по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Глатоленкова Екатерина Викторовна
Урбанистика, 2023-4
Глатоленкова Е.В., Ильин К.С. - Архитектурная среда детской железной дороги Хабаровска c. 1-15

DOI:
10.7256/2310-8673.2023.4.43586

Аннотация: Предметом исследования статьи являются особенности формирования архитектурной среды детских железных дорог на Дальнем Востоке. Объект исследования – детская железная дорога в Хабаровске, относящаяся к дальневосточным железным дорогам. На материале исторических документов, фотографий и частных архивов рассматривается ее историческое развитие, изменения в благоустройстве территории и наполненности среды, современное состояние окружающей застройки и перспективы дальнейшего развития дороги. Особое внимание авторы уделяют изучению последних нововведений в благоустройстве и современному состоянию прилегающего к дороге парка, а также анализируют проекты реконструкции дороги, находящиеся на рассмотрении в администрации города. Изучение опыта строительства и эксплуатации детских железных дорог в разных городах России и популярных зарубежных парках позволил выявить тенденции их дальнейшего развития и трансформации в современных условиях. Вкладом авторов в рассматриваемую тему является систематизация разрозненной информации о хабаровском отделении детской железной дороги и составление схемы ее планировочной организации, выполненные впервые. В ходе работы установлено, что за более чем полувековую историю существенно изменился окружающий дорогу ландшафт, дальнейшее ее успешное функционирование требует кардинального пересмотра маршрута пролегания пути. Применения полученных результатов возможно в процессе проектирования нового направления дороги на парковой территории питомника имени А. М. Лукашова.
Урбанистика, 2023-3
Глатоленкова Е.В. - Наследие Уссурийской железной дороги в Дальнереченске c. 1-13

DOI:
10.7256/2310-8673.2023.3.43423

Аннотация: Работа продолжает исследование автора, посвященное железнодорожной архитектуре юга Дальнего Востока, и является частью проекта по изучению архитектурного образа родины. Предметом исследования, результаты которого описаны в статье, являются архитектурно-градостроительные особенности железнодорожной архитектуры города Дальнереченска Приморского края. Приводится историческая справка развития города с момента основания первого поселения в середине XIX в. до преобразований, связанных со строительством железнодорожной станции Иман Уссурийской линии из Владивостока в Хабаровск в конце XIX в. Особое внимание автор уделяет изучению центральной части города и современному состоянию железнодорожной застройки. Представлены материалы проведенной экспедиции и архивных изысканий в 2017–2023 гг. В ходе анализа городской застройки центрального района Дальнереченска обследованы объекты, включенные в реестр памятников архитектуры, расположенные вдоль Транссибирской магистрали. Научную новизну исследования определяет обобщение и картографирование сохранившихся объектов наследия Уссурийской железной дороги XIX–XX вв. в Дальнереченске, проведенные впервые. Результатом исследования стала схема расположения зданий и сооружений. Обобщенная информация об имеющихся в городе постройках-памятниках архитектуры может быть использована в образовательной сфере, реставрационной практике и мероприятиях, связанных с популяризацией индустриального наследия.
Урбанистика, 2022-3
Глатоленкова Е.В. - Архитектурно-градостроительные особенности станций II класса Уссурийской железной дороги: Владивосток и Хабаровск c. 45-60

DOI:
10.7256/2310-8673.2022.3.38646

Аннотация: Предмет исследования – архитектурно-градостроительные особенности станций II класса на самом удаленном от Москвы и Санкт-Петербурга участке Транссибирской магистрали – Уссурийской железной дороге (историческое название линии). В статье рассматриваются конечные станции маршрута – Владивосток и Хабаровск в годы строительства и в первые годы эксплуатации (временные рамки можно условно считать с 1891 г.– закладка дороги, до начала 1910-х гг. – подготовка проектов переустройства и расширения станций). Особое внимание автор уделяет изучению планировок поселков, взаиморасположению основных объектов – пассажирских зданий, площадей, улиц; анализируется современное состояние железнодорожной застройки. В работе представлены материалы, полученные в ходе натурных обследований и исследовательских изысканий автора в 2021–2022 гг. Подчеркивается, что железнодорожные станции и их простое, на первый взгляд, архитектурное оформление являются частью грандиозного ансамбля Великого Сибирского пути, своеобразными памятниками эпохи, и в этом качестве представляют значительный исследовательский интерес. Архитектурные и градостроительные особенности первых железнодорожных станций Владивостока и Хабаровска анализируются впервые. Отмечена необходимость дальнейшего всестороннего изучения железнодорожной застройки городов и поселков юга Дальнего Востока, в том числе для разработки мер по ее сохранению и популяризации индустриального архитектурного наследия.
Урбанистика, 2021-4
Глатоленкова Е.В., Иванова А.П. - Архитектурное наследие железных дорог Восточной России c. 35-54

DOI:
10.7256/2310-8673.2021.4.36372

Аннотация: Публикация освещает вопросы музеефикации железнодорожной архитектуры вдоль восточных участков бывшего Великого Сибирского пути, расположенных на российском Дальнем Востоке и Севере-Востоке Китая. Сегодня это линии Дальневосточной железной дороги (часть Транссибирской магистрали) и китайские линии Биньжоу и Бинхай. Анализируются музейные объекты, разнообразные по своему происхождению: как размещаемые, например, в бывших паровозных депо, более не использовавшихся по прямому назначению, так и новоделы – постройки по мотивам утраченных пассажирских зданий вокзалов; объединяет их принадлежность к масштабному железнодорожному строительству конца XIX начала XX в., сыгравшему важную роль в процессе освоения слабо заселенных регионов. Рассмотрен опыт музеефикации железнодорожной архитектуры не только в городах России, но и работы китайских коллег, сотрудников центра сохранения русского наследия в Харбине, по проектам которых были реконструированы десятки железнодорожных объектов-памятников архитектуры в городах вдоль бывшей Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что по мнению авторов статьи является важным в свете изучения вопросов сохранения аналогичных объектов на территории нашей страны (на участках Хабаровск – Владивосток, Уссурийск – Гродеково и др.). В публикации дается краткий анализ использования объектов железнодорожной архитектуры в дальневосточных городах России (в Хабаровске, Вяземском) и КНР (в городах Харбине, Маньчжурии, Ханьдаохэцзы, Бухэду, Анъянси). Также представлены проекты, направленные на решение проблемы сохранения регионального наследия рубежа веков, выполненные студентами Тихоокеанского государственного университета г. Хабаровска.
Урбанистика, 2019-1
Глатоленкова Е.В. - Архитектурно-планировочные особенности города Маньчжурии c. 33-43

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.1.29145

Аннотация: Предметом исследования настоящей работы являются особенности архитектурно-планировочной структуры города Маньчжурии. Маньчжурия – один из многочисленных поселений, образовавшихся в начале XX века в связи со строительством Китайско-Восточной железной дороги, представляет большой исследовательский интерес, в первую очередь, поскольку развитие города отражает общее в формировании железнодорожных поселений концессионного периода, с другой – в архитектуре и планировке ярко продемонстрированы индивидуальные особенности. В статье дается исторический обзор строительства города и окрестностей, изучается архитектура жилых, общественных зданий и сооружений, построенных в первой половине XX века, планировка, определившие дальнейшее пространственное развитие города. Методологической базой исследования стали методы сравнительного, функционального и факторного анализов, используемых для описания градостроительного процесса развития города и выявления уникальных характеристик поселения и объектов застройки. Эмпирическую базу исследования составили графические и архивные материалы, в частности, документы, карты, чертежи, а также данные натурного обследования железнодорожных поселений вдоль линии железной дороги от Маньчжурии до Суйфэньхэ, которое автор провела в августе 2018 г. В России теме культурного наследия русской концессии на Северо-Востоке Китая посвящено немало научных и публицистических работ. Вкладом автора в исследование данной темы является выявление отличительных особенностей планировочной структуры исторической застройки города Маньчжурии, анализ современного состояния и планировочной организации сохранившихся русских кварталов, определение их роли и места в структуре города.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.