автора (март – апрель 2019). В процессе разработки поставленной научной проблемы автор статьи осуществил детальный семантический анализ сценической интерпретации и хореографической лексики мужских образов поздней пьесы Шекспира «Зимняя сказка» в одноименном балете Уилдона (что и явилось основным инструментом исследования). Это позволило прийти к таким новым результатам, как существенные наработки в аспекте выявления традиционных и модернизированных постановочных решений Уилдона, и сделать следующие выводы. Концептуальной основой своей трактовки мужских образов балетмейстер делает текст Шекспира и адаптирует его согласно сценическим возможностям балетного спектакля. При этом он использует широкий спектр как пластических, так и других классических и инновационных выразительных средств, применяя к каждой мужской роли индивидуальный постановочный подход.
Культура и искусство, 2020-9
Хохлова Д.Е. - Особенности интерпретации женских образов поздней пьесы У. Шекспира «Зимняя сказка» в одноименном балете Кристофера Уилдона c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.9.33669

Аннотация: Предметом настоящей статьи является интерпретация К. Уилдоном женских образов «Зимней сказки» Шекспира в контексте ее идейно-образного тождества литературному первоисточнику. Исследование проводится с целью определения выразительных средств и элементов хореографической лексики, использованных балетмейстером в постановке женских ролей, а также их контекстуального сопоставления с текстом первоисточника. В процессе исследования автор статьи, в силу многосторонности проблемы интерпретации пьесы У. Шекспира на балетной сцене, пользовался комплексным подходом. Теоретической базой работы стали принципы критического и семантического анализа хореографической лексики, разработанные историками и теоретиками балетного искусства (Добровольской, Красовской, Слонимским, Лопуховым, Суриц). В процессе источниковедческого анализа были рассмотрены англоязычные рецензии на мировую премьеру балета (цитаты из статей приводятся в переводе автора), а также видеоматериалы из архивов лондонского «Royal Opera House» и московского Большого театра. Кроме того, использовался метод включенного наблюдения (основанный на личном опыте работы с Уилдоном в качестве исполнительницы партии Утраты в спектакле Большого театра), сопровождающийся анализом записей репетиций за март – апрель 2019 года, находящихся в архиве автора. Итак, проведенный в настоящей статье детальный семантический анализ композиции и хореографической лексики женских образов поздней пьесы Шекспира «Зимняя сказка», интерпретированных Уилдоном в одноименном балете, явился основным инструментом в разработке поставленной научной проблемы. К новым результатам исследования можно отнести значительный задел в аспекте выявления классических и инновационных художественных элементов танцевального языка, разработанных и использованных Уилдоном, позволивший сделать следующие выводы. Концептуально отталкиваясь от текста Шекспира, балетмейстер в определенной степени адаптирует трактовку женских образов, руководствуясь выразительным потенциалом условного балетного искусства. При этом в постановке женских ролей основным выразительным средством становятся индивидуализированные пластические интерпретации героинь.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-3
Хохлова Д.Е. - Хореографическая трактовка Баллады № 1 (g-moll) Ф. Шопена в балете Дж. Ноймайера «Дама с камелиями»: к проблеме семантического и композиционного единства. c. 1-12

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.3.32664

Аннотация: Цель данной статьи – подтверждение или опровержение семантического и композиционного тождества фортепианного музыкального наследия Ф. Шопена с его идейно-образной трактовкой хореографом Дж. Ноймайером в условиях синтетического воплощения на балетной сцене. Объектом изучения выступает «черный» дуэт Маргариты и Армана из балета «Дама с камелиями» (1978). Контекстуальное единство композиционно-содержательного хореографического решения данного фрагмента с музыкальными образами Баллады № 1 соль минор становится предметом настоящего исследования. Теоретико-методологической основой исследования стали принципы критического анализа хореографического и музыкального текста спектакля, а также семантического анализа хореографии, разработанные историками и теоретиками балетного искусства (Вансловым, Добровольской, Лопуховым, Слонимским). Привлекались видеоматериалы из архивов гамбургского «Ballettzentrum» и московского Большого театра, использовался метод включенного наблюдения (основанный на личном опыте работы с Ноймайером в качестве участника московской премьеры «Дамы с камелиями» 20 марта 2014 г.), сопровождающийся анализом лекций хореографа и записей с репетиций из архива автора. Впервые проведенный детальный семантический анализ хореографической формы и лексики «черного» адажио явился основным инструментом в решении поставленной научной проблемы. К новым результатам исследования можно отнести значительный задел в аспекте выявления классических и инновационных авторских выразительных элементов художественного языка Ноймайера. Новыми являются следующие выводы: отличающее Балладу № 1 сочетание балладной повествовательности с гармоничностью сонатной формы диктует Ноймайеру распределение частей и разработку хореографических тем в унисон с музыкальными, а драматичная конфликтность музыкальных тем позволяет хореографу пластически раскрыть исповедь главных героев.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-3
Хохлова Д.Е. - Хореографическая трактовка Баллады № 1 (g-moll) Ф. Шопена в балете Дж. Ноймайера «Дама с камелиями»: к проблеме семантического и композиционного единства. c. 1-12

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.3.40342

Аннотация: Цель данной статьи – подтверждение или опровержение семантического и композиционного тождества фортепианного музыкального наследия Ф. Шопена с его идейно-образной трактовкой хореографом Дж. Ноймайером в условиях синтетического воплощения на балетной сцене. Объектом изучения выступает «черный» дуэт Маргариты и Армана из балета «Дама с камелиями» (1978). Контекстуальное единство композиционно-содержательного хореографического решения данного фрагмента с музыкальными образами Баллады № 1 соль минор становится предметом настоящего исследования. Теоретико-методологической основой исследования стали принципы критического анализа хореографического и музыкального текста спектакля, а также семантического анализа хореографии, разработанные историками и теоретиками балетного искусства (Вансловым, Добровольской, Лопуховым, Слонимским). Привлекались видеоматериалы из архивов гамбургского «Ballettzentrum» и московского Большого театра, использовался метод включенного наблюдения (основанный на личном опыте работы с Ноймайером в качестве участника московской премьеры «Дамы с камелиями» 20 марта 2014 г.), сопровождающийся анализом лекций хореографа и записей с репетиций из архива автора. Впервые проведенный детальный семантический анализ хореографической формы и лексики «черного» адажио явился основным инструментом в решении поставленной научной проблемы. К новым результатам исследования можно отнести значительный задел в аспекте выявления классических и инновационных авторских выразительных элементов художественного языка Ноймайера. Новыми являются следующие выводы: отличающее Балладу № 1 сочетание балладной повествовательности с гармоничностью сонатной формы диктует Ноймайеру распределение частей и разработку хореографических тем в унисон с музыкальными, а драматичная конфликтность музыкальных тем позволяет хореографу пластически раскрыть исповедь главных героев.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.