по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Денисова Зарина Мухриддиновна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2021-2
Денисова З.М. - К вопросу интерпретации категории интертекстуальности c. 1-8

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.40473

Аннотация: Объектом настоящего исследования является интертекстуальность в научном контексте. Предмет исследования — научная литература о категории интертекстуальности в системе художественной культуры. Тема статьи представляется актуальной, так как позволяет оценить степень научной разработанности данной категории. Автор подробно рассматривает изучение интертекстуальности в гуманитарных науках и обращается к анализу основных положений данной категории, сформулированных в трудах А. Веселовского, Ю. Тынянова, Ю. Кристевой, М. Бахтина, Р. Барта, Х. Блума и других. В работе применяются общенаучные методы исследования в рамках сравнительного и логического анализа, включающие приемы наблюдения, обобщения и сопоставления. Также работа опирается на аналитический метод и носит системный междисциплинарный характер. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что интертекстуальность как художественная категория широко представлена в трудах ученых. Несмотря на существующее многообразие интерпретаций этой категории, в научном поле она предстает как своеобразный механизм, представляющий художественный текст в виде системы, функционирующей по определенным законам, и составляющий теоретико-практическую основу современной методологии музыкознания как науки, раскрывающей содержание композиторского полотна, его связь с культурными текстами предыдущих эпох.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2021-1
Денисова З.М. - Композиционный эллипсис как основополагающий принцип монтажного формообразования в сочинениях отечественных композиторов II половины XX века c. 41-47

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.40479

Аннотация: Объектом настоящего исследования является монтажная форма в музыкальном произведении. Предметом выступает музыка отечественных композиторов второй половины XX столетия. Цель статьи — обозначить появление в творчестве отечественных композиторов указанного периода особой формы (ранее не встречавшейся в музыке), которую мы будем именовать монтажной, и раскрыть ее специфику. Для достижения поставленной цели автор обращается к основным положениям концепции теоретика В. Бобровского о «композиционном эллипсисе», которая, в свою очередь, опирается на асафьевское понимание процесса музыкального формообразования как переключения функций сочленов формулы i-m-t. Автором статьи используются теоретический и аналитический методы исследования, а также общенаучные методы в рамках сравнительного и логического анализа, включающие приемы наблюдения, обобщения и сопоставления. Основными выводами проведенного исследования являются следующие. Монтажность в отечественном музыкальном искусстве второй половины XX столетия выступает как универсальный метод конструирования художественного пространства сочинения. Во многом этому способствует духовно-интеллектуальная среда этого времени с ее стремлением к эклектичности, многопластовости, полярности. Проведенный анализ позволил выявить характерные черты, свойственные монтажной форме музыкального произведения. Это высокая степень расчлененности тематического материала, внезапные переключения жанрово-тематических линий, мозаичность, политематичность структур. Новизна настоящей статьи заключается в том, что впервые в качестве основополагающего принципа монтажного формообразования выдвигается принцип «композиционного эллипсиса» (автор теории В. Бобровский), принципиально расширяющий спектр объективно-научной интерпретации музыкальных произведений.
Культура и искусство, 2020-4
Денисова З.М. - Монтаж в симфониях С.Слонимского c. 15-28

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.4.32341

Аннотация: Объектом настоящего исследования является монтаж как художественный феномен в отечественной музыкальной культуре второй половины XX столетия. Предметом исследования в данной статье предстает творчество выдающегося отечественного композитора С. Слонимского. Анализ музыкальных текстов композитора показал, что монтаж выступает важнейшим методом конструирования художественного пространства его произведений. Главным принципом исследования послужил принцип историзма как один из основополагающих в отечественном музыкознании, где художественное явление рассматривается в единстве претворения традиций и современных тенденций. Общую методологию статьи составили следующие методы: теоретический (В. Бобровский, Е. Назайкинский, Ю. Холопов, В. Холопова, Е. Ручьевская, Н. Шахназарова, В. Задерацкий), семантический (Б. Асафьев, Е. Назайкинский, В. Медушевский, А. Арановский, Л. Шаймухаметова, Л. Казанцева и другие). Автором статьи также используется аналитический метод исследования, а также общенаучные методы в рамках сравнительного и логического анализа, включающие приемы наблюдения, обобщения и сопоставления. По результатам исследования автор приходит к следующим выводам. Монтаж в творчестве С. Слонимского — прежде всего, самобытный принцип воплощения художественного замысла, предоставляющий композитору исключительную свободу, открывающий перед ним все достижения музыкального искусства, позволяющий активно работать с различными культурными кодами, свободно переплавлять их, воссоздавая самые смелые, художественно значимые философские идеи. Новизна настоящего исследования заключается в выявлении специфики функционирования системы средств выразительности С. Слонимского в контексте монтажности. Кроме того, в процессе исследования автором статьи сформулирован ряд вопросов, нуждающихся в дальнейшем научном осмыслении и новой исследовательской интерпретации.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-3
Денисова З.М. - Композиционный эллипсис как основополагающий принцип монтажного формообразования в сочинениях отечественных композиторов II половины XX века c. 67-74

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.3.31468

Аннотация: Объектом настоящего исследования является монтажная форма в музыкальном произведении. Предметом выступает музыка отечественных композиторов второй половины XX столетия. Цель статьи — обозначить появление в творчестве отечественных композиторов указанного периода особой формы (ранее не встречавшейся в музыке), которую мы будем именовать монтажной, и раскрыть ее специфику. Для достижения поставленной цели автор обращается к основным положениям концепции теоретика В. Бобровского о «композиционном эллипсисе», которая, в свою очередь, опирается на асафьевское понимание процесса музыкального формообразования как переключения функций сочленов формулы i-m-t. Автором статьи используются теоретический и аналитический методы исследования, а также общенаучные методы в рамках сравнительного и логического анализа, включающие приемы наблюдения, обобщения и сопоставления. Основными выводами проведенного исследования являются следующие. Монтажность в отечественном музыкальном искусстве второй половины XX столетия выступает как универсальный метод конструирования художественного пространства сочинения. Во многом этому способствует духовно-интеллектуальная среда этого времени с ее стремлением к эклектичности, многопластовости, полярности. Проведенный анализ позволил выявить характерные черты, свойственные монтажной форме музыкального произведения. Это высокая степень расчлененности тематического материала, внезапные переключения жанрово-тематических линий, мозаичность, политематичность структур. Новизна настоящей статьи заключается в том, что впервые в качестве основополагающего принципа монтажного формообразования выдвигается принцип «композиционного эллипсиса» (автор теории В. Бобровский), принципиально расширяющий спектр объективно-научной интерпретации музыкальных произведений.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-3
Денисова З.М. - Композиционный эллипсис как основополагающий принцип монтажного формообразования в сочинениях отечественных композиторов II половины XX века c. 67-74

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.3.40338

Аннотация: Объектом настоящего исследования является монтажная форма в музыкальном произведении. Предметом выступает музыка отечественных композиторов второй половины XX столетия. Цель статьи — обозначить появление в творчестве отечественных композиторов указанного периода особой формы (ранее не встречавшейся в музыке), которую мы будем именовать монтажной, и раскрыть ее специфику. Для достижения поставленной цели автор обращается к основным положениям концепции теоретика В. Бобровского о «композиционном эллипсисе», которая, в свою очередь, опирается на асафьевское понимание процесса музыкального формообразования как переключения функций сочленов формулы i-m-t. Автором статьи используются теоретический и аналитический методы исследования, а также общенаучные методы в рамках сравнительного и логического анализа, включающие приемы наблюдения, обобщения и сопоставления. Основными выводами проведенного исследования являются следующие. Монтажность в отечественном музыкальном искусстве второй половины XX столетия выступает как универсальный метод конструирования художественного пространства сочинения. Во многом этому способствует духовно-интеллектуальная среда этого времени с ее стремлением к эклектичности, многопластовости, полярности. Проведенный анализ позволил выявить характерные черты, свойственные монтажной форме музыкального произведения. Это высокая степень расчлененности тематического материала, внезапные переключения жанрово-тематических линий, мозаичность, политематичность структур. Новизна настоящей статьи заключается в том, что впервые в качестве основополагающего принципа монтажного формообразования выдвигается принцип «композиционного эллипсиса» (автор теории В. Бобровский), принципиально расширяющий спектр объективно-научной интерпретации музыкальных произведений.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-1
Денисова З.М. - К вопросу интерпретации категории интертекстуальности c. 19-27

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.1.31174

Аннотация: Объектом настоящего исследования является интертекстуальность в научном контексте. Предмет исследования — научная литература о категории интертекстуальности в системе художественной культуры. Тема статьи представляется актуальной, так как позволяет оценить степень научной разработанности данной категории. Автор подробно рассматривает изучение интертекстуальности в гуманитарных науках и обращается к анализу основных положений данной категории, сформулированных в трудах А. Веселовского, Ю. Тынянова, Ю. Кристевой, М. Бахтина, Р. Барта, Х. Блума и других. В работе применяются общенаучные методы исследования в рамках сравнительного и логического анализа, включающие приемы наблюдения, обобщения и сопоставления. Также работа опирается на аналитический метод и носит системный междисциплинарный характер. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что интертекстуальность как художественная категория широко представлена в трудах ученых. Несмотря на существующее многообразие интерпретаций этой категории, в научном поле она предстает как своеобразный механизм, представляющий художественный текст в виде системы, функционирующей по определенным законам, и составляющий теоретико-практическую основу современной методологии музыкознания как науки, раскрывающей содержание композиторского полотна, его связь с культурными текстами предыдущих эпох.
Человек и культура, 2020-1
Денисова З.М. - Интонационно-жанровый монтаж в творчестве А. Шнитке c. 26-34

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.31469

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является творчество выдающегося отечественного композитора А. Шнитке. Анализ музыкальных сочинений композитора показал, что одним из доминирующих приемов их тематического развития выступает интонационно-жанровый монтаж, а драматургия выстроена как своеобразное сплетение образно-тематических линий, каждая из которых формируется как совокупность ряда тем, относящихся к одному жанру. Главным принципом исследования послужил принцип историзма как один из основополагающих в отечественном музыкознании, где художественное явление рассматривается в единстве претворения традиций и современных тенденций. Общую методологию статьи составили следующие методы: теоретический (В. Бобровский, Е. Назайкинский, Ю. Холопов, В. Холопова, Е. Ручьевская, Н. Шахназарова, В. Задерацкий); семантический (Б. Асафьев, Е. Назайкинский, В. Медушевский, А. Арановский, Л. Шаймухаметова, Л. Казанцева и другие). Новизна исследования состоит в выявлении ведущего принципа музыкальных сочинений А. Шнитке — принципа «обобщения через жанр», представленного как интонационно-жанровый монтаж. В выводах, сформулированных в статье, систематизируются и обобщаются результаты исследования: соединяя разные жанры в одном звуковом пространстве, композитор трактует их как некие интонационно-семантические знаки, сформировавшиеся в процессе длительного историко-культурного развития, порождающие устойчивое общезначимое содержание, и, вместе с тем, в своем сопряжении выстраивающие индивидуальную художественную картину мира.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-1
Денисова З.М. - К вопросу интерпретации категории интертекстуальности c. 19-27

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.1.40327

Аннотация: Объектом настоящего исследования является интертекстуальность в научном контексте. Предмет исследования — научная литература о категории интертекстуальности в системе художественной культуры. Тема статьи представляется актуальной, так как позволяет оценить степень научной разработанности данной категории. Автор подробно рассматривает изучение интертекстуальности в гуманитарных науках и обращается к анализу основных положений данной категории, сформулированных в трудах А. Веселовского, Ю. Тынянова, Ю. Кристевой, М. Бахтина, Р. Барта, Х. Блума и других. В работе применяются общенаучные методы исследования в рамках сравнительного и логического анализа, включающие приемы наблюдения, обобщения и сопоставления. Также работа опирается на аналитический метод и носит системный междисциплинарный характер. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что интертекстуальность как художественная категория широко представлена в трудах ученых. Несмотря на существующее многообразие интерпретаций этой категории, в научном поле она предстает как своеобразный механизм, представляющий художественный текст в виде системы, функционирующей по определенным законам, и составляющий теоретико-практическую основу современной методологии музыкознания как науки, раскрывающей содержание композиторского полотна, его связь с культурными текстами предыдущих эпох.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-6
Денисова З.М. - Монтажная организация вербального текста музыкального произведения c. 1-7

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.6.31165

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются музыкальные тексты с монтажной организацией вербального текста. Исследование охватывает ряд сочинений отечественных композиторов второй половины XX столетия, среди которых Четырнадцатая симфония Д. Шостаковича, «Светлая печаль», реквием «Стикс» Г. Канчели, реквиемы В. Сильвестрова, В. Артемова, А. Попова, В. Платонова. Обращаясь к анализу работы композиторов XX столетия со словом, особое внимание автор настоящей статьи уделяет отношению к слову западного композитора Лючано Берио. Основные принципы монтажной организации вербального текста сформулированы автором на основе исследований Ю. Лотмана, М. Ямпольского, Р. Барта, К. Леви-Стросса. Эти работы служат своеобразной методологической платформой, позволяющей выявить специфику вербального текста, выстроенного монтажно. В результате, подобный текст предстает не как носитель единого смыслового кода, а как пересечение множественности кодов, что, в свою очередь, определяет его характерные признаки — дробность, лаконичность, ассоциативность, парадоксальность соотношения вербальных фраз. Новизна настоящего исследования заключается в обращении к малоизученной проблематике подобного рода, в выборе методологии исследования, а также в выявлении особых черт вербального текста, функционирующего в условиях монтажной драматургии. В выводах, сформулированных в статье, систематизируются и обобщаются результаты анализа музыкальных текстов с монтажной организацией вербального текста.
Человек и культура, 2019-6
Денисова З.М. - Монтаж в отечественном искусстве второй половины ХХ века c. 122-128

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31201

Аннотация: Объектом настоящего исследования является художественный феномен монтажа. Предметом исследования выступает проявление монтажа в отечественном искусстве второй половины XX века. В статье акцентируется, что монтажные принципы в различных формах и в разной степени присутствовали на всех исторических этапах эволюции искусства. Яркое проявление монтажных принципов в XX столетии, с одной стороны, оказывается результатом длительного и поэтапного развития всей его истории. Вместе с тем, именно условия, сложившиеся в отечественном искусстве XX века, позволяют сформироваться этому явлению в самостоятельный художественный феномен. Проявления монтажа рассмотрены автором в различных областях: поэзии, литературе, музыке, живописи. В статье исследуются особое «осознание хода времени», повлекшее формирование монтажных поливременных структур; тенденция художников к многостороннему раскрытию человеческой личности; стремление авторов к психологизации. Основные выводы проведенного исследования следующие. Монтажные принципы широко представлены в искусстве второй половины XX века. Во многом этому способствовала особая духовно-интеллектуальная среда этого времени. Проведенный анализ выявил характерные черты, свойственные монтажному типу построения художественного произведения. Это расчлененность художественного текста, синтаксическая обособленность монтажных структур, активизация внутреннего монолога, использование наплывов-воспоминаний, организация формы «с конца», внутреннее единение мозаичной конструкции и другие. Новизна настоящей статьи заключается в том, что феномен монтажа в отечественной культуре второй половины XX столетия впервые рассматривается в спектре различных видов искусств. На основании данного анализа автором статьи сформулированы общие принципы его функционирования.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-6
Денисова З.М. - Монтажная организация вербального текста музыкального произведения c. 1-7

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.6.40324

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются музыкальные тексты с монтажной организацией вербального текста. Исследование охватывает ряд сочинений отечественных композиторов второй половины XX столетия, среди которых Четырнадцатая симфония Д. Шостаковича, «Светлая печаль», реквием «Стикс» Г. Канчели, реквиемы В. Сильвестрова, В. Артемова, А. Попова, В. Платонова. Обращаясь к анализу работы композиторов XX столетия со словом, особое внимание автор настоящей статьи уделяет отношению к слову западного композитора Лючано Берио. Основные принципы монтажной организации вербального текста сформулированы автором на основе исследований Ю. Лотмана, М. Ямпольского, Р. Барта, К. Леви-Стросса. Эти работы служат своеобразной методологической платформой, позволяющей выявить специфику вербального текста, выстроенного монтажно. В результате, подобный текст предстает не как носитель единого смыслового кода, а как пересечение множественности кодов, что, в свою очередь, определяет его характерные признаки — дробность, лаконичность, ассоциативность, парадоксальность соотношения вербальных фраз. Новизна настоящего исследования заключается в обращении к малоизученной проблематике подобного рода, в выборе методологии исследования, а также в выявлении особых черт вербального текста, функционирующего в условиях монтажной драматургии. В выводах, сформулированных в статье, систематизируются и обобщаются результаты анализа музыкальных текстов с монтажной организацией вербального текста.
Философия и культура, 2019-1
Денисова З.М. - Художественный феномен монтажа в отечественном научном контексте c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.1.28089

Аннотация: Объектом настоящего исследования является монтаж как художественный феномен в отечественном научном контексте. Предмет исследования — научная литература о монтаже в системе художественной культуры. Тема статьи представляется актуальной, позволяет оценить степень научной разработанности данного вопроса и обозначить еще не затронутые исследователями его аспекты. Автор подробно рассматривает изучение феномена монтажа в музыковедении. Особое внимание уделяется анализу исследований отечественной музыки XX столетия — творчества Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского и других композиторов. С целью систематизации материала автором статьи был избран путь анализа существующей литературы по отраслям: киноведению, искусствоведению, музыковедению, иным гуманитарным наукам. Выбранная методология позволила выделить смысловые грани, интересные той или иной отрасли, и определить, чем обусловлен этот интерес. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что монтаж как художественное явление широко представлен в трудах ученых. Все авторы стремятся раскрыть монтаж с позиций философских, культурологических, технических систем XX века. Впервые на основании последовательного анализа автором прослеживается постепенный процесс освоения данного художественного феномена научной мыслью, его «вхождение» в поле зрения исследователей. Новизна исследования также заключается в постановке автором статьи актуальных вопросов, нуждающихся в научном осмыслении и новой исследовательской интерпретации.
Человек и культура, 2018-6
Денисова З.М. - Понятие «монтаж» в системе художественной культуры c. 21-29

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.6.28119

Аннотация: Предметом исследования является выяснение степени научной изученности понятия «монтаж» в системе художественной культуры, рассмотрение процессов его становления и последующей трансформации. Объектом исследования служит анализ фундаментальных работ, составляющих основу теории монтажа в системе художественной культуры, целостно раскрывающих образно-драматургические и композиционно-структурные особенности этого феномена (трудов С. Эйзенштейна, Л. Кулешова, В. Пудовкина, Ю. Тынянова, Ю. Лотмана, В. Иванова, Т. Ефремовой, Р. Салганик, Н. Волкова и других). Для достижения поставленной цели автором выбрана методология рассмотрения термина «монтаж» в различных областях: литературоведении, книгоиздании, культурологии, эстетике, кино. Основными выводами проведенного исследования являются следующие. Понятие «монтаж» в трудах ученых осмысляется с разных точек зрения: как средство выражения авторской позиции, как средство воплощения образной темы, как композиция художественного произведения, как один из типов художественного мышления, становящийся особенно характерным для отечественного искусства второй половины XX столетия. Впервые формирование понятия «монтаж» рассматривается в контексте различных гуманитарных областей. Новизна настоящей статьи заключается в раскрытии актуальности действия монтажных принципов вне кино, несмотря на происхождение теории монтажа в области киноискусства. Вплоть до сегодняшнего дня художники различных видов и жанров искусства широко интерпретируют возможности мон¬тажа в своем творчестве.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.