по
Историческая информатика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Акашева Анна Анатольевна
Историческая информатика, 2024-1
Акашева А.А. - Преподавание дисциплин информационно-математического цикла студентам-историкам: опыт Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского c. 123-136

DOI:
10.7256/2585-7797.2024.1.70278

Аннотация: Статья написана по материалам доклада, сделанного автором на традиционном научно-методическом семинаре Межрегиональной Ассоциации «История и компьютер» и исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, который состоялся 27 января 2024 года. Предметом анализа являются наименования и почасовой объем (в академических часах) дисциплин информационно-математического цикла в Горьковской государственном университете (Национальном исследовательском Нижегородском государственном университет им. Н.И. Лобачевского или Университете Лобачевского) с 1984 по 2023 год, наименования выпускных квалификационных работ специалистов, бакалавров и магистров, выполненных на кафедре информационных технологий в гуманитарных исследованиях (ИТГИ) с 2007 по 2023 год, наименования учебно-методических пособий за 2010 по 2023 год, изданных преподавателями кафедры.  Для исследования использовались методы описания и измерения, а в своих выводах мы руководствовались принципами системности, объективности и историзма. Выявлено, что предметы информационно-математического цикла за 40 лет их преподавания в ИМОМИ ННГУ стали более специализированными и практико-ориентированными, как в бакалавриате, так и в магистратуре. Самостоятельное значение имеет восстановленный начальный период преподавания количественных методов в истории в 1980-х годах на основании воспоминаний коллег и первого лектора С.В. Субботина. Приведен полный перечень информационно-математических дисциплин (бакалавриат и магистратура) в 2023-2024 году с указанием их трудоемкости в академических часах. Приведены основные сведения о кафедре информационных технологий в гуманитарных исследованиях, которая отвечает за преподавание указанных дисциплин с 2007 года. Обнаружено, что с 2007 года кафедра ИТГИ выпустила 86 студентов, из которых 31% использовали в своих выпускных квалификационных работах количественные методы и компьютерные технологии. Показано значение облачных технологий в возможностях распределенной проектной работы студентов-магистрантов. Сделан вывод о том, что основной формируемой информационной компетенцией историков является критическое отношение к оцифровке исторических источников и публикации их в сети Интернет.
Историческая информатика, 2018-4
Акашева А.А. - Сетевой проект «1917. Свободная история» или как конструировать историю в массовом сознании интернет-пользователей c. 111-122

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.4.27814

Аннотация: Рассматриваются пять механизмов создания прошлого в массовом сознании интернет-пользователей, которые были выявлены на примере анализа проекта «1917. Свободная история»: (1) построение событийной ленты прошлого через своеобразную игру, (2) использование авторитета лиц и учреждений, (3) использование авторитетного формата описания данных, (4) использование особого типа исторических источников – источников личного происхождения, а также стихов и прозы, несущих сильных эмоциональный заряд, (5) использование жесткой режиссуры публикации контента. Анализ проводился в рамках структуралистской теории мифа Р. Барта и исследований Ю.М. Лотмана о роли игры в жизни человека – «театра вне театра». В статье впервые предпринята попытка вычленения и анализа мифа на примере изучения новостных постов участников виртуальной исторической сети за 4 дня декабря 2017 - января 2018 г. Итогом исследования является вывод о том, что воссоздаваемая в формате социальной сети история событий 1917 г. является мифологией и в этом качестве успешно существует в массовом историческом сознании интернет-пользователей, судя по многотысячному количеству подписчиков изученного проекта.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.