по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Мартьянова Галина Юрьевна
Психолог, 2023-1
Мартьянова Г.Ю. - Влияние тревоги на саморегуляцию клиентов психологического консультирования в ситуации неопределенности c. 14-23

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.1.39796

Аннотация: Переживание тревоги в неопределенной событийности становится тем способом реагирования, который вносит изменения в процессы совладания, нарушая прежде всего осознанную регуляторную активность. Статья представляет результаты анализа влияния тревоги на параметры стиля осознанной саморегуляции в ситуации пандемии. Исследование базируется на положениях теории осознанной саморегуляции О. А. Конопкина. В исследовании принимали участие клиенты психологического консультирования, добровольно обращающиеся за помощью. Тревога исследовалась по ее видам, диагностика стилевых параметров саморегуляции осуществлялась с помощью методики «Стиль саморегуляции поведения – ССП» В. И. Моросановой. Влияние тревоги на саморегуляцию определялась регрессионным анализом.     Результаты обозначили равнозначную выраженность видов тревоги: личностной, ситуативной, субклинической. Значимым результатом исследования стал факт тревоги испытуемых по поводу регресса психотерапевтических навыков в ситуации неопределенности. Анализ стилевых параметров саморегуляции показал нарушения в структуре планирования активности, моделирования условий, построения программ действий и оценивания полученных результатов. Регрессионные модели обозначили дифференцированную детерминацию видами тревоги регуляторных блоков. Данные исследования позволяют расширить представления о нарушенных способах реагирования клиентов психологического консультирования в напряженных ситуациях. Результаты могут быть использованы при разработке психотехнической составляющей процесса оказания помощи субъектам ситуации неопределенности.
Психология и Психотехника, 2019-3
Мартьянова Г.Ю. - Расширение адаптационного потенциала в практике совладания с трудными жизненными ситуациями c. 59-67

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.3.28650

Аннотация: Целью исследования, представленного в статье, была проверка возможности расширения репертуара адаптивных способов регулирования активности в трудной жизненной ситуации посредством воздействия на образ психического состояния. Понимание регуляторной активности опирается на тезаурус субъектно-деятельностного подхода, где она описывается как мера обусловленности действий по совладанию с жизненными трудностями в соответствии со спецификой внутреннего состояния самого субъекта ситуации. Адаптационный потенциал рассматривается как феномен, релевантный содержанию опыта регуляторной субъектной активности. На материале участников психотерапевтических групп проводится анализ и сравнение образов психического состояния в актуально действующей проблемной ситуации и в ситуации успешного совладания с жизненными трудностями. Показаны изменения в образах состояния после работы по осознанию отдельных качеств. Приводятся статистические доказательства наличия связи формальных показателей образов состояния с уровнем стиля осознанной саморегуляции произвольной активности. Обосновывается динамика зависимости исследуемых параметров в соответствии с изменениями мощности, структурированности и интенсивности образов психического состояния.
Психология и Психотехника, 2016-10
Мартьянова Г.Ю. - Самодетерминация субъекта напряженной ситуации: антропопсихологический подход c. 829-833

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.22070

Аннотация: Предметом исследования является обоснование содержания самодетерминации в условиях напряженной событийности. В статье исследуется категория «субъект напряженной ситуации» в антропопсихологическом контексте. Предлагается понимание ситуации как структурной единицы событийности, делающей человека субъектом собственной активности. Доказывается значение стилевых параметров осознанной саморегуляции для адаптации к ситуационным факторам: планирования, моделирования, программирования, контроля и оценки результатов. Экспериментальным путем проверяется идея построения зоны оптимальной самодетерминации ситуационной активности при адаптации к напряженной событийности. Антропологический термин «событийность» обосновывается в категориях субъектно-деятельностного подхода, принятого за основание при объяснении сути ситуационного реагирования субъекта. Понятие «самодетерминация» интерпретируется через содержание регуляторной деятельности, что позволяет определить зоны самодетерминации в границах оптимального и неоптимального стиля осознанной саморегуляции. Автор анализируют экспериментальные данные субъектной регуляторной активности в различных напряженных обстоятельствах; показывает связь параметров стиля регуляции с уровнями адаптированности к ситуациям.
Психология и Психотехника, 2016-1
Мартьянова Г.Ю. - Индивидуальное психологическое консультирование: субъектно-регуляторный подход

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.17517

Аннотация: В статье рассматривается теоретический конструкт индивидуального психологического консультирования с позиции субъектно-регуляторного подхода. Определяются аспекты консультирования как вида профессиональной деятельности. Автор в категориях теории осознанной саморегуляции произвольной активности дифференцирует консультативный процесс по целям, действиям, результату профессиональной активности консультанта и субъектной активности клиента. Индивидуальное психологическое консультирование определяется как деятельность по направлению субъектной активности клиента для оптимизации его потенциала. Обосновывается возможность применения субъектно-регуляторного подхода для объяснения основных процессуальных и результативных феноменов консультирования. Клиент, в авторской интерпретации, является субъектом собственной активности, субъектом самореализации, субъектом изменений, происходящих под действием проблемы, и субъектом регуляторного опыта. Психологическая проблема представлена как результат нарушения индивидуального стиля осознанной саморегуляции, а именно, процессов достижения субъектом цели в трудных условиях жизнедеятельности. Ее генезис обусловлен сложным пролонгированным процессом установления причинно-следственных связей в субъективной оценке событий и фактов. Основным механизмов оказания консультативной помощи названо переструктурирование.
Психология и Психотехника, 2015-10
Мартьянова Г.Ю. - Регуляторные характеристики субъективного образа состояния в трудной жизненной ситуации

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.16543

Аннотация: Статья раскрывает специфику регуляторной активности субъекта трудной жизненной ситуации в зависимости от выраженности характеристик образа состояния в ней. Целью представленного эмпирического исследования был анализ формальных параметров образа состояния и его связь с общей регуляторной активностью. Проводилось сравнение мощности, структурированности и интенсивности образа в различных условиях воспроизведения трудной ситуации. Изучалась дифференцированная роль параметров образа в актуально действующей ситуации, при воспроизведении положительного опыта решения проблем и в условиях несовладания с трудностями. Исследование базируется на общеметодологических положениях концепции стиля осознанной саморегуляции произвольной активности субъекта В.И. Моросановой. Показана динамика субъективных характеристик при снижении адаптированности к трудной ситуации и влияние изменений в образе состояния на общий уровень саморегуляции. Доказано, что образ состояния дифференцировано влияет на регуляторную активность. Его мощность более всего детерминирует процессы управления ситуаций и своей активностью в ней. Полученные эмпирические данные поднимают актуальный вопрос о возможности и необходимости разработки технического обеспечения коррекционной помощи субъекту трудной жизненной ситуации с учетом механизмов воздействия на мощность, интенсивность и структурированность образа психического состояния.
Психолог, 2015-6
Мартьянова Г.Ю. - Мотивационная активность клиента психологического консультирования: аспекты исследовательской проблемы c. 56-75

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.6.17099

Аннотация: Статья раскрывает особенности мотивационно-регуляторной активности клиента психологического консультирования. Анализируются вопросы мотивации в структуре оказания психологической помощи. Предметом исследования является система побуждений клиента психологического консультирования, которую автор статьи обосновывает через содержание, интенсивность и перспективность всей мотивационной сферы. Исследуются аспекты мотивационной включенности в консультативный процесс с точки зрения клиента и с точки зрения консультанта. Основное внимание уделяется рассмотрению мотивации обращения за помощью и мотивации принятия психологической помощи. Анализ теоретических представлений осуществляется в контексте авторского положения о позиции клиента в психологическом консультировании как субъекта собственной жизни и как субъекта получения помощи. Показано значение мотивации обращения за помощью, ее принятия и перспективы как важнейших детерминант эффективности психологического консультирования. Выделены негативные мотивационные факторы, снижающие конструктивную направленность консультирования. Доказано, что потребностное напряжение выступает первостепенным фактором мотивационной активности клиента, определяющим его деятельность по получению психолого-консультативной помощи.
Психолог, 2015-1
Мартьянова Г.Ю., Ильина А.А. - Потенциал арттерапии в системе коррекционной помощи дошкольнику c. 94-118

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.1.13601

Аннотация: Одним из широко распространенных методов в психологической коррекции детей является арттерапия. Однако применение ее техник на практике часто происходит без учета возрастных возможностей реагирования детской психики. Настоящая статья показывает, какие механизмы арттерапии делают ее эффективной в старшем дошкольном возрасте. Определение эффективности осуществляется в сравнении с игровой коррекцией, приоритет которой в возрасте с 3 до 7 лет объясняется типом ведущей деятельности. Сопоставление подходов осуществляется с процессуальной и результативной позиций. Основным критерием проведенного анализа выступает возможность получения продукта детской деятельности в диагностике, психопрофилактике и собственно коррекционной работе. Доказано, что арттерапия как метод полезна в дошкольном возрасте в силу слабой рефлексии и низкой вербальной активности детей. Определено, что символический смысл искусства соотносится с процессом формирования знаково-символической функции сознания ребенка, прежде всего, механизма моделирования. Показано соответствие арттерапии как вида практической деятельности основным принципам психологической коррекции детей. Основные тезисы об эффективности арттерапии в дошкольном возрасте подтверждаются данными собственных эмпирических исследований.
Психология и Психотехника, 2014-11
Мартьянова Г.Ю. - Детерминация активности клиента индивидуального психологиче-ского консультирования его ответственностью

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.13195

Аннотация: Статья раскрывает специфику мотивационной активности клиентов индивидуального психологического консультирования в зависимости от степени их ответственности. Целью эмпирической работы стал анализ корреляционных связей интернальности и мотивационных характеристик на начальных этапах консультирования и по его окончанию. Показана динамика социальной мотивации, мотивов самореализации и самоуважения, стремления уменьшить потребностное напряженность в трудной жизненной ситуации и целедостижения в зависимости от эффективности консультативной сессии. Доказывается ответственность как необходимое и требуемое условие психологического консультирования в той его части, которая гарантирует мотивационную включенность клиента в процесс и результат получения помощи. Исследование методологически базируется на положениях субъектного подхода об активности как источнике ответственности и самодетерминации личности. Экспериментально подтверждено, что повышение значений интернальности как параметра личностной ответственности обусловливает изменения в самоуважении, самореализации и в намерении осуществить цель. Увеличение же ответственности более всего зависит от выраженности у субъектов трудной жизненной ситуации самоуважения. Подтвержденный факт связи ответственности с мотивацией обусловливает необходимость тщательной разработки принципа активности клиента в психологии консультирования.
Психология и Психотехника, 2014-2
Мартьянова Г.Ю. - Эффективность применения техники поведенческой психотерапии в возрастно-психологическом консультировании

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.10247

Аннотация: Статья описывает результаты апробации техники поведенческого подхода «Ступенька за ступенькой» в возрастно-психологическом консультировании. Целью проводимого исследования является доказательство ее эффективности в консультативной деятельности. Созданная первоначально для оказания терапевтического воздействия на семью с больным ребенком, техника в большей мере отражает условия психологического консультирования. В статье анализируется ее содержание на каждом этапе консультативной работы. Определяются факторы, позволяющие соотносить коррекционные механизмы поведенческой техники с нарушениями родительской позиции. Апробация материала осуществлялась на репрезентативной выборке родителей – клиентов психологического консультирования. В ходе эксперимента сравнивалось воздействие на две группы испытуемых различными приемами: предлагаемой техникой и вынесением рекомендаций. Сравнение эмпирических данных подтвердило возможность изменений в родительских установках и Я – концепции за счет систематического анализа нежелательных детских реакций и системы собственных предъявляемых требований. Основными консультативными эффектами при этом выступили осознание, дистанцирование и переструктурирование. Показано, что техника соответствует принципам консультирования родителей и удовлетворяет их потребности в получении помощи.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.