по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Азарова Валентина Владимировна
Культура и искусство, 2023-2
Азарова В.В. - Темы христианской духовности, новые пластические формы танца и рецепция визуальных формул во французских музыкально-театральных произведениях ХХ века c. 10-24

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.2.39800

Аннотация: Автором статьи впервые рассмотрен комплекс тем христианской духовности в произведениях П. Клоделя, А. Онеггера и О. Мессиана, созданных для французского синтетического театра ХХ века и раскрывающих актуальный смысл истолкования проблем святости и христианского поведения человека. Это темы христианкой любви и жертвоприношения Христу, духовно-нравственных свершений святых на пути к Богу, исцеления страждущих и воскрешения мертвых, невидимых небесных сил — «голоса неба», тема хвалы творениям. Новые пластические формы сценического движения и танца определены автором статьи как неотъемлемые элементы французских произведений для музыкального театра, запечатлевшие новые методы организации сценического пространства. Обнаружены результаты рецепции визуальных формул из живописных произведений XIII и XV веков. Научной новизной отличаются результаты проведенного исследования. В произведениях французского синтетического театра ХХ века функционирует комплекс тем христианской духовности, раскрывающих актуальный смысл истолкования проблемы святости и нравственного поведения человека. Особые пластические формы, подчиненные законам танца, сформировали концепцию «танцующей формы» во французских музыкально-театральных произведениях ХХ века. «Танцующие формы» запечатлели новые методы организации сценического пространства. В синтетических музыкально-театральных произведениях представлена игра формы, пропорций, света, цвета. Рецепция французскими драматургами и музыкантами ХХ века визуальных формул живописи XIII и XV веков привела к расширению диапазона взаимодействующих элементов различных искусств (драма, музыка, живопись, танец, сценическое движение, свето-цветовая сфера) в музыкально-театральных произведениях ХХ века. Визуальные формулы определили новое отношение к фундаментальным ценностям христианства в ХХ веке. Произведения П. Клоделя, А. Онеггера и О. Мессиана на музыкаль-но-театральной сцене выполняют значимые функции, обнаруживая как «мыслящее отношение к прошлому», так и «опосредование с современной жизнью» (Х.-Г. Гадамер).
Культура и искусство, 2022-4
Азарова В.В. - Об организации звукового пространства в мистерии П. Клоделя «Благая весть Марии»: редакция 1912 года c. 141-163

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.4.37912

Аннотация: В статье рассматривается движение слова и смысла, а также драматургия звука в первой редакции мистерии П. Клоделя «Благая весть Марии». Понимание синтеза вербальной и вокальной интонации приводит автора статьи к обнаружению новых путей решения Клоделем проблемы сценической музыки в мистериальной драме. Дискретный характер оформления звукового пространства мистерии в первой редакции репрезентирует концепцию отдельно исполняемых фрагментов, в которой интегрированные в действие эпизоды на литургической латыни объединены общностью духовного смысла. Вместе с тем оформление звукового пространства в 2 сцене III действия (драматическая кульминация, сакральное пространство мистерии) отличается новизной. Основанная на взаимодействии театрально-драматических и музыкальных структурных элементов композиция названной сцены подчинена принципу сквозного, непрерывного вокально-драматического развития действия.   Драматургия звука — стратегия речевых модуляций, основу которой составляет музыкальность, гармония звуковых элементов, позволяет обнаружить вектор, указывающий на процесс формирования нового качества синтеза слова и музыки. Формообразующие функции в мистерии выполняет авторский комментарий: лирическая интонация авторского голоса определяет движение звука и смысла. Сделаны выводы: в период 1910-х годов представление Клоделя о музыке в мистериальной драме трансформировалось — вместо музыкальных фрагментов «прикладного» характера возникла новая композиционная идея сценической музыки. В звуковом пространстве произведения обнаруживается лирическая интонация авторского голоса. В зеркале мистерии Клоделя отражены принципы звукового оформления драматических постановок традиционного японского театра (Бунраку, Кабуки, Но), а также образов поэзии Китая и Японии. В звуковом пространстве «Благой вести Марии» смысловую и драматургическую функции выполняют исполняемые детскими голосами куплеты песен «Иволга поет» и «Маргарита, ясный май!». Мистериальная драма Клоделя сформировала новое понимание общечеловеческого смысла мистерии в ХХ веке.
Культура и искусство, 2022-3
Азарова В.В. - Французская мистериальная драма в зеркале ХХ века c. 54-72

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.3.37697

Аннотация: В статье рассмотрено отражение основных закономерностей мистерии XIV–XVI веков в музыкально-театральных произведениях французского «синтетического театра» ХХ века. Это «Мученичество святого Себастьяна» Г. д’Аннунцио — К. Дебюсси (1911) и «Благая весть Марии» П. Клоделя (1912–1948). Цель работы: установить особенности действия принципов семантики и композиции жанра, возрожденного в конце XIX века и получившего дальнейшее развитие во французском музыкальном театре. В междисциплинарном, герменевтическом и искусствоведческом подходах к достижению поставленной цели мы различаем компаративистский метод, позволяющий сделать выводы о тождестве и различии элементов названных сочинений, а также о жанровых «кодах» мистериальных драм, вступающих в диалог на значительном (около 300 лет) временном промежутке. Речь идет о диалоге внутри истории западноевропейского театра. В пользу научной новизны и значимости работы мы приводим тезисы об интеграции духовного измерения в пространство мистериальной драмы ХХ века, а также об актуальности духовных посланий французских композиторов ХХ века, создавших мистериальные драмы в русле христианской традиции. Сделаны выводы: О функциях литургических хоров на латыни во французских мистериальных драмах ХХ века, обнаруживающих духовный смысл рассматриваемых в настоящей статье произведений. О взаимодействии сакрального и профанного как ведущего жанрового признака мистериальной драмы XIV–XVI веков и ХХ века. О сохранении французской мистериальной драмой ХХ века пространственного вектора «земля — небо». О связи французской мистериальной драмы ХХ века с духовными проблемами современности. О поисках французской мистериальной драмой ХХ века возможности преодоления расхождений между миром, Богом и человеком. О включении французской мистериальной драмы ХХ века в общекультурный контекст.
Культура и искусство, 2018-9
Азарова В.В. - Христианская концепция поэмы П. Клоделя «Жанна д’Арк на костре» c. 1-26

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.9.27253

Аннотация: Предметом исследования является многоплановая христианская концепция «музыкальной» поэмы Поля Клоделя «Жанна д’Арк на костре» (1934, опубл. 1948), которая представляет собой либретто одноименной драматической оратории А. Онеггера (1935). Объектом исследования является пространство смысла художественного текста произведения. Автор статьи подробно рассматривает претворение Клоделем в поэме текстов Священного Писания, аспекты смысла «жизни перед Богом» и жертвоприношения Христу. Особое внимание уделяется анализу привнесенных Клоделем в поэму аллегорических образов и образов-символов. Автор статьи обращает внимание на интеллектуализм, характеризующий смысловое пространство текста поэмы. Методология научных исследований в гуманитарной сфере (искусствоведение, философия музыки, музыкальный театр) лежит в основе рассмотрения «музыкальной» поэмы Клоделя «Жанна д’Арк на костре» как основополагающего элемента синтеза драмы и музыки. Методом герменевтической реконструкции автором статьи исследовано смысловое пространство поэмы и выявлены смысловые оттенки христианской художественной концепции. • Вывод о концептуальном смысле поэмы Поля Клоделя «Жанна д’Арк на костре». Названная поэма — христианская концепция, вдохновленная Священным Писанием как особым образцом духовного текста. • Особым вкладом автора в исследование темы является впервые сделанный анализ литературно-музыкальной формы «Ослиной прозы» и новой литературной пародии. Прослежено воспроизведение Клоделем элементов средневекового театра.
Культура и искусство, 2017-12
Азарова В.В. - Опера Ф.Пуленка "Диалоги кармелиток" как концепция интонируемого смысла c. 9-67

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.12.24872

Аннотация: Предметом исследования является логика развития «внутреннего действия», которая формирует концепцию интонируемого смысла, рассматриваемую как синтетическое, скоординированное целое. Это действие на сцене, музыкальная композиция, многомерное пространство музыкальной драматургии, анализируемые в контексте художественного мышления второй половины ХХ века, в русле тенденции католицизма во французском музыкальном театре. Целью работы является герменевтическая реконструкция процесса формирования названной концепции методом детального анализа de visu нотного текста произведения. Применены понятийно-критические исследовательские методы к контекстам идей Ж. Бернаноса и композиторских идей Ф. Пуленка. Использованы методы историко-теоретического анализа музыкальных произведений, в частности, теории музыкальной интонации. Впервые на русском языке изложены связи музыки оперы Пуленка с католической традицией, определены жанровые коды интонационно-тематических комплексов оперы; определена функция декламационно-речевых интонаций, составляющих динамическую основу творческого процесса композитора. Обнаружены параметры композиции Пуленка, имеющие элементы общности с принципами композиции К. Монтеверди, Дж. Верди, М. Мусоргского и К. Дебюсси — музыкантов, которым посвящено произведение. Исследована проблема структурирования музыкального времени в опере. Определены векторы развития музыкального смысла, воздействующие на формообразование и формирование драматургической концепции интонируемого смысла, существенные составляющие интонационной фабулы произведения, носители музыкального смысла. Рассмотрены новые способы взаимодействия регулярных и нерегулярных метроритмических элементов, варьируемых сквозных интонационно-тематических комплексов, участвующих в логической организации целого. Дано новое истолкование взаимодействия основных интонационно-драматургических сфер: литургической, метафизической тревоги и страха смерти, социальных трансформаций, благодати Святого Духа.
Культура и искусство, 2016-6
Азарова В.В. - Опера Ф. Пуленка «Диалоги кармелиток» как «христианская концепция человека»

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.21299

Аннотация: Предметом исследования является оперная концепция, рассматриваемая в контексте художественного мышления второй половины ХХ века, тенденции "католицизма" во французском музыкальном театре и в плане анализа музыкальной композиции, музыкальной драматургии и эмоционально-психологической стороны музыкального содержания. На основе изучения документальных источников в статье изложены история создания оперы, ее сценическая судьба, этапы формирования христианской концепции человека, принципы соотношения в опере литературного текста (драмы) и музыки. Также предметом исследования является основной вектор утверждения художественного смысла, представленный в опере на примере экзистенциального выбора пути к обретению благодати Святого Духа главной героиней оперы - юной послушницей монастыря кармелиток Бланш де Лафорс. Музыкально-философская, музыкально-теологическая, музыкально-психологическая, герменевтическая реконструкция процесса формирования художественной концепции в опере Ф. Пуленка "Диалоги кармелиток".- Анализ семантической и композиционной организации литературного текста пьесы и музыкального текста оперы. Впервые на русском языке изложены аспекты католического мистицизма в содержании оперы: связи между сверхъестественным явлением благодати и свободы человека. Рассмотрены основные принципы соотношения в опере драмы и музыки. Проанализированы тексты документальных источников, связанных с процессом трансформации структуры оперы в период 1953 - 1955 годов. Рассмотрен контрапункт духовного и социального измерений в музыкальной драматургии произведения. Сделан вывод о специфике музыкального содержания оперы, раскрывающего общечеловеческий, гуманистический, ментально-психологический, философский и богословский смысл благодати как одного из основных концептов христианства.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2015-2
Azarova V.V. - Oratorio-trilogy of Hector Berlioz “The Childhood of Christ” – the concept of eternity of Christian love c. 1-96

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.17032

Abstract: The subject of research in this article is the vocal-symphonic concept of the oratorio-trilogy by Hector Berlioz “The Childhood of Christ” Op. 25, which is being viewed as a prime example of creative thought of that era (middle of XIX century), and being examined in form of analysis of musical composition, musical dramaturgy, fundamental plots and characters of Christianity, as well as emotional-psychological side of the musical content. Based on examination of the letters and Mémoires of Hector Berlioz the article presents a hypothesis on the genesis of the creative concept of the oeuvre, and offers facts from the history of its creation and performance. The plot motifs of Berlioz’s poetic libretto presented as units of the overall structure of the creative text. The author analyzes the particular aspects of the oratorio-theatrical embodiment of the space-time spiritual concept of eternity of Christian love, examines the fusion of spiritual and secular elements within the semantics of the creative text, gives attention to the specificity of the composition, musical dramaturgy, principles of polyphonic thought of the composer, synthesis of genre elements (oratorio, symphony, mystery play, and others), and reveals the correlation between Berlioz’s innovative musical thinking and the creative practice of the psychological realism within the French art and literature of 1850’s. Research methodology:- Musical-philosophical hermeneutical reconstruction of the process of structuring the creative idea and the aspects of its realization within the programmatic vocal-symphonic concept of the oratorio-trilogy.- Analysis pertaining to the musical philosophy of the score of “The Childhood of Christ” as a creative canon, which reflected the phenomenon of the topology of the path- Analysis of the musical and aesthetical aspects of the psychological realism within intonation-dramaturgical development of the work.Scientific novelty of the research consists in:- Discovery of Berlioz’s individual approach towards the critical perception of Christianity in France during 1850’s- Analytical justification of the position that composer’s interpretation of the Christian spiritual values, including the eternity of Christian love, presented in the oratorio-trilogy of “The Childhood of Christ” is relevant in the XXI century- Determination of the musical and aesthetical phenomenon of realistic vocal intonation, which is in a state of development of psychological and critical realism in the French art and literature of 1850’s- Musical and philosophical understanding of the functionality of spiritual and semantical concepts of the Christian “storge” and Christian “agape” in the musical dramaturgy of these parts of the work: “Herod’s Dream”, “Flight into Egypt”, and “The Arrival at Sais”.Main conclusions:1. The specificity of composer’s individual understanding of the psychological mystery of communication between human soul and God is reflected in the deep structure of the oratorio-trilogy “The Childhood of Christ” – the concept of eternity of Christian love2. The perception on this concept is relevant for the modern Christian world, and prompts us to change our attitude towards the life and creative heritage of Berlioz3. “The Childhood of Christ” is a great example for the French composers of the XIX-XX centuries, who created oratorio-theatrical works and significant forms of vocal-symphonic music based on the synthesis of arts and genres; among them are works by Charles Gounod, Jules Massenet, César Franck, Claude Debussy, Vincent d'Indy, Arthur Honegger, Francis Poulenc, and Olivier Messiaen.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2015-2
Азарова В.В. - Ораториальная трилогия Г. Берлиоза «Детство Христа» – концепция вечности христианской любви. c. 97-188

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.17167

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является вокально-симфоническая концепция ораториальной трилогии Гектора Берлиоза «Детство Христа» ор. 25, рассматриваемая как особое явление художественного мышления эпохи (середина XIX в.) и в плане анализа музыкальной композиции, музыкальной драматургии, фундаментальных сюжетов и образов христианства, а также эмоционально-психологической стороны музыкального содержания. На основе изучения писем и Мемуаров Берлиоза в статье изложена гипотеза об истоках художественного замысла произведения, приведены факты из истории его создания и исполнения. Сюжетные мотивы стихотворного либретто Берлиоза представлены как единицы общей структуры художественного текста; обозначен диалог изобразительных аспектов литературной программы сочинения Берлиоза с изображениями тех же сюжетов на картинах мастеров западноевропейской живописи XIV – XVI веков. Автор статьи анализирует особенности ораториально-театрального воплощения пространственно-временного духовного концепта вечности христианской любви, рассматривает соединение духовного и светского элементов в семантике художественного текста, обращает внимание на особенности композиции, музыкальной драматургии, на принципы полифонического мышления композитора, синтез жанровых элементов (оратория, симфония, старинная мистерия и др.), выявляет соотношение новаторского музыкального мышления Берлиоза с художественной практикой психологического реализма в литературе и искусстве Франции 1850-х годов. Методы исследования: - Музыкально-философская герменевтическая реконструкция процесса формирования художественного замысла и особенностей его воплощения в программной вокально-симфонической концепции ораториальной трилогии. - Связанный с философией музыки анализ музыкального текста (партитуры) «Детства Христа» как художественного канона, отразившего феномен топологии пути, а также категории поэтики пространства. - Анализ музыкально-эстетических аспектов психологического реализма в интонационно-драматургическом развитии произведения. Новизна исследования заключается – в обнаружении индивидуального отношения Берлиоза к критическому пониманию христианства во Франции 1850-х годов – в аналитическом обосновании положения: композиторская интерпретация духовных ценностей христианства, в частности – вечности христианской любви, представленной в ораториальной трилогии «Детство Христа», – актуальна в XXI веке. – в выявлении музыкально-эстетического феномена реалистической вокальной интонации, которая находится в русле развития психологического и критического реализма во французской литературе и искусстве 1850-х годов. – в музыкально-философском осмыслении функционирования духовных, семантических концептов христианской «сторгэ» и христианской «агапэ» в музыкальной драматургии частей произведения: «Сон Ирода», «Бегство в Египет» и «Приход в Саис» Основные выводы: 1. Особенности индивидуального композиторского понимания психологической тайны общения души человека с Богом отражены в глубинной структуре ораториальной трилогии «Детство Христа» – концепции вечности христианской любви 2. Восприятие названной концепции, актуальной для современного христианского мира, приводит к изменению отношения к судьбе и творческому наследию Берлиоза. 3. «Детство Христа» – высокий образец для французских композиторов XIX – XX веков, создавших ораториально-театральные произведения и крупные формы вокально-симфонической музыки на основе синтеза искусств, жанровых признаков; среди них – произведения Ш. Гуно, Ж. Массне, С. Франка, К. Дебюсси В. д’Энди, А. Онеггера, Ф. Пуленка, О. Мессиана.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2015-2
Azarova V.V. - Oratorio-trilogy of Hector Berlioz “The Childhood of Christ” – the concept of eternity of Christian love c. 1-96

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.40192

Abstract: The subject of research in this article is the vocal-symphonic concept of the oratorio-trilogy by Hector Berlioz “The Childhood of Christ” Op. 25, which is being viewed as a prime example of creative thought of that era (middle of XIX century), and being examined in form of analysis of musical composition, musical dramaturgy, fundamental plots and characters of Christianity, as well as emotional-psychological side of the musical content. Based on examination of the letters and Mémoires of Hector Berlioz the article presents a hypothesis on the genesis of the creative concept of the oeuvre, and offers facts from the history of its creation and performance. The plot motifs of Berlioz’s poetic libretto presented as units of the overall structure of the creative text. The author analyzes the particular aspects of the oratorio-theatrical embodiment of the space-time spiritual concept of eternity of Christian love, examines the fusion of spiritual and secular elements within the semantics of the creative text, gives attention to the specificity of the composition, musical dramaturgy, principles of polyphonic thought of the composer, synthesis of genre elements (oratorio, symphony, mystery play, and others), and reveals the correlation between Berlioz’s innovative musical thinking and the creative practice of the psychological realism within the French art and literature of 1850’s. Research methodology:- Musical-philosophical hermeneutical reconstruction of the process of structuring the creative idea and the aspects of its realization within the programmatic vocal-symphonic concept of the oratorio-trilogy.- Analysis pertaining to the musical philosophy of the score of “The Childhood of Christ” as a creative canon, which reflected the phenomenon of the topology of the path- Analysis of the musical and aesthetical aspects of the psychological realism within intonation-dramaturgical development of the work.Scientific novelty of the research consists in:- Discovery of Berlioz’s individual approach towards the critical perception of Christianity in France during 1850’s- Analytical justification of the position that composer’s interpretation of the Christian spiritual values, including the eternity of Christian love, presented in the oratorio-trilogy of “The Childhood of Christ” is relevant in the XXI century- Determination of the musical and aesthetical phenomenon of realistic vocal intonation, which is in a state of development of psychological and critical realism in the French art and literature of 1850’s- Musical and philosophical understanding of the functionality of spiritual and semantical concepts of the Christian “storge” and Christian “agape” in the musical dramaturgy of these parts of the work: “Herod’s Dream”, “Flight into Egypt”, and “The Arrival at Sais”.Main conclusions:1. The specificity of composer’s individual understanding of the psychological mystery of communication between human soul and God is reflected in the deep structure of the oratorio-trilogy “The Childhood of Christ” – the concept of eternity of Christian love2. The perception on this concept is relevant for the modern Christian world, and prompts us to change our attitude towards the life and creative heritage of Berlioz3. “The Childhood of Christ” is a great example for the French composers of the XIX-XX centuries, who created oratorio-theatrical works and significant forms of vocal-symphonic music based on the synthesis of arts and genres; among them are works by Charles Gounod, Jules Massenet, César Franck, Claude Debussy, Vincent d'Indy, Arthur Honegger, Francis Poulenc, and Olivier Messiaen.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2015-2
Азарова В.В. - Ораториальная трилогия Г. Берлиоза «Детство Христа» – концепция вечности христианской любви. c. 97-188

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.40194

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является вокально-симфоническая концепция ораториальной трилогии Гектора Берлиоза «Детство Христа» ор. 25, рассматриваемая как особое явление художественного мышления эпохи (середина XIX в.) и в плане анализа музыкальной композиции, музыкальной драматургии, фундаментальных сюжетов и образов христианства, а также эмоционально-психологической стороны музыкального содержания. На основе изучения писем и Мемуаров Берлиоза в статье изложена гипотеза об истоках художественного замысла произведения, приведены факты из истории его создания и исполнения. Сюжетные мотивы стихотворного либретто Берлиоза представлены как единицы общей структуры художественного текста; обозначен диалог изобразительных аспектов литературной программы сочинения Берлиоза с изображениями тех же сюжетов на картинах мастеров западноевропейской живописи XIV – XVI веков. Автор статьи анализирует особенности ораториально-театрального воплощения пространственно-временного духовного концепта вечности христианской любви, рассматривает соединение духовного и светского элементов в семантике художественного текста, обращает внимание на особенности композиции, музыкальной драматургии, на принципы полифонического мышления композитора, синтез жанровых элементов (оратория, симфония, старинная мистерия и др.), выявляет соотношение новаторского музыкального мышления Берлиоза с художественной практикой психологического реализма в литературе и искусстве Франции 1850-х годов. Методы исследования: - Музыкально-философская герменевтическая реконструкция процесса формирования художественного замысла и особенностей его воплощения в программной вокально-симфонической концепции ораториальной трилогии. - Связанный с философией музыки анализ музыкального текста (партитуры) «Детства Христа» как художественного канона, отразившего феномен топологии пути, а также категории поэтики пространства. - Анализ музыкально-эстетических аспектов психологического реализма в интонационно-драматургическом развитии произведения. Новизна исследования заключается – в обнаружении индивидуального отношения Берлиоза к критическому пониманию христианства во Франции 1850-х годов – в аналитическом обосновании положения: композиторская интерпретация духовных ценностей христианства, в частности – вечности христианской любви, представленной в ораториальной трилогии «Детство Христа», – актуальна в XXI веке. – в выявлении музыкально-эстетического феномена реалистической вокальной интонации, которая находится в русле развития психологического и критического реализма во французской литературе и искусстве 1850-х годов. – в музыкально-философском осмыслении функционирования духовных, семантических концептов христианской «сторгэ» и христианской «агапэ» в музыкальной драматургии частей произведения: «Сон Ирода», «Бегство в Египет» и «Приход в Саис» Основные выводы: 1. Особенности индивидуального композиторского понимания психологической тайны общения души человека с Богом отражены в глубинной структуре ораториальной трилогии «Детство Христа» – концепции вечности христианской любви 2. Восприятие названной концепции, актуальной для современного христианского мира, приводит к изменению отношения к судьбе и творческому наследию Берлиоза. 3. «Детство Христа» – высокий образец для французских композиторов XIX – XX веков, создавших ораториально-театральные произведения и крупные формы вокально-симфонической музыки на основе синтеза искусств, жанровых признаков; среди них – произведения Ш. Гуно, Ж. Массне, С. Франка, К. Дебюсси В. д’Энди, А. Онеггера, Ф. Пуленка, О. Мессиана.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2014-2
Азарова В.В. - О христианской вере в драматической легенде Г. Берлиоза «Осуждение Фауста»

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.2.13206

Аннотация: В статье впервые исследована проблема христианской веры как гуманитарной ценности в трагедийной литературно-музыкальной интерпретации Г. Берлиозом «Фауста» Гёте. Целью работы явилось обнаружение нового истолкования композитором неверия как зла, ведущего к осуждению и гибели человека – в свете новой романтической поэтики, нового мышления Берлиоза. Рассмотрены христианское содержание «Пасхальных песнопений» из светской кантаты для голосов, смешанного хора и симфонического оркестра «Восемь сцен из "Фауста" Гёте» (1828 – 1829); программа, музыкальная драматургия, особенности музыкального языка произведения, написанного в оригинальном вокально-симфоническом жанре «драматической легенды», – «Осуждение Фауста» (1845 – 1846). Выявлены особенности жанровой семантики легенды о Фаусте; новизной отличается применение методов комплексного анализа в исследовании концепта веры в музыкальном содержании следующих разделов партитуры: «Пасхальный гимн», Литания, эпизода из Эпилога «На небе» (хор серафимов перед престолом Всевышнего) и Апофеоз Маргариты. Показаны историческая закономерность возникновения художественной концепции Берлиоза в контексте развития искусства и литературы французского романтизма 1800 – 1840-х годов; связи «Осуждения Фауста» с основополагающими тенденциями развития романтизма – утверждением духовности и апологией христианской веры в творчестве Ф. Р. де Шатобриана. Обоснована актуальность идей христианства в операх и ораториях французских композиторов, в культурном пространстве Франции.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2014-2
Азарова В.В. - About the Christian faith in a dramatic legend by H. Berlioz –
La Damnation de Faust

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.2.13593

Аннотация: This article first analysed the problem of the Christian faith as a humanitarian value in the tragic literary and musical interpretation of Goethe’s Faust by Berlioz. The aim of the work was the discovery of a new interpretation by the composer of disbelief as evil leading to the condemnation and death of man – in the light of new romantic poetics, and new thinking by Berlioz. The Christian content of ‘Easter carols’ – a secular cantata for voices, mixed choir and symphony orchestra ‘Eight scenes from Faust by Goethe (1828 – 1829) was considered. It is a musical drama, with many peculiarities of musical language. It is a piece written in the original vocally symphonic genre of ‘dramatic legend’ – La Damnation de Faust (1845 – 1846). The features of the genre semantics of the legend of Faust were identified; application of methods of complex analysis in the study of the concept of faith in the music content of the following score sections is distinguished by novelty: Easter Hymn, Litany, Episode from the Epilogue - In Heaven (for a choir of seraphim before the throne of the Most High), and the Apotheosis of Marguerite. The historical pattern of the emergence of Berlioz’s artistic concept in the context of the development of art and literature of French Romanticism of 1800s – 1840s, and the connections between La Damnation de Faust with essential trends in the development of Romanticism, as well as the establish-ment of spirituality and the apologia for the Christian faith in the work of F.R. de Chateaubriand, are shown. The relevance of the ideas of Christianity in the operas and oratorios of French composers in the cultural space of France is demonstrated.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2014-2
Азарова В.В. - О христианской вере в драматической легенде Г. Берлиоза «Осуждение Фауста»

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.2.40164

Аннотация: В статье впервые исследована проблема христианской веры как гуманитарной ценности в трагедийной литературно-музыкальной интерпретации Г. Берлиозом «Фауста» Гёте. Целью работы явилось обнаружение нового истолкования композитором неверия как зла, ведущего к осуждению и гибели человека – в свете новой романтической поэтики, нового мышления Берлиоза. Рассмотрены христианское содержание «Пасхальных песнопений» из светской кантаты для голосов, смешанного хора и симфонического оркестра «Восемь сцен из "Фауста" Гёте» (1828 – 1829); программа, музыкальная драматургия, особенности музыкального языка произведения, написанного в оригинальном вокально-симфоническом жанре «драматической легенды», – «Осуждение Фауста» (1845 – 1846). Выявлены особенности жанровой семантики легенды о Фаусте; новизной отличается применение методов комплексного анализа в исследовании концепта веры в музыкальном содержании следующих разделов партитуры: «Пасхальный гимн», Литания, эпизода из Эпилога «На небе» (хор серафимов перед престолом Всевышнего) и Апофеоз Маргариты. Показаны историческая закономерность возникновения художественной концепции Берлиоза в контексте развития искусства и литературы французского романтизма 1800 – 1840-х годов; связи «Осуждения Фауста» с основополагающими тенденциями развития романтизма – утверждением духовности и апологией христианской веры в творчестве Ф. Р. де Шатобриана. Обоснована актуальность идей христианства в операх и ораториях французских композиторов, в культурном пространстве Франции.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2014-2
Азарова В.В. - About the Christian faith in a dramatic legend by H. Berlioz –
La Damnation de Faust

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.2.40174

Аннотация: This article first analysed the problem of the Christian faith as a humanitarian value in the tragic literary and musical interpretation of Goethe’s Faust by Berlioz. The aim of the work was the discovery of a new interpretation by the composer of disbelief as evil leading to the condemnation and death of man – in the light of new romantic poetics, and new thinking by Berlioz. The Christian content of ‘Easter carols’ – a secular cantata for voices, mixed choir and symphony orchestra ‘Eight scenes from Faust by Goethe (1828 – 1829) was considered. It is a musical drama, with many peculiarities of musical language. It is a piece written in the original vocally symphonic genre of ‘dramatic legend’ – La Damnation de Faust (1845 – 1846). The features of the genre semantics of the legend of Faust were identified; application of methods of complex analysis in the study of the concept of faith in the music content of the following score sections is distinguished by novelty: Easter Hymn, Litany, Episode from the Epilogue - In Heaven (for a choir of seraphim before the throne of the Most High), and the Apotheosis of Marguerite. The historical pattern of the emergence of Berlioz’s artistic concept in the context of the development of art and literature of French Romanticism of 1800s – 1840s, and the connections between La Damnation de Faust with essential trends in the development of Romanticism, as well as the establish-ment of spirituality and the apologia for the Christian faith in the work of F.R. de Chateaubriand, are shown. The relevance of the ideas of Christianity in the operas and oratorios of French composers in the cultural space of France is demonstrated.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2014-1
Азарова В.В. - Interpretation of Christian ideas in operas and oratorios by French composers in the XIX – XXth centuries. ‘French musical drama’ by V. d’Indy

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.11990

Аннотация: This article features the first study of the interpretation of Christian ideas in works for the musical theater created by French composers of the XIX - XX centuries; the main attention is paid to the works of the prominent composer, theorist, organist, teacher and public figure V. d'Indy (1851 – 1931), whose operas (Fervaal, 1897 and L’Étranger, 1903), state the ethical values of Christianity. The principles of complex analysis of the art concept from the peak of the composer’s creative evolution are distinguished by their novelty – a major musical and theatrical work, Legend of Saint Christopher (1920). The composer/librettist d'Indy borrowed this consideration of "biography" genre semantics from Golden Legend – the monument of Catholic Christianity of the XIII century: the principles of composition and the peculiarities of the musical dramaturgy of the work. The dramaturgy of “French musical drama” by V. d’Indy is described as a phenomenon of the new synthesis of the arts in the cultural space of France, whose opening in the field of musical theater was committed by such major composers of the XX century as Claude Debussy and Igor Stravinsky. The author of the article grounded the topicality of the suggested spiritual content of the “mystery-drama” (sacred drama) by d'Indy for the modern man in search of Faith, Hope and Charity. The article provides a conclusion about the specifics of interpreting V. d'Indy’s ideas of Christianity, consisting of a dynamic, vibrant and socially sharpened broadcast of ethical tenets of the Christian faith by the composer from the stage of musical theater.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2014-1
Азарова В.В. - Интерпретация идей христианства в операх и ораториях французских композиторов XIX – XX веков. «Французская музыкальная драма» В. д’Энди

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.12527

Аннотация: В статье впервые исследованы особенности интерпретации идей христианства в произведениях для музыкального театра, созданных французскими композиторами XIX – XX веков; основное внимание уделено творчеству выдающегося композитора, теоретика, органиста, педагога и общественного деятеля В. д’Энди (1851 – 1931), оперы которого («Фервааль», 1897 и «Чужестранец», 1903), содержат утверждение этических ценностей христианства. Новизной отличаются принципы комплексного анализа художественной концепции вершины творческой эволюции композитора – крупного музыкально-театрального сочинения «Легенда о Святом Христофоре» (1920). Это рассмотрение жанровой семантики «жизнеописания», заимствованного композитором/либреттистом д’Энди из «Золотой Легенды» – памятника католического христианства XIII века; принципов композиции, особенностей музыкальной драматургии произведения. Драматургия «французской музыкальной драмы» В. д’Энди охарактеризована как явление нового синтеза искусств в культурном пространстве Франции, открытие которого в области музыкального театра было совершено крупнейшими композиторами XX века – К. Дебюсси и И. Стравинским. Автором статьи обоснована актуальность идей духовного содержания «драмы-мистерии» (священной драмы) д’Энди для современного человека, находящегося в поисках Веры, Надежды и Милосердия. Сделан вывод о специфике интерпретации В. д’Энди идей христианства, состоящей в динамичной, яркой и социально заостренной трансляции композитором этических постулатов христианской веры со сцены музыкального театра.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2014-1
Азарова В.В. - Interpretation of Christian ideas in operas and oratorios by French composers in the XIX – XXth centuries. ‘French musical drama’ by V. d’Indy

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.40150

Аннотация: This article features the first study of the interpretation of Christian ideas in works for the musical theater created by French composers of the XIX - XX centuries; the main attention is paid to the works of the prominent composer, theorist, organist, teacher and public figure V. d'Indy (1851 – 1931), whose operas (Fervaal, 1897 and L’Étranger, 1903), state the ethical values of Christianity. The principles of complex analysis of the art concept from the peak of the composer’s creative evolution are distinguished by their novelty – a major musical and theatrical work, Legend of Saint Christopher (1920). The composer/librettist d'Indy borrowed this consideration of "biography" genre semantics from Golden Legend – the monument of Catholic Christianity of the XIII century: the principles of composition and the peculiarities of the musical dramaturgy of the work. The dramaturgy of “French musical drama” by V. d’Indy is described as a phenomenon of the new synthesis of the arts in the cultural space of France, whose opening in the field of musical theater was committed by such major composers of the XX century as Claude Debussy and Igor Stravinsky. The author of the article grounded the topicality of the suggested spiritual content of the “mystery-drama” (sacred drama) by d'Indy for the modern man in search of Faith, Hope and Charity. The article provides a conclusion about the specifics of interpreting V. d'Indy’s ideas of Christianity, consisting of a dynamic, vibrant and socially sharpened broadcast of ethical tenets of the Christian faith by the composer from the stage of musical theater.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2014-1
Азарова В.В. - Интерпретация идей христианства в операх и ораториях французских композиторов XIX – XX веков. «Французская музыкальная драма» В. д’Энди

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.40158

Аннотация: В статье впервые исследованы особенности интерпретации идей христианства в произведениях для музыкального театра, созданных французскими композиторами XIX – XX веков; основное внимание уделено творчеству выдающегося композитора, теоретика, органиста, педагога и общественного деятеля В. д’Энди (1851 – 1931), оперы которого («Фервааль», 1897 и «Чужестранец», 1903), содержат утверждение этических ценностей христианства. Новизной отличаются принципы комплексного анализа художественной концепции вершины творческой эволюции композитора – крупного музыкально-театрального сочинения «Легенда о Святом Христофоре» (1920). Это рассмотрение жанровой семантики «жизнеописания», заимствованного композитором/либреттистом д’Энди из «Золотой Легенды» – памятника католического христианства XIII века; принципов композиции, особенностей музыкальной драматургии произведения. Драматургия «французской музыкальной драмы» В. д’Энди охарактеризована как явление нового синтеза искусств в культурном пространстве Франции, открытие которого в области музыкального театра было совершено крупнейшими композиторами XX века – К. Дебюсси и И. Стравинским. Автором статьи обоснована актуальность идей духовного содержания «драмы-мистерии» (священной драмы) д’Энди для современного человека, находящегося в поисках Веры, Надежды и Милосердия. Сделан вывод о специфике интерпретации В. д’Энди идей христианства, состоящей в динамичной, яркой и социально заостренной трансляции композитором этических постулатов христианской веры со сцены музыкального театра.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.