по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Попова Светлана Михайловна
Административное и муниципальное право, 2023-4
Попова С.М., Яник А.А., Карпова С.Ф. - Трансформация миграционной политики России: этапы, особенности, проблемы (1989-2023) c. 24-51

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.4.43666

Аннотация: В статье представлены результаты анализа основополагающих документов миграционной политики Российской Федерации последних 30 лет, целью которого было выявление изменений в принципиальных подходах органов власти в отношении миграции и соответствующих перемен правового и институционального характера. В качестве источников использован массив нормативных правовых актов Российской Федерации с 1989 по 2023 годы (около 100 документов), концепции миграционной политики, материалы выступлений Главы государства, заседаний различных межведомственных комиссий и профильных рабочих групп высокого уровня. В исследовании применялись сравнительный правовой анализ; контент-анализ; синхронный анализ; общелогические подходы и методы.   Полученные результаты позволили выделить семь этапов эволюции российской миграционной политики. Определены границы, в которых происходит «колебание курса» миграционной политики. Показано, что приоритеты, которым должна соответствовать миграционная политика, являются равно значимыми, но конкурирующими, что ведет к противоречивости принимаемых мер. Отмечено, что в последние годы миграционная политика все шире использует технологии адаптивного управления, что содержит риски для долгосрочного целеполагания. Дано определение понятию «пределы изменчивости политики». Сделан вывод о необходимости разработки долгосрочной Стратегии государственной миграционной политики, которая будет учитывать системный характер феномена миграции и многоуровневые эффекты, которые возникают в результате воздействия на миграционную ситуацию.
Вопросы безопасности, 2022-4
Попова С.М., Яник А.А. - Эффективность регулирования трудовой иммиграции: подходы и методы оценки c. 54-69

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.39209

Аннотация: Рассмотрен ряд современных подходов и методов к оценке эффективности регулирования трудовой иммиграции. Под эффективностью иммиграционной политики понимается способность регулирующих механизмов обеспечивать своевременное, дифференцированное и упорядоченное привлечение желательных мигрантов в экономику страны таким образом, чтобы этот ресурс приносил максимальную пользу в решении текущих задач социально-экономического развития и не угрожал национальной безопасности. Источники для исследования: массив официальных документов России, стран ЕС, МОТ в области регулирования миграции (стратегии, отчеты, результаты оценочных процедур, статистика), релевантная научная литература. В работе использованы общенаучные и сравнительные методы. В международной литературе выделены два полярных подхода: «бюрократический» (исходит из принципов проектного управления и связан с развитием процедур внешней независимой оценки конкретных мероприятий (проектов) миграционной политики) и «академический» (поиск общих теоретических моделей и универсальных методов, позволяющих на единой основе сопоставлять результаты миграционного регулирования в разных странах). В отечественной литературе выделены также два кластера, различающихся по приоритетному критерию для оценки эффективности: (1) оценка адекватности миграционной политики экономическим интересам России (с учетом запросов региональных рынков труда), (2) способность гарантированно обеспечивать интересы общественной безопасности и укрепления единства многонационального народа России. Соединение конкурирующих критериев способно дать более объемные представления об эффективности миграционной политики, однако практическая реализация подхода пока затруднена.
NB: Административное право и практика администрирования, 2022-3
Яник А.А., Попова С.М., Карпова С.Ф., Нестеров А.Ю. - Механизмы корректировки государственной миграционной политики с учетом потребностей региональных рынков труда: институционально-правовые аспекты c. 30-57

DOI:
10.7256/2306-9945.2022.3.38474

Аннотация: Статья посвящена анализу механизмов, с помощью которых субъекты Российской Федерации могут влиять на государственную миграционную политику, исходя из потребностей региональных рынков труда. Рассмотрены имеющиеся на сегодняшний день основные возможности регионов для корректировки решений федерального центра в сфере регулирования потоков трудовой миграции, их институционально-правовые основания. В качестве источниковой базы использован массив документов стратегического планирования, нормативных правовых актов, распорядительных документов органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации за период 2000-2022 гг. Дано новое определение понятия «государственная политика в сфере регулирования трудовой иммиграции». Показано, что, несмотря на известную проблему с отсутствием четкого разграничения полномочий и ответственности федеральных и региональных органов государственной власти в сфере миграционной политики, субъекты РФ имеют ряд возможностей участвовать не только в реализации государственной миграционной политики, но и в ее регулировании с целью учета потребностей регионального рынка труда. Сделан вывод, что, несмотря на механизмы учёта особенностей региональных рынков труда, ключевым управляющим параметром иммиграционной политики регионов является показатель уровня социальной напряженности на рынке труда. Для поддержания параметров, установленных федеральным центром, субъекты РФ вынуждены в условиях быстро меняющейся экономической ситуации оперативно манипулировать допусками / запретами на привлечение иностранных работников, что снижает предсказуемость и стабильность их миграционной политики.
Право и политика, 2021-9
Попова С.М. - Цифровизация миграционной сферы в России: состояние и перспективы c. 118-132

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.9.36488

Аннотация: Статья посвящена анализу текущего состояния цифровизации миграционной сферы в Российской Федерации. Показано, что внедрение современных цифровых технологий и информационно-технических средств в механизмы государственного управления миграцией (и шире – цифровая трансформация системы отношений между мигрантами и принимающим государством) является объективно неизбежной в контексте глобального цифрового перехода и возрастающей роли миграционного фактора для экономики. Цель работы – выявить политико-правовые факторы и проблемы, влияющие на цифровой переход в миграционной сфере Российской Федерации и его темпы. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы и подходы, включая сравнительные.   Представлен краткий обзор коэволюции миграционной ситуации и миграционного регулирования в Российской Федерации за период 2012-2021 гг. Отмечено, что цели, задачи и инструменты управления миграцией изменяются наряду с трансформацией представлений о значении для России миграционного фактора и его роли в решении задач экономического развития. На основе параллельного рассмотрения политико-правовых решений и практики цифровизации миграционной сферы суммированы текущие результаты и трудности. Показано, что проектный подход и опережающее правовое регулирование дают хорошие стимулы для «цифровых реформ» миграционной сферы, но на практике темпы реформирования замедляются из-за недостатка согласованности в действиях и концептуальных подходах. Ключевая причина – основные акты, регулирующие модернизацию миграционной сферы в России, не являются документами стратегического планирования.
Право и политика, 2021-6
Попова С.М. - Результаты экспресс-анализа гендерной чувствительности актов российского законодательства (декабрь 2018 – март 2021 гг.) в контексте феминизации миграции c. 1-18

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.6.35684

Аннотация: Почти половину мигрантов в мире составляют женщины. Они находятся в особенно уязвимом положении, а потому их права, интересы, особые потребности должны быть защищены. Российская Федерация стала одним из активных участников разработки международных актов 2016-2018 гг. о беженцах и мигрантах, которые содержат положения, нацеленные на решение проблем, связанных с феминизацией миграции. Эти акты не являются юридически обязывающими, однако Россия, как и другие присоединившиеся страны, ведет работу по имплементации международно согласованных принципов в национальное законодательство. В статье представлены результаты экспресс-анализа федеральных актов, принятых в период декабрь 2018 г. - март 2021 г., который был проведен для пилотной оценки текущего состояния российского права с точки зрения его гендерной чувствительности и наличия благоприятных условий для решения проблем, возникающих в контексте феминизации миграции.     Необходимо было понять, «видят» ли действующие нормативные правовые акты женщину-мигрантку как особый правовой феномен? Какие специфические характеристики и потребности женщин отражены в анализируемых актах? По результатам пилотного исследования сделаны выводы, что на текущий момент российское законодательство по большей части носит гендерно нейтральный характер. За исключением комплекса документов, связанных с реализацией Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы, гендерная чувствительность федеральных актов в целом невысока. Попавшие в выборку документы отражают, главным образом, специфические биологические особенности женщин, которые определяют их медико-санитарные потребности, а также необходимость в адресной социальной поддержке в связи с рождением детей и уходом за ними. На текущий момент анализируемые международные акты определяют особенности и потребности женщин в целом и женщин-мигранток в частности более широко, чем национальное законодательство (за исключением упомянутой Стратегии).
Конфликтология / nota bene, 2020-2
Попова С.М. - Скрытая эксплуатация пользователей цифровых платформ как норма техномира: к постановке проблемы для социальных исследований c. 11-25

DOI:
10.7256/2454-0617.2020.2.33522

Аннотация: Предмет статьи – обоснование проблемной ситуации, требующей внимания социальных наук. Стремительный переход многих видов отношений граждан с официальными структурами и экономическими агентами в цифровую форму сопровождается противоречивыми следствиями, которые требуют осмысления. Факты показывают, что в условиях техномира становится нормой скрытая эксплуатация пользователей цифровых платформ. Этот феномен уже попал в поле зрения экономистов, теоретиков медиа, специалистов в области информационных систем и стратегического менеджмента, но пока не стал предметом интереса социальных исследователей. В работе используются общенаучные методы (анализ, синтез, выдвижение гипотез), эмпирические наблюдения, сравнительный анализ данных.   Приводятся примеры оплачиваемой профессиональной деятельности, которую обычные граждане вынуждены выполнять без эквивалентного возмещения, если они желают пользоваться цифровыми гаджетами, платформами, различными сервисами. Показаны различия между привлечением труда на основе краудфандинга и скрытой эксплуатацией. Сделан вывод о том, что концепция, согласно которой цифровые платформы эксплуатируют пользователей «не в качестве рабочих, а в качестве аудитории», требует дополнения, т.к. помимо производства Big Data, пользователи неосознанно и бесплатно выполняют для корпораций и «цифрового государства» именно трудовые функции. Указанный аспект нуждается в углубленных исследованиях социального характера.
Law and Politics, 2019-10
Попова С.М., Шахрай С.М. - Политико-правовые механизмы корректировки решений большинства в конституционной истории современной России c. 59-71

DOI:
10.7256/2454-0706.2019.10.43286

Аннотация: Предмет исследования - политико-правовые механизмы, обеспечивающие претворение в жизнь идей и моделей, заложенных в новых конституциях (в том числе, в российской Конституции 1993 года), в условиях нестабильности и отсутствия общественного единства. Особое внимание уделяется так называемым контрмажоритарным институтам, которые, как представляется, способны наиболее эффективно и легитимно «скорректировать» принятые в законной демократической процедуре решения большинства, если они не соответствуют интересам общественного развития, либо нарушают права и свободы граждан. На основе ретроспективного анализа показано, что в современной России с момента принятия новой Конституции указанные функции реализуют Глава государства и Конституционный Суд Российской Федерации. Для решения поставленных задач использованы сравнительно - правовые, сравнительно - исторические, а также общенаучные методы исследования. Сделан вывод, что конституции, в которых предусмотрены контрмажоритарные механизмы, позволяют более надежно обеспечивать стабильность и должное развитие новой государственности и системы права. Эти институты, помимо прочего, способствуют устойчивому функционированию современных политических систем, которым свойственны все более глубокая сегментация, а также поддержка политической инклюзии меньшинств.
Политика и Общество, 2019-6
Попова С.М. - От менеджериализма к "медленной науке": что полезного может дать опыт Нидерландов? c. 41-54

DOI:
10.7256/2454-0684.2019.6.31714

Аннотация: В работе представлены результаты исследования актуального опыта Нидерландов в сфере управления научным развитием. Предметом анализа являются полезные практики, пригодные к трансферу. Представляется, что поиск эффективного баланса инструментов отечественной научной политики может и должен учитывать опыт государств, прошедших те этапы, которые в настоящее время осваивает Российская Федерация, поскольку учет чужих ошибок помогает избежать нецелесообразного расходования ресурсов. В частности, сложилось понимание контрпродуктивности менеджериалистских подходов, когда главным критерием эффективности управления считается максимальное сокращение времени ответной реакции управляемой системы. Использованы общелогические методы и приемы исследования – анализ, синтез, обобщение, аналогия, а также эмпирические наблюдения и сравнительные подходы. Показано, что опыт Нидерландов может быть полезным в российских условиях как пример успешного вовлечения всего общества и ключевых стейкхолдеров в определение приоритетов «научной повестки дня» и приоритетов научно-технологического развития. Особое внимание уделено голландским принципам оценки эффективности научных исследований, предполагающим перенос акцента с формальных наукометрических показателей на учет социальной значимости полученных результатов.
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2019-4
Popova S.M. - Seeking the models for State-building in post-crisis societies: some theoretical approaches and Russian experience of the late 1990’s, early 2000’s c. 1-10

DOI:
10.25136/1339-3057.2019.4.31147

Abstract: The article discusses the problems associated with the search for effective models and strategies of State-building for post-crisis societies. As is well known, the international community supports the processes of democratic transformation in various countries, as well as provides assistance in resolving conflicts. It is assumed that the efforts of such international assistance should result in a stable State. However, the history of the late XX early XXI centuries showed that the use of a democratic (Western) model for non-Western cultural context does not guarantee successful state-building. The phenomena of the 'failed state' and the 'fragile state' have become widely known. The paper proposes some theoretical approaches to be taken into account when choosing a model of State for post-crisis societies in order to avoid the risks of statehood failure. The author analyzes the successful Russian experience in the late 1990’s – early 2000’s of implementing 'tailor-made' models of State at the regional level, taking into account the diversity of the political, cultural, and socio-economical context of post-crisis societies. The higher efficiency of specialized models in comparison with universal models is demonstrated.
Тренды и управление, 2019-4
Попова С.М. - К вопросу о понятии цифровой трансформации науки c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0730.2019.4.31941

Аннотация: На основе анализа обширного массива мультиязычной научной литературы в широком контексте рассмотрено развитие представлений о феномене цифровой трансформации общества в целом и науки в частности. Поскольку цифровая трансформация происходит «здесь и сейчас», объективно опережая процесс научного познания ее сути и следствий, то любые текущие результаты осмысления этого масштабного многоуровнего процесса объективно носят частичный, промежуточный характер. Однако уточнение содержания этого понятия, формирование аналитических конструктов, непротиворечиво описывающих особенности новой социальной реальности, является необходимым для теории и управленческой практики. Для решения поставленных задач использовались методы общенаучного характера, включая систематизацию, анализ, синтез, выдвижение гипотез, обобщение, сравнительные подходы, логические выводы. Отмечено, что академическое понятие цифровой трансформации науки окончательно не сложилось и динамично изменяется сообразно развитию реалий. Анализ круга идей, связанных с цифровой трансформацией, и различных сопутствующих концептов, позволяет сформулировать представления о сути этого феномена применительно к сфере науки. Показан двойственный характер воздействия эффектов цифровизации на научную сферу и функционирование знания.
Право и политика, 2019-3
Попова С.М. - О необходимости учета эффектов цифрового неравенства для оценки качества развития интернет-демократии в России c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0706.2019.3.28996

Аннотация: Предметом настоящей работы являются проявления цифрового неравенства, невнимание к которым может привести к искажению обратной связи государства и общества в процессе ускоренной цифровизации различных механизмов их взаимодействия. В частности, структура офлайн- и онлайн-общества в России, как и в мире, отличаются по многим параметрам. Показано, что хотя феномен цифрового неравенства широко известен и активно исследуется во всем мире, де-факто его влияние не учитывается в проектах органов государственной власти, нацеленных на стимулирование политического участия на основе платформенных решений. Для целей работы использовались общенаучные методы исследования – анализ, синтез, наблюдение, сравнение; привлечены обширные данные международной и российской статистики. Впервые поставлен вопрос о необходимости более детального изучения феномена цифрового неравенства в России в контексте влияния его эффектов на качество становления интернет-демократии и механизмов обратной связи общества и государства. Пренебрежение этим фактором в условиях ускоренной цифровизации публичной политики повышает риски дискриминации интересов различных групп граждан, развитию цифровой охлократии и других негативных явлений.
Law and Politics, 2019-3
Попова С.М. - О необходимости учета эффектов цифрового неравенства для оценки качества развития интернет-демократии в России c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0706.2019.3.43217

Аннотация: Предметом настоящей работы являются проявления цифрового неравенства, невнимание к которым может привести к искажению обратной связи государства и общества в процессе ускоренной цифровизации различных механизмов их взаимодействия. В частности, структура офлайн- и онлайн-общества в России, как и в мире, отличаются по многим параметрам. Показано, что хотя феномен цифрового неравенства широко известен и активно исследуется во всем мире, де-факто его влияние не учитывается в проектах органов государственной власти, нацеленных на стимулирование политического участия на основе платформенных решений. Для целей работы использовались общенаучные методы исследования – анализ, синтез, наблюдение, сравнение; привлечены обширные данные международной и российской статистики. Впервые поставлен вопрос о необходимости более детального изучения феномена цифрового неравенства в России в контексте влияния его эффектов на качество становления интернет-демократии и механизмов обратной связи общества и государства. Пренебрежение этим фактором в условиях ускоренной цифровизации публичной политики повышает риски дискриминации интересов различных групп граждан, развитию цифровой охлократии и других негативных явлений.
Исследования космоса, 2019-2
Попова С.М. - Влияние потребностей развития космической экономики на правовое регулирование (на примере инициативы Люксембурга SpaceResources.lu) c. 32-46

DOI:
10.7256/2453-8817.2019.2.32089

Аннотация: Результаты, представленные в настоящей статье, получены в рамках программы исследования новелл современного космического права, возникающих во взаимосвязи с потребностями развития космической экономики. На основе анализа эффектов от реализации инициативы Люксембурга SpaceResources.lu по созданию «правовой определенности» в сфере регулирования добычи и использования космических ресурсов (период с февраля 2016 г. по декабрь 2019 г.), рассматриваются возможные последствия для системы международного космического права. Особое внимание уделяется нарастающему интересу государств к тиражированию опыта Люксембурга и созданию «правовых офшоров» для стимулирования новых видов космической деятельности. Для решения поставленных задач были использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотез), сравнительные подходы, мониторинг. Сделан вывод, что развитие инициативы SpaceResources.lu в сочетании с комплексными методами поддержки и влияния (инвестиционные программы, инструменты «мягкой силы», soft law и др.) последовательно расширяет «окно дискурса» в вопросах присвоения космических ресурсов и с ненулевой вероятностью способно вызвать скачкообразное изменение общих правил конкурентной игры на глобальном космическом рынке. Отмечена необходимость мониторинга процессов, содержащих потенциал «подрывных» (disruptive) политико-правовых инноваций, поскольку происходящие в глобальной космической экономике и праве быстрые изменения с далеко идущими последствиями напрямую касаются интересов Российской Федерации.
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2018-4
Попова С.М. - Актуальные вопросы международно-правового регулирования космической деятельности и пути их решения c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0633.2018.4.27705

Аннотация: Публикация посвящена анализу дискуссий и результатов Первой конференции Организации Объединенных Наций по космическому праву и космической политике (First United Nations Conference on Space Law and Policy), которая прошла в Москве 11-13 сентября 2018 г. под эгидой Управления ООН по вопросам космического пространства (United Nations Office for Outer Space Affairs - UNOOSA) и Правительства Российской Федерации. Повестку дня мероприятия составили наиболее острые вопросы, требующие разработки согласованных решений для обеспечения ответственного, безопасного и мирного использования космического пространства в интересах всего человечества. Проанализированы экспертные позиции по таким вопросам, как обеспечение безопасности космической деятельности и космического пространства; предупреждение образования «космического мусора» и ликвидация последствий его существования; разведка и добычи и использования космических ресурсов; управление космическим движением. Показано, что состоявшийся форум дал новые стимулы и инструменты для углубления международного сотрудничества в целях скорейшего урегулирования актуальных проблем космической деятельности и определил ключевые тренды дальнейшего развития международного и национального космического права и политики. В частности, произошел переход от теоретико-юридических споров по поводу принципиальной допустимости коммерческой добычи внеземных ресурсов к практическому поиску возможной модели соответствующего политико-правового режима, которая отвечала бы интересам всех государств–членов ООН.
Тренды и управление, 2018-2
Попова С.М., Яник А.А. - Использование данных глобальных мониторингов для разработки обоснованной научно-инновационной политики: результаты пилотного исследования c. 23-40

DOI:
10.7256/2454-0730.2018.2.26382

Аннотация: В статье представлены результаты пилотного анализа особенностей систем управления наукой и инновациями в ряде европейских стран (Нидерланды, Германия, Соединенное Королевство) с учетом данных глобальных мониторингов социально-экономического и научно-инновационного развития. Задача – поиск подходов, способствующих видению развития национальных научно-инновационных «экосистем» во всей их многомерности и сложности, и, как следствие, к обнаружению взаимосвязей между факторами и процессами, управление которыми осуществляется в рамках отдельных стратегий с собственными системами мониторинга и оценки результатов. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы и приемы исследования – анализ, синтез, обобщение, сравнительные подходы. На конкретных примерах с использованием наборов актуальных данных различных глобальных мониторингов (2007-2017) показано, как расширение контекста рассмотрения анализируемых явлений способствует выявлению факторов, значимых для разработки обоснованных (evidence-based) рекомендаций по совершенствованию направлений и методов государственного управления в сфере науки и инноваций.
Исследования космоса, 2018-2
Попова С.М. - «Гаагская модель» правового регулирования деятельности в области космических ресурсов и перспективы трансформации международного космического права c. 144-174

DOI:
10.7256/2453-8817.2018.2.28631

Аннотация: Статья посвящена анализу ключевых подходов к модели правового регулирования деятельности в области разведки, добычи и использования космических ресурсов, предложенных Гаагской рабочей группой по вопросам управления космическими ресурсами в качестве основы для переговоров по будущему международному соглашению или международному документу, не имеющему обязательной силы. Особое внимание уделяется инструментальному, политико-правовому характеру анализируемого документа, призванного стимулировать темпы международного правотворчества и создать в разумные сроки правовую определенность для потенциальных участников деятельности в области космических ресурсов. В работе использованы общенаучные (анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез), а также сравнительно-правовые и эмпирические методы исследования. Анализ активности Гаагской рабочей группы и подготовленного ею Проекта ключевых положений показывает наличие внутренней связи между разрабатываемыми экспертными рекомендациями для международного сообщества и реализованными в законах США и Люксембурга концептуальными подходами. Сделан вывод, что политико-правовой процесс создания международных «правил игры» для нового космического рынка находится в активной стадии, является полицентричным, многоуровневым и требует не только пристального экспертного внимания, но и проактивного участия заинтересованных стейкхолдеров Российской Федерации.
Исследования космоса, 2018-1
Popova S.M., Yanik A.A. - Approaches to a POssible Model for Space Resources Mining Regulations

DOI:
10.7256/2453-8817.2018.1.27372

Abstract: The co-authors present their ideas to contribute to the UNOOSA discussions on a possible legal model of regulating the space resources exploration, exploitation, and utilization. It is shown that finding modalities to regulate the field of space resources mining properly is not a purely legal problem. It is a problem of seeking the international consensus for choosing an operating model the Space resources mining activities will develop within. The analysis of current discussions marks that the legal philosophy cannot be able to propose the legal model which would be endorsed by all UN countries. In today’s context, it would be more useful to start with the search for workable solutions which most of UN countries will consider as politically fair and economically efficient ones. The authors note the practical benefit of analysis the issues of space resources regulations from different perspectives and give some modalities for a consensus to find as well as proposals for action. In particular, the authors suggest for discussion the proposal to balance the potential permission to perform the freedom of economic activity in Outer Space by the legally binding norms requiring bodies involved in the space resources mining to allocate a certain share of the profits from this activity to develop space exploration opportunities for the non-space countries.
Исследования космоса, 2017-4
Попова С.М. - Инициатива Люксембурга SpaceResources.lu и возможные последствия для регулирования мирового рынка космической деятельности

DOI:
10.7256/2453-8817.2017.4.25135

Аннотация: Объект исследования – изменения в национальной космической политике государств и регулировании глобального рынка космической деятельности. Важность мониторинга этих перемен обусловливается возможностью появления неожиданных событий («черный лебедь»), способных привести к изменению сложившихся правил игры, нарушению баланса конкурентных позиций и переформатированию мировой космической экономики на новых основаниях. Предмет исследования – развитие инициативы люксембургского правительства SpaceResources.lu, связанной с созданием в рамках государственно-частного партнерства благоприятной «экосистемы» для привлечения в экономику страны компаний, специализирующихся на передовых направлениях космической деятельности. Особое внимание уделяется анализу Закона Люксембурга от 20 июля 2017 г. о разведке и использовании космических ресурсов, который является первым европейским актом, устанавливающим на национальном уровне гарантии прав собственности на ресурсы, добытые в космосе. Для решения поставленных задач были использованы общенаучные методы исследования – анализ, синтез, отслеживание, формально-логический, сравнительно – правовой подходы. Сделан вывод о том, что появление национальных актов, нарушающих сложившиеся правила игры на рынке космической деятельности, является в определенном смысле объективно неизбежным, поскольку темпы международного правотворчества не успевают за спросом реального сектора космической экономики на новые юридические решения, способствующие его перспективному развитию. Спорные законы США и Люксембурга в области разведки и использования космических ресурсов, а особенно - деятельность люксембургского правительства в рамках инициативы SpaceResources.lu, следует рассматривать как манифестацию некой политико-правовой технологии, последовательная реализация которой с ненулевой вероятностью может привести к трансформации сложившегося порядка в глобальной космической экономике.
Исследования космоса, 2017-1
Попова С.М. - Новый тренд космического права: создание «благоприятных юрисдикций» для космической деятельности

DOI:
10.7256/2453-8817.2017.1.21686

Аннотация: Объектом исследования является национальное законодательство, регулирующее космическую деятельность. Предмет исследования – изменения, свидетельствующие о возникновении новых трендов в развитии космического права. На основе сравнительного анализа нормативных правовых актов различных стран, документов международных организаций (в частности, Юридического подкомитета Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, Управления ООН по вопросам космического пространства и др.), позиций международного экспертного сообщества рассмотрены принципиальные подходы, связанные с регулированием режима иностранных компаний, осуществляющих космическую деятельность в национальной юрисдикции других стран. Для решения поставленных задач были использованы формально-логический, компаративный (сравнительно – исторический, сравнительно – правовой) и другие методы научного исследования. Отмечено, что рост «космического сектора» экономики объективно ведет к повышению общего уровня инновационного развития страны, в связи с чем многие страны реализуют политику, нацеленную на привлечение в свою юрисдикцию иностранных компаний, осуществляющих космическую деятельность. Выявлены три модели решения этой задачи. Сделан вывод о возникновении нового тренда в космическом праве, ориентированного на создание «особо благоприятных юрисдикций» для космической деятельности. Указаны причины, влияющие на оформление этого тренда, а также связанные с ним вызовы для системы международного космического права.
Исследования космоса, 2016-1
Попова С.М. - Закон США о коммерческом космосе 2015 г. и вопросы модернизации международного космического права c. 51-65

DOI:
10.7256/2453-8817.2016.1.20590

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу ситуации, возникшей в международном космическом праве в связи с принятием в ноябре 2015 г. Закона США о конкурентоспособности коммерческих запусков в космос. В работе аналитически обобщены основные экспертные мнения и правовые позиции юристов различных стран, сформированные в ответ на новеллу американских законодателей, с целью оценить возможное влияние этого национального акта на состояние и перспективы модернизации действующей системы международного космического права и ее базовых принципов. Для решения поставленных задач были использованы формально-логический, системный, компаративный (сравнительно – исторический, сравнительно – правовой) и другие методы исследования. Сделан вывод, что в силу своего исторического характера базовые акты международного космического права, принятые в 1960-х – 1980-х гг., не всегда могут дать однозначный ответ на новые вопросы и вызовы, возникающие в связи с масштабными переменами в мире в целом и в глобальной космической деятельности в частности. Косвенно об этом свидетельствует обилие правовых дискуссий, касающихся толкования тех или иных общих принципов с целью их применения в новом историческом контексте. Увеличение технологических возможностей в освоении космоса и рост числа конкурентоспособных участников «космической гонки» ведут к необходимости обновления международного правового регулирования в этой сфере.
Genesis: исторические исследования, 2015-1
Шапкина Е.А. - Современные отечественные и зарубежные интернет-ресурсы архивной информации официального характера как источник для исследования истории отечественной государственности конца XX–начала XXI вв. c. 18-35

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.1.13750

Аннотация: Исследования отечественной истории «эпохи перемен» объективно затруднены как вследствие недостаточности теории и методологии анализа недавнего прошлого, так и в связи с парадоксальными особенностями источниковой базы, которая является недостаточной, пробельной и в то же время чрезвычайно избыточной. Поскольку ключевым процессом периода стал распад государственных структур СССР и становление новой российской государственности, одним из важнейших источников информации об этих событиях являются официальные документы органов государственной власти. Предметом исследования является анализ и оценка отечественных и зарубежных интернет-ресурсов архивной информации официального характера как источника для исследования истории отечественной государственности конца XX–начала XXI вв. Для решения исследовательских задач применялись системный, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный подходы, индукция, формализация, систематизация, другие аналитические методы. Проанализированы наиболее масштабные отечественные интернет-хранилища архивной информации официального характера, а также ряд крупных зарубежных ресурсов, содержащих подлинные цифровые документы по истории государственности СССР и России конца ХХ начала XXI вв. Сделан вывод о значительном потенциале и научной ценности этих цифровых ресурсов в качестве источника подлинной исторической информации.
Genesis: исторические исследования, 2015-1
Попова С.М. - Анализ отечественного и зарубежного опыта развития цифровой инфраструктуры социально-гуманитарных исследований c. 208-251

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.1.13820

Аннотация: Предметом исследования является современный отечественный и зарубежный опыт развития цифровой исследовательской инфраструктуры в области социально-гуманитарных, в том числе исторических наук. Интернет-революция и переход к «информационному обществу» кардинальным образом изменил не только место и роль информационно-коммуникационных технологий в науке и жизни людей, но и сами представления о возможных формах организации научных исследований. Особое внимание уделяется вопросам стимулирования возникновения устойчивых научных «экосистем» на базе цифровых исследовательских инфраструктур и целенаправленной поддержки процессов самоорганизации исследовательского сообщества. Для решения поставленных задач применялись анализ, синтез, систематизация данных, сравнительно-исторический, системный, структурный и другие научные методы. Основным является вывод о значительном отставании развития цифровой инфраструктуры социально-гуманитарных исследований в Российской Федерации от общемирового и общеевропейского уровня. Одной из причин такого положения дел является сохранение представлений об исследовательской инфраструктуре как о совокупности центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальными исследовательскими установками в области естественных наук. Кроме того, серьезным барьером в развитии цифровой исследовательской инфраструктуры в области социально-гуманитарных наук является ставшее традиционным исключение этой сферы знаний из числа приоритетных для государства направлений развития науки. Представлен обзор российских интернет-ресурсов (2000-2014), являющихся значимыми элементами ландшафта отечественной цифровой инфраструктуры в области истории.
Социодинамика, 2014-12
Попова С.М., Яник А.А. - Цифровая инфраструктура взаимосвязей между обществом, наукой и медиа как фактор перехода к экономике знания c. 1-35

DOI:
10.7256/2409-7144.2014.12.1380

Аннотация: Предметом исследования является изменение места и роли системы коммуникаций науки и общества в современном мире. Анализируется отечественный и зарубежный опыт, связанный с поисками методов повышения взаимопонимания науки и общества, повышения эффективности системы научных коммуникаций. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с изменениями в отношении общественного мнения к науке в целом и бюджетным расходам на научные исследования в частности. Рассматриваются новые задачи научной журналистики как одного из инструментов развития способности людей воспринимать новое, находить пользу в переменах, создавать устойчивый спрос на инновации. Для решения задач исследования использованы системный, формально-логический, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой и другие методы. Сделан вывод о том, что создание единой цифровой инфраструктуры взаимодействия науки, СМИ и общества является необходимостью в условиях информационного мира, а сами представления о месте и роли системы научных коммуникаций должны быть пересмотрены. Отмечено, что современная система научных коммуникаций не может ограничиваться сферой научной журналистики и популяризацией достижений науки. Речь должна идти о становлении механизмов, которые обеспечивают открытость и подотчетность науки обществу, содействуют формированию спроса на инновации и научные знания, дают возможность объективно оценивать вклад науки в решение задач общественного развития.
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2014-3
Попова С.М., Яник А.А. - Проблемы глобального старения населения: анализ документов и стратегии ООН

DOI:
10.7256/2454-0633.2014.3.12857

Аннотация: Глобальное старение населения – один из ключевых вызовов современности, который требует особого внимания мирового сообщества. Анализ тематического массива резолюций Генеральной Ассамблеи ООН за последние 30 лет и других международных документов демонстрирует существенное изменение взглядов организации на эту проблему и, как следствие, предлагаемых ею решений и практических рекомендаций для государств-членов ООН. Предметом исследования являются концептуальные подходы ООН к рискам глобального старения населения. Специальное внимание уделено методам, с помощью которых ООН пытается повысить управляемость процессов, связанных с реализацией на региональном и национальном уровне международных стратегий в области старения. Для решения исследовательских задач применялись системный, структурно-функциональный, формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой и другие научные методы. Впервые исследованы тенденции в изменении стратегии ООН в отношении комплекса проблем, связанных с объективным старением населения в мировом масштабе. Показано, что оформившийся в последние годы переход международных организаций к рассмотрению вызовов глобального старения преимущественно через призму правозащитной проблематики содержит в себе ряд отложенных рисков, связанных с изменением иерархии целей и перенесением акцента на решение все увеличивающегося числа текущих и локальных задач в ущерб стратегическим. Проанализирована ситуация с практическим воплощением идей о создании глобальной системы мониторинга положения пожилых людей в мире и универсальных механизмов их защиты, включая разработку нового международно-правового соглашения о поощрении и защите прав и достоинства пожилых людей, предусмотренного Резолюцией 67/139 Генеральной Ассамблеи ООН.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.