ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Блинкова Александра Олеговна
Философия и культура, 2020-8
|
Богачев А.М., Блинкова А.О., Прилуцкий А.М., Шурухт С.М., Гайдуков А.В. - Религиозные, этические и бытовые категории в бессознательной области психической реальности современной российской молодежи: попытка сравнительного анализа |
|
c. 53-67
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2020.8.33359
Аннотация: В работе приводятся результаты предварительного мультидисциплинароного исследования особенностей реакции молодёжи на различные дескрипторы. Посредством семиотического, глубинно-психологического, религиоведческого и математического анализа собранных ассоциативных цепочек производится сравнение реакций представителей молодёжи на религиозные и этические термины с бытовыми лексемами, выявляется чувствительность к этим терминам, склонность к их логическому и чувственно-эмоциональному восприятию. В частности, на основе методики семантических множителей выявляются сильные и слабые дескрипторы анализируемого семиозиса. С помощью полученных данных делаются интерпретации, позволяющие выявить тенденции, определяющие ряд структурных и психодинамических характеристик психической реальности современной российской молодежи. Авторами исследования сделаны следующие выводы: 1. Чувствительность (и соответствующая информированность) к религиозным дескрипторам была продемонстрирована менее чем половиной респондентов, а пятая часть всей выборки терминов оказалась респондентам неизвестной; 2. При этом при анализе этических ассоциативных цепочек нами на уровне интерпретации зафиксировано существование у респондентов такого явления как «неопределенная религиозность», что может говорить о существовании в их психической реальности определенного духовного поиска, который, как минимум, на данный момент, не соответствует форме известных респонденту религиозных традиций; 3. Полученные нами данные, с одной стороны, соответствуют классический «пирамиде Маслоу» [4], хотя, с другой стороны, возможный духовный поиск респондентов и, одновременно, скудный характер «бытовых» ассоциаций может свидетельствовать в пользу доминирования «этически-духовной» парадигмы в психической реальности респондентов (что сочетается, в том числе, и с поздними исследованиями Маслоу в области «бытийственных потребностей» и «пиковых переживаний» [5]); 4. Вышесказанное означает, что при взаимодействии (в том числе дидактическом и воспитательном) с современной молодежью ключевым «мостиком» к ней является пространство этических ценностей, которые могут быть связаны и со скрытым духовным поиском.
|