по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Мазилов Владимир Александрович
Психология и Психотехника, 2022-3
Мазилов В.А., Костригин А.А. - Проблема педагогического таланта в современной зарубежной психологии c. 30-41

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.3.38668

Аннотация: В статье рассматривается проблема педагогического таланта как перспективное направление исследований современной зарубежной педагогической психологии. Отмечается, что в настоящее время одним из ключевых субъектов образовательного процесса признается педагог, а требования к нему включают в себя формирование тех взглядов, личностных черт, компетенций и паттернов поведения, с помощью которых он успешно бы функционировал в изменяющихся условиях и решал педагогические проблемы нового типа. Показывается, что в российской психолого-педагогической литературе недостаточно представлена проблематика педагогического таланта, поэтому возникает необходимость обращения к результатам зарубежных исследований. Ставится цель представления и анализа зарубежных психологических подходов к изучению педагогического таланта. Зарубежные исследования по проблеме педагогического таланта разделяются на следующие: определение, характеристики и роль педагогического таланта в педагогической деятельности; выявление педагогического таланта и его особенностей; технологии управления и развития педагогического таланта. На основе теоретического анализа работ делаются выводы о недостаточном концептуальном осмыслении феномена педагогического таланта, определении педагогического таланта через другие личностные и профессиональные характеристики педагога, доминировании компетентностного подхода при изучении данной проблемы, опоре исследователей на подходы из области организационной психологии и психологии труда. Обосновывается важность изучения современных зарубежных исследований для постановки актуальных теоретических и прикладных задач в области педагогической психологии.
Психология и Психотехника, 2021-2
Мазилов В.А., Костригин А.А. - Проблема педагогических способностей в современной зарубежной психологии c. 68-85

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.2.35434

Аннотация: В статье обсуждается проблематика педагогических способностей. Отмечается, что в настоящее время существует востребованность в изучении ключевых для педагогической деятельности способностей, т.к. происходит трансформация системы образования и требований к педагогам. Отечественные психологические традиции изучения педагогических способностей достаточно известны (Б.М. Теплов, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.), однако в настоящее время происходит сближение не только российских и зарубежных научных подходов, но и систем образования, для успешной реализации которых необходима универсальная педагогическая деятельность, педагогические навыки, педагогические способности. Направления зарубежных работ в настоящее время включают в себя рассмотрение основных требований к педагогу и основных педагогических способностей, но особенное внимание сосредоточено на изучении тех качеств и способностей, которые касаются не непосредственного осуществления педагогической деятельности, а поддержания и стимуляции эффективности процесса и результативности. Таковыми способностями являются педагогическая креативность, рефлексия, метакогнитивные способности. Отдельно освещается проблема управления развитием собственных способностей педагогом. Делается в вывод о том, что современная педагогическая реальность требует от педагогов не содержательных компетенций и способностей, а системных, контролирующих и управляющих самим педагогическим процессом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.