по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Плотникова Елена Сергеевна
Психолог, 2023-6
Плотникова Е.С., Борзова Т.В. - Развитие самодетерминации студентов как психологического ресурса самореализации в процессе обучения в вузе c. 16-33

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.6.69234

Аннотация: В статье представлено исследование возможностей развития самодетерминации студентов как психологического ресурса самореализации в процессе обучения в вузе. Объектом исследования выступал феномен самодетерминации. Предмет исследования - развитие самодетерминации студентов как психологического ресурса самореализации в процессе обучения в вузе. С помощью теоретического анализа подходов к исследованию самодетерминации студентов в процессе обучения были выделены следующие её составляющие: автономия, самовыражение, способность к самоуправлению, осмысленность жизни, которые легли в основу реализации психолого-педагогической программы в качестве её компонентов. Целью психолого-педагогической программы являлось развитие компонентов самодетерминации как психолого-педагогического ресурса самореализации личности студентов. Программа реализовывалась с небольшими группами студентов по 15 человек на встречах психологического клуба. В качестве диагностических методов исследования выступали следующие методики: «Тест самодетерминации» Е.Н. Осина, модификация шкалы самодетерминации К. Шелдона; «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова. Также было применено вычисление T-критерия Стьюдента для связных и несвязных выборок. В результате апробации программы развития самодетерминации на базе Центра социальной адаптации и поддержки психологического здоровья при ФГБОУ ВО «Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема» были выявлены статистически значимые показатели её эффективности, заключающиеся в увеличении показателей автономии, самовыражения, способности к самоуправлению и осмысленности жизни у студентов, участвующих в её реализации. Развитие самодетерминации студентов может быть одним из основных направлений деятельности психологической службы вуза, обеспечивающим эффективность их профессиональной самореализации в процессе обучения. Целенаправленная систематическая деятельность по развитию самодетерминации студентов может содержать в себе мероприятия по развитию её компонентов: автономии, самовыражения, способности к самоуправлению, осмысленности жизни, что в последующем может повысить эффективность их профессиональной самореализации.
Психология и Психотехника, 2016-7
Иванченко В.Н., Плотникова Е.С. - Самодетерминация в структуре личностного самоопределения в юношеском возрасте

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.20619

Аннотация: Статья посвящена изучению и обоснованию места самодетерминации в структуре личностного самоопределения в юношеском возрасте и определению влияния самодетерминации на процесс самоопределения. Объектом исследования выступает самодетерминация как психологический феномен. Предметом исследования является самодетерминация в структуре личностного самоопределения в юношеском возрасте. В данной работе представлен анализ взаимосвязи самодетерминации с параметрами личностного самоопределения (ценностные ориентации, осмысленность жизни, способность к самоуправлению, самоактуализация), который позволил представить роль самодетерминации в процессе личностного самоопределения в юношеском возрасте. Диагностический инструментарий эмпирического исследования составили следующие методы: «Тест самодетерминации» Е.Н. Осина – модификация шкалы самодетерминации К. Шелдона; «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова, «Самоактуализационный тест (САТ)» Л.Я. Гозмана и М.В. Кроз. Анализ взаимосвязи отдельных параметров самодетерминации с личностным самоопределением (с помощью корреляционного и регрессионного анализа) позволил установить их роль в успешности проявления данного феномена. Так была выявлена взаимосвязь самодетерминации с такими параметрами личностного самоопределения, как: осмысленность жизни, ориентация во времени, способность к самоуправлению и самоактуализация.
Психология и Психотехника, 2015-2
Плотникова Е.С. - От самодетерминации к самореализации

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.14246

Аннотация: Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как влияние самодетерминации на самореализацию личности и характер этого влияния. Процесс самодетерминации является сложным образованием личности, обеспечивающим человека свободой выбора пути своего развития (Э. Дейси и Р. Райан) и способностью действовать независимо от внешних обстоятельств и непредсказуемо для сторонних наблюдателей, но при этом следуя своей логике и убеждениям. Современный человек каждый день сталкивается повышенными требованиями, предъявляемыми ему на работе или учебе и в то же время имеет свободу, большой выбор жизненных путей и стратегий. Он может максимально реализовать свой потенциал, жить насыщенной творчеством жизнью, выражать самобытность и уникальность внутреннего мира. От того, насколько человек самодетерминирован, зависит его способность выбирать собственный путь развития, противостоять внешним факторам, отвлекающим его от главных жизненных целей и, следовательно, стремиться к самореализации. Для изучения параметров самодетерминации использовались следующие методики: «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева (шкала «общий показатель осмысленности жизни»), тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова (шкала «общий показатель способности к самоуправлению), «Тест самодетерминации» (шкалы «автономия» и «самовыражение». Для изучения самореализации мы взяли общий показатель самореализации («Опросник самореализации» С.И. Кудинова). В результате проведенного исследования выяснилось, что такие параметры самодетерминации, как способность самоуправления, автономия и самовыражение, положительно влияют на самореализацию личности, если имеют средние значения, т.е. движущей силой самореализации личности является гармоничное развитие самодетерминации и внешней детерминации, а осмысленность жизни служит фундаментом для этих процессов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.