ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Рудакова Елена Николаевна
Рудакова Е.Н. - К проблеме психологической диагностики преобладающей мотивации деятельности современных педагогов |
|
c. 71-77
|
DOI: 10.25136/2409-8701.2019.2.29639
Аннотация: Автор рассматривает проблему диагностики процессуальной мотивации личности (парателики, терминология М. Аптера (Аптер, 1987) и результирующей мотивации деятельности педагогов (телики). Исследование преобладающей мотивации актуально в связи с рассмотрением мотивационной структуры личности в качестве ее ведущей детерминанты, а также по причине необходимости знаний об особенностях мотивации современного педагога как представителя профессии социономического типа. В работах отечественных и зарубежных психологов рассматриваются не только психологические особенности ориентации на процесс и результат, но признается наличие промежуточных состояний, их реверсивность. С целью выявления возможностей методик «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной и «Словарь» И. Г. Кокуриной по измерению выраженности преобладающей мотивации было проведено исследование с участием 164 педагогов общеобразовательных школ Республики Бурятия с разным стажем работы. Обнаружена взаимосвязь родственных показателей установок на процесс деятельности (на уровне r=0,138 при р≤0,1). Совпадение по определению показателей процессуальной и результирующей мотивации выявлено в 46% случаев. Предположено, что расхождения в оценке мотивации деятельности обусловлены спецификой полупроективной методики «Словарь». Содержится вывод о широких возможностях каждой методики по измерению выраженности результирующей и процессуальной мотивации и эффективном их использовании как отдельно, так и в комплексе в целях изучения особенностей модели поведения современного педагога. Высказано предположение, что устранение выявленных противоречий в результатах исследования возможно по итогам проведения дополнительного исследования склонностей и внутренней сущности личности с использованием личностного опросника Р. Б. Кеттелла.
|