по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Королевская Наталья Владимировна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-5
Королевская Н.В. - Геометрия смысла c. 31-42

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.5.40313

Аннотация: Смысловое содержание музыки — предмет настоящего исследования, представленный в диалоге с методом имманентного анализа музыкального текста Л. О. Акопяна. Цель работы — показать, что система парадигматико-синтагматических отношений Ф. де Соссюра как основа «чистого» структурного анализа музыкально-художественного текста может быть результативно применена к процессам музыкального смыслообразования в качестве действенного инструмента анализа. Последовательное сравнение двух методов на материале Ноктюрна H-dur ор. 32 Ф. Шопена позволяет увидеть ограничительный характер «чистого» структурного подхода к музыкальному тексту, не только оставляющего за скобками семантический слой произведения, но отрицающего его наличие, рассматривающего замысел художника как обезличенную структуру. Напротив, смыслообразовательный дискурс, в рамках которого абстрактная соссюровская модель обретает значение хронотопа как внутренней формы смысла, может быть осуществима только в единстве содержания и формы. В сопряжении с методологией смыслового взрыва Ю. М. Лотмана анализ смыслообразования вкладывает в руки музыковедов и исполнителей инструмент, обеспечивающий проникновение в глубинные смысловые пласты произведений, соотносимые с «текстами сознания», способствуя открытию индивидуального своеобразия музыкально-художественного текста как сокровенного высказывания, предопределяющего эксклюзивный облик его смысловой структуры. Репрезентируемый метод может быть эффективно использован как инструмент целостного анализа произведений ХХ и ХХI века, продолжающих традиции классико-романтической музыки в условиях доминирующего типа индивидуально-творческого сознания.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.