по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Надыршин Тимур Маратович
Исторический журнал: научные исследования, 2022-4
Надыршин Т.М. - Умар ибн аль-Хаттаб в культурной памяти мусульман России на примере Республики Башкортостан c. 85-102

DOI:
10.7256/2454-0609.2022.4.38512

Аннотация: Для мусульман ранняя история ислама является важной частью религиозного метанарратива. Особое место в этой истории занимает жизнь и правление Умара ибн-аль Хаттаб, который в суннитской историографии почитается как второй праведный халиф. В статье проводится анализ места Умара ибн аль-Хаттаба в коллективной памяти мусульман России. Работа основана на анализе таких источников как русскоязычная богословская литература, телесериал «Умар ибн-аль Хаттаб» 2012 г. выпуска, упоминания в русскоязычных СМИ, статистика поисковых запросов в интернете на основе инструмента Google Trends, а также результаты опроса мусульман Башкортостана, посвященного культурной памяти. Статья основана на герменевтическом методе, количественном анализе, анкетировании верующих. Для ислама биографии сподвижников – это важная часть агиографии. Биографии сподвижников безгрешны, действия обоснованы, мусульмане первых веков предстают идеальным обществом. Результаты демонстрируют, что Умар ибн-аль Хаттаб является наиболее вызывающим интерес «местом памяти» для верующих среди сподвижников Пророка Мухаммеда. Фигура и нарративы о правлении Умара – пространство для самоидентификации верующих мусульман для всего мира и России в частности, а его образ – это основа для инструментализации в общественной жизни мусульманского сообщества. В особенности это касается таких аспектов как власть, закон и отношения с другими конфессиями.
Современное образование, 2022-1
Надыршин Т.М. - Траектории общего образования в мусульманских семьях Республики Башкортостан c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.1.37201

Аннотация: Для религиозных сообществ значимым является проблема сохранения и передачи своей культуры. Мусульмане тоже не являются исключением. Учебный путь детей, рожденных в мусульманских семьях в условиях поликультурного социума, может как совпадать, так и отличаться от пути их сверстников. В этой статье будет рассмотрено, какие существуют траектории общего образования в мусульманском сообществе г.Уфы. Перед работой стоит анализ следующих форм образования: общее образование, в которых дети верующих пребывают в государственной школе, наряду с остальными учащимися; семейное образование с получением знаний на дому и семейное образование с получением знаний в частной школе. В первом случае ограничивающим для верующих являются такие факторы как отсутствие халяльного питания и сложность манифестации идентичности через одежду. Во втором случае верующие лишены первых двух проблем, но существует проблема отсутствия коллектива, в котором бы происходила социализация ребенка. В третьем случае, сдерживающим фактором являются финансовые возможности верующих. Между тем в мусульманской переводовой общественности города ведутся обсуждения о создании образовательных проектов, которые бы закрывали потребности верующих родителей и были способны к производству и воспроизводству мусульманской элиты, так как государственная система образования пока не способна решать эти проблемы.
Genesis: исторические исследования, 2021-12
Надыршин Т.М. - Школа в советских этнографических исследованиях с 1937 по 1953 гг. по материалам журнала «Советская этнография» c. 157-170

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.12.36785

Аннотация: На сегодняшний день исследования школы в советской этнографии остаются белым пятном в антропологии образования. Однако несмотря на отсутствие упомянутой субдисциплины, можно отметить наличие интереса советских этнографов к перестройке в области образования. В данной статье методом контент-анализа журнала «Советская этнография» исследовано место общего образования на карте этнографической науки эпохи тоталитаризма (1937-1953 гг.) Данный этап характеризуется одним из наиболее серьезных вмешательств в науку, что хорошо наблюдается на материале статей журналов гуманитарного профиля. Посредством метода выделены общие смысловые структуры – шаблоны, общие повторяющиеся утверждения, которые характерны для большого количества статей. Эти утверждения направлены на фиксацию следующих выводов: критику дореволюционной системы образования, обозначение недопустимости места религии в системе образования, обличение проблем в системе образования зарубежных капиталистических стран. Вместе с этим стояла задача обозначить успехи советского образования: ликвидация безграмотности, рост числа школ, обучающихся, учителей, роль школы в культурном развитии народов Советского Союза. Несмотря на идеологические ограничения, многие этнографы выявляли отдельные проблемы и обозначали свои рекомендации для системы образования в стране. Эти уникальные наблюдения являются вкладом советской этнографической науки в культурное прочтение школы.
Социодинамика, 2021-3
Надыршин Т.М. - Траектории дополнительного образования детей в мусульманских семьях Республики Башкортостан c. 56-63

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.3.35154

Аннотация: Предметом исследования являются траектории дополнительного образования в мусульманских семьях Республики Башкортостан. Внутри образовательных траекторий различных этноконфессиональных групп есть свои акценты, а также определенные «слепые» зоны, обусловленные религиозным мировоззрением, этнической спецификой и другими социокультурными факторами. Мусульманское сообщество Республики Башкортостан также озабочено проблемой передачи культуры следующему поколению. Траектории дополнительного образования детей верующих выражены рядом вполне различимых паттернов, которые отличаются от учебного пути их сверстников. Для решения исследовательской задачи представлены акценты в воспитательно-образовательных задачах в мусульманских семьях, определен круг чтения педагогической литературы родителей-мусульман. В статье выделены основные формы дополнительного образования детей в мусульманских семьях и место религиозного образования в этой системе. В статье впервые исследован уровень участия детей верующих в формах дополнительного образования. В статье представлены результаты соцоиологического опроса. Как показывают результаты опроса, приоритетными для родителей-мусульман становятся физическое и интеллектуальное развитие детей. Между тем отдельные направления дополнительного образования отходят на второй план, как например эстетическое развитие. Кроме всего прочего, экономических возможностей мусульманских семей не всегда достаточно для обеспечения детей желаемым количеством занятий.
Исторический журнал: научные исследования, 2017-6
Надыршин Т.М. - Актуальность поля образования для этнографии, этнологии и антропологии c. 72-78

DOI:
10.7256/2454-0609.2017.6.24796

Аннотация: Целью теоретической статьи является актуализация поля образования для предметной области специальности "Этнография, этнология и антропология." Содержанием специальности «Этнография, этнология и антропология» является изучение истории и современного состояния человечества в форме его специфических групп – этносов. Направления, указанные в паспорте специальности не могут быть ограничены лишь изучением этноса. Область применения этнографии и этнографического метода может быть связана и с изучением такой сферы культуры как образование. Выводы исследования основаны на анализе отечественной и зарубежной научной антропологической теоретической литературы по вопросам образования. Изучение области образования для специальности "Этнография, этнология и антропология" связаны со следующими причинами: образования является частью культуры; образование - важный элемент повседневной жизни; образование как государственный институт может влиять и нивелировать отдельные элементы этнической культуры; взаимодействие разных этнических групп со сферой образования отлично друг от друга; образование является калькой с этнических процессов в обществе; государство предоставляет вариативность форм отдельных элементов внутри содержания образования ввиду этнического фактора; образование - важная часть изучения внутри прикладной этнологии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.