ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Танюшина Александра Александровна
Человек и культура, 2021-6
|
Танюшина А.А. - Знаковая природа изобразительного искусства Веймарской Германии и принцип визуального нарратива |
|
c. 69-78
|
DOI: 10.25136/2409-8744.2021.6.34441
Аннотация: Предметом исследования являются художественные практики Веймарской Германии, представленные, в первую очередь, фотомонтажными работами художников-дадаистов, а также живописными и фотографическими произведениями представителей «новой вещественности», творивших с начала 1920-х годов до прихода к власти нацистов в 1933 году. Актуальность данной темы связана с ростом интереса со стороны современных исследователей к культурным процессам первой половины ХХ века, оказавшим значительное влияние на становление современной визуальности образной системы. Кроме того, в рамках настоящего исследования затрагивается проблема ассимиляции современных художественных практик, связанная с интеграцией искусства во все сферы социальной жизни; вопрос о толковании подобной тенденции является одним из наиболее актуальных для современного искусствоведения. Новизна работы связана с применением в ее рамках комплексной методологии, предполагающей единство социально-аналитического и философско-антропологического приемов, а также метода структурно-семиотического анализа, основанного как классических теориях, так и на работах современных искусствоведов и культурологов постструктуралистского толка (П. МакБрайд, Р. Краусс, Б. Бухло, П. Стетлер и др.). Итогом исследования является выявление с помощью описанных выше приемов результатов взаимовлияния фотомонтажных практик дадаистов и искусства «новой вещественности», наглядно демонстрирующих «знаковую» природу произведений, создаваемых в рассматриваемый исторический период. Основные выводы, сделанные в рамках данной работы, могут послужить отправной точкой для дальнейших исследований как немецкого искусства «нового реализма», представленного в работах художников «новой вещественности» и «магического реализма», так и многих последующих художественных направлений ХХ века.
|