по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Сенницкая Елена Владимировна
Психолог, 2024-1
Сенницкая Е.В. - Некоторые механизмы формирования внутриличностных и межличностных конфликтов, связанных с особенностями личности Доминирующего и Подчинённого лица в родительской семье c. 1-29

DOI:
10.25136/2409-8701.2024.1.69876

Аннотация: Объектом исследования являются закономерности формирования внутриличностных и межличностных конфликтов, которые являются следствием желания возвыситься над Доминирующим членом семьи и не прожить жизнь, как Подчинённый член семьи. Были проанализированы конфликты, возникающие в процессе реализации следующих желаний: 1) реализовать мечту, которую не смог осуществить Доминирующий; 2) обладать умениями и качествами людей, в отношении которых Доминирующий испытывал чувства восторга, уважения, преклонения, благоговения, зависти; 3) делать то, чего боялся Доминирующий (или делать то, что могло бы испугать Доминирующего); 4) не попасть в ту категорию людей, которую Доминирующий считал «слабаками»; 5) делать то, что могло бы вызвать бессильную ярость (панику) у Доминирующего; 6) иметь такие умения или качества, которыми Доминирующий гордился, ставил себе в заслугу; 7) иметь те умения и качества, которыми обладало лицо, сумевшее каким-либо способом возвыситься над Доминирующим; 8) вступить в брак с человеком, который поможет реализовать вышеперечисленные желания и т.д. Настоящая работа представляет собой качественное исследование структурированного интервью, которое до этого было предметом количественного исследования, опубликованного ранее. Развёрнутые ответы испытуемых классифицировались по типам изложенных в них конфликтов. Новизна заключается в том, что на базе этих основных стремлений выделен ряд частных потребностей, невозможность удовлетворить которые приводит к внутриличностным и межличностным конфликтам. Выявлено когнитивное искажение относительно «беспомощности» и «безобидности» людей того пола, что Подчинённый. Предложена следующая структура личности: 1) представления о том, что является «сильным» поведением (на основе наблюдения ребёнка за поведением Доминирующего, обеспечивающим тому успех в глазах Подчинённого); 2) представления о том, что является «слабым» поведением (на основе наблюдения за поведением Подчинённого, которое, с точки зрения ребёнка, делает того ведомым); 3) представления о «сильном» и «слабом», «достойном» и «недостойном» поведении, существующие в обществе. Предполагается, что движущей силой развития личности является разрешение противоречий, обнаруживаемых ребёнком между этими тремя элементами.
Психолог, 2023-5
Сенницкая Е.В. - Связь между особенностями личности «Доминирующего» и «Подчинённого» лица в родительской семье и особенностями личности ребёнка c. 18-99

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.5.39650

Аннотация: Объектом исследования являются некоторые закономерности формирования характера, направленность агрессии, а также закономерности профессионального и брачного выбора мужчин и женщин в зависимости от пола и особенностей личности «Доминирующего» и «Подчинённого» лица в семье испытуемых. Также исследуются типичные конфликты для пар четырёх типов: 1) у жены «Доминирующий» – женщина, и у мужа тоже; 2) у жены и у мужа «Доминирующий» – мужчина; 3) у жены «Доминирующий» – женщина, а у мужа – мужчина; 4) у жены «Доминирующий» – мужчина, а у мужа – женщина. Новизна заключается в выявлении факта, что ключевое влияние на формирование направленности личности оказывают два человека: «Доминирующий» – тот, кто властвовал в семье в период примерно до 14 лет, когда ребёнок еще не был способен оказывать сопротивление взрослым, и «Подчиненный» – тот из домашних, кто больше всех был предан «Доминирующему», восторгался им и призывал к подчинению других. Ребенок копирует черты «Доминирующего», которые позволяют тому управлять «Подчиненным», а критерием успешности этой тактики служит одобрение «Подчиненного». Если пол «Подчинённого» и пол ребёнка совпадают, это вызывает гендерную дисфорию и заниженную самооценку, особенно если положение «Подчинённого» в семейной иерархии незавидно. Человек склонен выбирать такую сферу самореализации и такого супруга, с помощью которых он сможет возвыситься над «Доминирующим».
Педагогика и просвещение, 2023-3
Сенницкая Е.В. - Как сравнить между собой разные педагогические системы с помощью объектно-иерархического метода структурирования и дозирования информации c. 74-82

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.20481

Аннотация: Предметом настоящего исследования являлись существующие педагогические системы с точки зрения объектно-иерархической структуры типичных для них учебных занятий, а именно следующие их параметры: 1) сколько ветвей иерархической схемы содержит урок; 2) сколько ступеней иерархии имеет каждая ветвь; 3) сколько объектов содержится на каждой ступени иерархии; 4) каким количеством известных объектов раскрывается суть каждого неизвестного объекта; 5) содержат ли нижние ступени иерархической схемы урока такие объекты, которые не раскрыты за счёт 3–5 известных; 6) на каких этапах занятия объекты представлены в статике, а на каких – в движении. Настоящая работа представляет собой теоретическое исследование, которое заключается в изучении возможности использования метода объектно-иерархического моделирования для более точного описания существующих систем обучения, что позволило бы внести в педагогику и психологию количественную определённость. Данный подход опирается на разработанный автором метод моделирования информационной структуры урока и изложенные им в предыдущих работах экспериментальные данные о влиянии структурирования и дозирования учебного материала на внимание и дисциплину учащихся, а также на их эмоциональное состояние. Сделан вывод, что некоторые системы обучения, получившие репутацию эффективных, согласуются с полученными данными (например, занятия по методам А.-Я. Коменского, С. Френе и В.Ф. Шаталова). Также делается вывод, что основной причиной отказа от широкого внедрения этих и некоторых других методов (например, «погружения» и программированного обучения) является количественная неопределённость педагогических рекомендаций, что, в свою очередь, можно исправить путём применения объектно-иерархического описания структуры занятия.
Genesis: исторические исследования, 2021-12
Сенницкая Е.В. - Социально-экономическая направленность христианства c. 28-132

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.12.34816

Аннотация: Предметом исследования является социально-экономический базис основных особенностей христианства: его прозелитарного характера, положения об отказе от насилия, постов, крещения, поддержки феодально-крепостнического строя, отрицательного отношения к кочевому скотоводческому укладу, системы монастырей, наличия в храмах погребений, а также особой культовой символики. Применяются следующие методы: 1) материально-культурный (сопоставление религиозных взглядов с уровнем развития техники в рассматриваемую эпоху); 2) геофизический (сопоставление религиозных взглядов, представленных в исторических источниках, с природными условиями, влияющими на хозяйственную деятельность и возникновение определённой идеологии); 3) системный (христианство рассматривается как элемент государственной политики, направленной на развитие безопасных торговых путей, беспрепятственных сбор налогов и контроль за населением); 4) лингвистический (анализ имен); 5) герменевтический (истолкование христианской символики в контексте хозяйственной деятельности людей в античности). Основным выводом проведённого исследования является то, что христианство изначально было направлено на решение государством следующих задач: 1) развития мореплавания и создания безопасной системы торговых путей (прежде всего морских); 2) снижения социальной напряжённости в прибрежных городах-крепостях за счёт принятия особого кодекса поведения и снижения численности городского населения путём введения системы монастырей; 3) создания системы путевых знаков и опорных пунктов для помощи мореходам в виде храмов и монастырей; 4) развития земледельческого уклада (в частности, за счёт постов) с целью обеспечения зерном прибрежных городов-крепостей и организации длительных морских и сухопутных экспедиций; 5) вытеснение караванных торговых путей морскими; 6) создание системы регистрации населения путём закрепления единственного имени, даваемого при крещении.
Психология и Психотехника, 2020-1
Сенницкая Е.В. - Особенности избирательности внимания при чтении текста (на примере криминалистической задачи) c. 10-42

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.1.27200

Аннотация: Объектом исследования является внимание, предметом - особенности избирательного внимания к тем или иным фактам, изложенным в криминалистической задаче. Гипотеза исследования: существует зависимость между вниманием к факту, выражающемся в количестве его интерпретаций в письменном решении задачи испытуемыми, с одной стороны, и количеством дочерних элементов, конкретизирующих отдельные его стороны, в тексте условия задачи. Иначе говоря, если представить текст в виде иерархической структуры, иллюстрирующей движение повествования от общего к частному, то оказывается, что факт, который не просто упомянут, а раскрыт с помощью каких-то подробностей, привлекает к себе внимание только за счёт количества конкретизирующих его дочерних элементов, независимо от самого содержания факта. Методы исследования: 1) теоретический анализ литературы о факторах, влияющих на избирательность внимания; 2) эксперимент - решение криминалистической задачи испытуемыми разного пола, возраста и образования; 3) метод анкетирования с вопросами открытого типа (испытуемые решали криминалистическую задачу путём составления текста в свободной форме). Методы количественной обработки данных: 1) корреляционный анализ с использованием критерия Спирмена; 2) однофакторный дисперсионный анализ; 3) описательная статистика (в процентах). Новизна исследования заключается в выявлении ранее не изучавшегося фактора, влияющего на "заметность" факта в тексте для читателя: его положение в иерархической системе фактов. Основной вывод заключается в том, что наибольшую роль в привлечении внимания к факту играет не общее количество дочерних элементов, а их число на ближайшем уровне иерархии.
Психолог, 2019-6
Сенницкая Е.В. - Суицид или инсценировка? Методика исследования интернет-активности предполагаемого суицидента c. 27-51

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.6.29445

Аннотация: Предметом настоящего исследования является активность предполагаемого суицидента в Интернете: его поисковые запросы и переходы по ссылкам. Целью работы являлось создание методики, позволяющей отличить интернет-активность истинного суицидента от действий человека, задумавшего демонстративный суицид, симуляцию заболевания или инсценировку нападения. В задачи входило исследование содержания запросов и ссылок, времени, в которое были совершены действия в Интернете, а также временных интервалов между ними, чтобы судить об эмоциональном состоянии пользователя в тот или иной период. В работе применялся праксиметрический метод (анализ продуктов деятельности) и его разновидности: контент-анализ и хронометраж. В отношении субъекта деятельности частично использовался биографический метод. Для исследования его эмоционального состояния в определённые периоды активности было применено графическое моделирование изменения скорости поисковых запросов или переходов по ссылкам и сопоставление данных изменений со смысловым содержанием читаемых пользователем материалов. Новизна исследования состоит также в разработке метода анализа интервалов времени между действиями пользователя для изучения его эмоционального состояния. Предлагаемый метод может использоваться как одно из средств выявления различий между истинным и демонстративным суицидом либо иными инсценировками. Данный метод может использоваться и в экспертизе авторства запросов, поскольку позволяет оценить, соответствует ли возрастание темпа запросов волнению, которое должно возникать в связи с характером этих запросов, или автор запросов делал их формально, что даёт основание заподозрить фальсификацию запросов предполагаемого суицидента другим лицом.
Психолог, 2018-3
Сенницкая Е.В. - Что такое внимание? c. 41-53

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.23373

Аннотация: Объектом исследования является внимание, основной задачей – объяснение факта, установленного в результате наблюдений за ходом занятий школьных и вузовских преподавателей, а также в результате естественного эксперимента, проведённого автором. Речь идёт о причинах того, почему максимальное внимание при минимальных волевых усилиях достигается в случае, когда каждый объект, нуждающийся в раскрытии, объясняется с помощью 3–5 объектов, известных читателю или слушателю, при условии, что в иерархической системе излагаемой информации они находятся на одном уровне. Иначе говоря, в настоящей работе предложено объяснение того, почему 3–5 взаимосвязанных объектов, фактов или примеров, иллюстрирующих некое понятие или правило, надёжно привлекают внимание читателя или слушателя, в то время как меньшее или большее их количество воспринимается соответственно как недостаточное или избыточное. Данная работа представляет собой теоретическое исследование, основанное на методологическом принципе единства сознания и деятельности. В ней производится анализ существующих определений внимания и их сопоставление с вышеприведёнными результатами, полученными экспериментально. Новизна исследования заключается в разработке определения внимания как понятия, связанного с количеством и иерархической структурой воспринимаемой информации. Также была выдвинута гипотеза о том, что связь объекта с 3–5 другими воспринимается как важная, привлекающая внимание, по причине того, что установки внимания обусловлены структурой тела человека и его деятельностью в процессе фило- и онтогенеза.
Психолог, 2016-5
Сенницкая Е.В. - Влияние количества и иерархической структуры воспринимаемой информации на эмоциональное состояние читателя и слушателя c. 34-39

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.5.20482

Аннотация: Объектом исследования является эмоциональное состояние читателя и слушателя при восприятии информации разного количества и иерархической структуры. Работа посвящена проблеме того, как зависит эмоциональное состояние от структурирования и дозирования информации. Основной задачей является выработка рекомендаций, как структурировать и дозировать словесную, математическую и двигательную информацию, чтобы избежать отрицательных эмоций, возникающих по причине её недостаточности или избыточности. Исследование развивает информационную теорию эмоций П.В. Симонова. Выводы могут быть использованы в педагогике, рекламе, политической и клинической психологии. Методами исследования являлись эмпирическое исследование в форме наблюдения за ходом занятий школьных и вузовских преподавателей, а также естественный эксперимент с учащимися 9–11 классов и студентами 1–2 курсов колледжа. Содержание занятий, проводимых автором или другим преподавателем, моделировалось в виде объектно-иерархической схемы. Далее путём наблюдения и беседы отмечалось изменение эмоционального состояния испытуемого. До настоящего времени эмоциональное состояние человека рассматривалось исследователями лишь в связи с содержанием воспринимаемой информации, в то время как в настоящей работе доказывается связь эмоционального состояния с самой структурой и количеством информации, независимо от её содержания. Выводы: 1) если неизвестный объект раскрывается менее чем 3 известными, испытуемые сообщают об ощущении тоски; 2) если неизвестный объект раскрывается за счёт более чем 5 известных объектов, представляющих собой линейную последовательность, испытуемые сообщают о раздражении, ощущении избыточности информации; 3) если неизвестный объект характеризуется 3–5 известными, испытуемые определяют своё состояние как бодрое, приподнятое, а информацию находят приятной для восприятия. Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в уточнении понятий «дефицит информации» и «информационные перегрузки».
Психолог, 2016-4
Сенницкая Е.В. - Управление вниманием аудитории с помощью объектно-иерархического метода моделирования и дозирования информации (на примере учебного занятия) c. 102-114

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19908

Аннотация: Объектом исследования является внимание школьников и студентов колледжа при восприятии информации разного количества и иерархической структуры. Работа посвящена проблеме, как зависит внимание слушателя от структурирования и дозирования информации. Основной задачей является выработка рекомендаций, как структурировать и дозировать словесную, математическую и двигательную информацию, чтобы избежать рассеивания внимания и нарушения дисциплины, возникающих по причине её недостаточности или избыточности. Ещё одна задача заключается в разработке несложного метода вычисления количества вербальной информации, который может послужить инструментом моделирования учебного занятия. Методами исследования являлись эмпирическое исследование в форме наблюдения за ходом занятий школьных и вузовских преподавателей, а также естественный эксперимент с учащимися 1, 3, 5, 6 классов и студентами 1–2 курсов колледжа. Содержание занятий, проводимых автором или другим преподавателем, моделировалось в виде объектно-иерархической схемы. Далее путём наблюдения и аудиозаписи отмечалось изменение внимания испытуемых. Результатом данного исследования стал вывод, что в случае, когда абстрактные объекты раскрываются за счёт менее чем 3 или более чем 5 предметных, у слушателей наблюдается рассеивание внимания и нарушение дисциплины. В случае, когда абстрактные объекты раскрываются за счёт 3–5 предметных, удаётся поддерживать дисциплину на всём протяжении урока при условии, что урок представляет собой иерархическую структуру из 4–5 ветвей с глубиной 3–5 ступеней иерархии. Выводы исследования могут быть использованы в педагогике, рекламе, политической и клинической психологии.
Психология и Психотехника, 2016-1
Сенницкая Е.В. - Вариант решения проблемы описания и измерения словесной информации

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.17193

Аннотация: Объектом исследования является возможность создания метода описания и измерения информации на естественном языке (в том числе с включением математических и иных формул), который позволил бы решить следующие актуальные задачи: 1) точно указать количество информации, имеющейся в речи или тексте; 2) сделать точными педагогические рекомендации, связанные с учётом сложности изучаемого материала; 3) обеспечить дозирование информации для максимально лёгкого восприятия; 4) исследовать особенности мышления людей, основываясь на информационном анализе их речи или текстов. Создание такого метода моделирования осуществлялось за счёт выделения определённой единицы информации и нахождения способа описания связей между отдельными единицами. В результате анализа работ предшественников был сделан вывод о том, что решение вопроса шло двумя путями: за счёт выработки единицы описания (преимущественно визуально представимого характера) и за счёт представления информации в виде иерархической структуры. Неудачи в решении проблемы были обусловлены тем, что эти подходы не были совмещены. Автором был разработан метод описания словесных массивов информации, названный объектно-иерархическим. Объектным он является потому, что единицей информации служит визуально представимый объект в грамматическом смысле, то есть предмет или явление, о котором можно спросить «что это?». Иерархическим же метод является по той причине, что единицы информации в связной речи или тексте взаимосвязаны и образуют иерархическую систему. В качестве единицы информации автор предлагает принять описываемую словами, математической или иной формулой визуально представимую картину, заключающую в себе: предмет в грамматическом смысле либо предмет и совершаемое им действие (т.е. явление) либо предмет, совершаемое им действие, и предмет, на который это действие направлено. Предлагаемый метод позволяет дозировать информацию и обеспечивать максимально лёгкое её восприятие. Также он является удобным инструментом для исследования особенностей мышления разных людей за счёт структурного анализа их речи или текстов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.