по
Финансы и управление
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Гусейнова Гузель Мухтаровна
Налоги и налогообложение, 2022-4
Попова Е.М., Гусейнова Г.М. - Налоговые инструменты сглаживания негативных последствий пандемии COVID-19: зарубежный опыт c. 42-56

DOI:
10.7256/2454-065X.2022.4.35490

Аннотация: Пандемия COVID-19 стала серьезным вызовом для всего мирового сообщества. Национальные правительства были вынуждены вводить ограничительные меры, чтобы предотвратить распространение новой коронавирусной инфекции. Однако объявленный во многих странах режим самоизоляции является одним из главных факторов рецессии, в которую погрузилась мировая экономика. В качестве подтверждения в статье приводятся результаты исследования, проведенного Международным валютным фондом. В связи с названными событиями во многих странах мира были разработаны антикризисные программы, которые предусматривали несколько пакетов мер финансовой поддержки населения и бизнеса. Одним из базовых инструментов реализации одобренных программ по восстановлению экономики были налоговые меры, которые выступают предметом настоящего исследования.   Обзор мировой практики применения налоговых инструментов позволил выделить две группы. К первой группе отнесены налоговые меры, адаптированные к новым социально-экономическим реалиям, которые несмотря на снижение налогового бремени, не являются налоговыми расходами. Вторая группа включает налоговые расходы. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что по результатам изучения международного опыта была разработана классификация налоговых расходов, применяемых для нивелирования негативных последствий пандемии COVID-19. В качестве классификационного признака выбрана цель предоставления. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что наиболее популярными налоговыми расходами стали такие налоговые расходы, как снижение (освобождение) косвенных налогов на медицинские товары и продукцию фирм, пострадавших от введения ограничительных мер. Кроме того, широкое распространение получили налоговые расходы в форме налоговых вычетов и кредитов по налогам на индивидуальный и корпоративный доход, стимулирующие налогоплательщиков направлять сбережения на финансирование инвестиций и деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, специальных фондов по борьбе с COVID-19.
Налоги и налогообложение, 2022-4
Попова Е.М., Гусейнова Г.М., Гончарова А.В. - Оценка региональных мер налоговой поддержки бизнеса в условиях пандемии COVID-19 c. 57-76

DOI:
10.7256/2454-065X.2022.4.38563

Аннотация: Реализация карантинных мероприятий и снижение экономической активности в 2020 году стало импульсом для проведения стимулирующей налоговой политики не только на федеральном, но и субнациональном уровне. В статье рассматривается опыт проведения контрциклической бюджетно-налоговой политики в странах ОЭСР, выделяются факторы относительно скромной налоговой поддержки, которая оказывалась субъектам малого и среднего предпринимательства на субнациональном уровне. Объектом исследования выступают стимулирующие налоговые расходы, предоставленные в соответствии с законодательством российских регионов для поддержки экономических субъектов в условиях ограничительных мер, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции. Методология исследования базируется на методах формальной логики, статистического и эконометрического анализа. Научная новизна настоящего исследования заключается в проведении комплексного анализа, охватывающего все субъекты Российской Федерации, в которых фактически предоставлялись стимулирующие налоговые расходы, и оценке региональной налоговой политики, реализуемой во время пандемии COVID-19, через призму ключевых параметров бюджета и показателей социально-экономического развития. Региональная налоговая политика проводилась в условиях масштабной фискальной поддержки из федерального центра и ухудшения состояния субнациональных финансов вследствие роста дефицитных бюджетов. Во время пандемии 2020 года субъекты Российской Федерации предоставляли налоговые льготы по налогам, которые составляют незначительную долю в доходах региональных бюджетов. Поскольку основная цель налоговых стимулов сводилась к решению проблем с ликвидностью и сохранению занятости, в российских регионах не вводились инвестиционные налоговые льготы по налогу на прибыль организаций. Исследование фактической и прогнозной динамики ВРП позволило сделать вывод, что меры налоговой поддержки, реализуемые в российских субъектах, стимулировали экономическую активность и способствовали сглаживанию негативных последствий коронакризиса.
Теоретическая и прикладная экономика, 2020-1
Попова Е.М., Гусейнова Г.М., Милов С.Б. - Оценка чувствительности эффективности региональных налоговых расходов к инвестиционной привлекательности видов экономической деятельности, осуществляемых резидентами территорий опережающего развития c. 98-110

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.1.32495

Аннотация: Дефицит субнациональных бюджетов и замедление темпов роста капитальных вложений во многих российских регионах повышают актуальность исследований, направленных на совершенствование практики налогового стимулирования регионального инвестиционного процесса. В научной зарубежной литературе широкое распространение получили исследования, цель которых заключалась в определении влияния социально-экономических и институциональных факторов на эффективность инвестиционных налоговых расходов. Предметом настоящей статьи является оценка чувствительности эффективности региональных налоговых расходов к инвестиционной привлекательности видов экономической деятельности, которые осуществляют резиденты территорий опережающего социально-экономического развития, созданных в субъектах Дальневосточного федерального округа. В основе методологии проведенного исследования лежит однофакторный дисперсионный анализ. Кроме того, использовались такие статистические методы как группировка, агрегирование и индикативный анализ. Научная новизна и практическая ценность представленного в статье исследования состоит в том, что авторами обоснована целесообразность оценки инвестиционной привлекательности тех видов экономической деятельности, которые стимулируются налоговыми льготами, предложена и апробирована методика оценки инвестиционной привлекательности. Сделан вывод, что в случае низкой инвестиционной привлекательности вида экономической деятельности, который планируется поддержать налоговыми льготами, требуется проведение дополнительного анализа во избежание неоправданных налоговых расходов.
Налоги и налогообложение, 2019-11
Попова Е.М., Гусейнова Г.М., Милов С.Б. - Интеграция концепции налоговых расходов в бюджетный процесс: зарубежный и отечественный опыт c. 17-34

DOI:
10.7256/2454-065X.2019.11.31314

Аннотация: Немаловажным фактором, влияющим на эффективность реализации бюджетно-налоговой политики, выступает уровень доверия населения к институтам государственной власти. Концепция налоговых расходов, которая интегрируется в бюджетный процесс с 2014 г., способствует повышению прозрачности проводимой политики и, как следствие, укреплению доверия населения к власти. В статье рассматриваются основные аспекты применения концепции налоговых расходов в бюджетном процессе в странах ОЭСР и России, обозначаются методологические проблемы и предлагаются направления совершенствования существующей практики. Методология представленного в статье исследования включает методы формальной логики (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение) и статистические методы. Научная новизна настоящего исследования состоит в проведении сравнительного анализа степени интеграции концепции налоговых расходов в бюджетный процесс в разных странах. В результате был сделан вывод о том, что главная методологическая проблема практического применения данной концепции заключается в отсутствии единого подхода к определению понятий "базового налога" и "налоговых расходов", которые во многих странах, несмотря на значительный опыт, не получили законодательного закрепления. Авторами выделены следующие направления совершенствования отечественной практики: уточнение понятий "налоговые льготы" и "налоговые расходы", а также использование результатов оценки эффективности налоговых расходов в целях распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.