по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Аникин Даниил Александрович
Социодинамика, 2022-10
Аникин Д.А., Конаков Д.Н. - Секьюритизация прошлого в условиях общества риска: социально-философский анализ c. 20-30

DOI:
10.25136/2409-7144.2022.10.39128

Аннотация: В статье разбирается концепция секьюритизации с точки зрения социальной философии, определяется необходимость отказа от объективизма или крайнего конструктивизма при анализе данного понятия. Анализируются предпосылки формирования ценности безопасности, а также основные формы секьюритизации, распространенные в современном обществе риска, в частности, военная, политическая, социальная, экономическая и экологическая секьюритизации. Особый упор делается на исследовании социальных условий реализации стратегии секьюритизации. Объектом исследования является феномен секьюритизации как социально-философский феномен, а предметом исследования – мнемоническая секьюритизация как новая форма обращения к проблеме безопасности в условиях современного общества риска.    Вводится авторское понятие секьюритизации как социальной практики, основанной на готовности сообщества воспринять определенный природный или социальный феномен как объективно существующую угрозу. В качестве принципиально нового вида секьюритизации рассматривается мнемоническая секьюритизация, предполагающая стремление представить символически значимые образы прошлого как объект воздействия со стороны идеологических оппонентов. Особый вклад в проблематику исследования определяется выявлением связей между процессами трансформации коллективных сообществ и возникновением рисков коллективной идентичности, что находит выражении в формировании представлений о необходимости онтологической безопасности и делегировании полномочий защиты данной формы безопасности со стороны политических субъектов, прежде всего, государства.
Философия и культура, 2021-5
Аникин Д.А., Иванова Д.Д. - Зритель как субъект постсекулярной эпохи: теоретико-методологические основания c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.5.36211

Аннотация: Целью исследования является рассмотрение феномена зрителя, в ходе которого предполагается дать его определение в рамках постсекулярной эпохи. В статье выделяются две характеристики: исходя из условий пребывания человека и его мироощущения, дается определение в рамках герменевтического подхода, выявляются черты зрителя через постсекулярность, а также уточняется его связь с таким процессом как социализация. Особенность предмета исследования заключается в том, что постсекулярное общество меняет требования, предъявляемые к зрителю, поскольку добавляет своеобразную религиозную призму к происходящему на экране, что заставляет задаваться вопросом о специфике этой призмы. В качестве научной новизны можно выделить рассмотрение феномена зрителя в социально-философском контексте, анализ зрителя в постсекулярную эпоху. В результате доказано, что зритель постсекулярной эпохи находится в столкновении религиозного и нерелигиозного мировоззрения, что приводит к формированию нестабильной системы ценностных ориентаций. В тексте статьи обосновывается, что специфика постсекулярной ситуации заключается в провоцировании внутреннего конфликта зрителя, при котором его оценка кинематографических сюжетов может основываться как на соблюдении определенных морально-этических требований, так и на сохранении принципа развлекательности и интересности. Разрешение этого конфликта оказывается возможно в случае создания специфического кинематографического продукта, имеющего квази-религиозное содержание, но заключенного в развлекательную оболочку.
Философия и культура, 2019-5
Аникин Д.А. - Культурная память в эмигрантской среде: поколенческая динамика и коммеморативные практики c. 39-45

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.5.29647

Аннотация: В статье ставится вопрос о поколении как субъекте культурной памяти миграционного сообщества. Актуальность исследования определяется усилением мобильности в современном обществе, усложнением связей и контактов между мемориальными культурами различных сообществ. В статье анализируются основные подходы к анализу поколения в современной гуманитарной литературе и выделяются характеристики поколения в качестве субъекта культурной памяти. Сложность предмета исследования определяется сочетанием нескольких научных тем - методологии изучения культурной памяти, миграционных сообществ и поколенческой динамики общества. В качестве методологии исследования используется структурно-функциональный подход Ш. Эйзенштадта, который позволяет рассмотреть поколение как специфическую социальную группу, существование которое определяется не биологическими ритмами, а задается динамикой трансформации социума. Для анализа поколенческой памяти большое значение имеет культурной семиотический подход Я. Ассмана, рассматривающий коллективную память как совокупность моделей трансляции культурных смыслов. В статье автором типологизируются основные подходы к анализу поколения в современной гуманитарной литературе и впервые выделяются следующие характеристики поколения как субъекта культурной памяти: конструируемый характер, вариативность возрастных характеристик, абсолютизация коммуникативной памяти. На примере миграционного сообщества рассматривается конкуренция между различными типами культурной памяти, в которой поколенческая память уступила свое место более адаптивным типам – семейной и религиозной памяти.
Конфликтология / nota bene, 2019-4
Аникин Д.А. - Символическая политика в современной России: основные векторы и факторы риска c. 95-100

DOI:
10.7256/2454-0617.2019.4.31453

Аннотация: Объектом исследования является символическая политика и ее внутренняя структура. Предметом исследования является политика памяти как элемент символической политики, ее специфика в современном российском обществе и предпосылки для возникновения конфликтов. В статье автор ставит вопрос о необходимости определения соотношения символической политики и политики памяти, а также о специфике подобного соотношения в современном российском политическом пространстве. Автор делает упор на то, что символическая политика напрямую связана с высоким уровнем политического участия, поскольку сама потребность в формировании и трансляции определенных политических символов определяется стремлением к легитимации существующего порядка. Методология исследования опирается на коммуникативную модель символической политики У. Сарцинелли и процессо-реляционную методологию изучения политики памяти Д. Олика. Отдельным аспектом исследования является концепции «общества риска» У. Бека с точки зрения изменения структуры политического пространства. Основным вкладом автора в исследование темы является обоснование того, что риски символической политики связаны с изменением состава политических акторов, в силу чего распадается существующий в обществе символический консенсус. По мнению автора, дефицит стратегий развития и связанных с ним образов будущего привел в российском обществе к сосредоточению символической политики исключительно в сфере образов прошлого, что стало существенным фактором риска, провоцирующим конфликты вокруг интерпретации и переосмысления конкретных «мест памяти». Стремление минимизировать подобные риски заключается не в их проработке, а в умолчании о проблемных вопросах прошлого, что приводит к отсутствию механизмов общественной дискуссии, локализации и регионализации векторов символической политики.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.