по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Алиев Растям Туктарович
Философия и культура, 2024-3
Алиев Р.Т. - Интерфейс как зеркало: рефлексия индивидуального и коллективного c. 82-97

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.3.70212

Аннотация: В эпоху глобальной цифровизации, интерфейсы стали неотъемлемой частью социальной и культурной жизни, определяя взаимодействие между индивидуумом и коллективом. Предмет исследования данной статьи заключается в анализе взаимосвязи между дизайном интерфейса и социально-этическими аспектами общества. Исследование фокусируется на том, как интерфейсы отражают и формируют социальные нормы и этические ценности, влияя на процессы самоидентификации и социальной интеграции в условиях глобальной цифровизации. Особое внимание уделяется механизмам, через которые интерфейсы способствуют формированию личной и коллективной идентичности, а также тому, как они участвуют в культивировании культурных идентичностей и обеспечении доступности и инклюзивности в цифровом пространстве. Основная цель исследования заключается в анализе роли интерфейсов в процессе формирования личной и коллективной идентичности, а также в их влиянии на социально-этические аспекты общественной жизни.  Методология исследования базируется на междисциплинарном подходе, сочетая элементы социальной философии, культурологии и дизайн-анализа. Используются качественные методы, включая теоретический анализ литературы и кейс-стади, для исследования влияния интерфейсов на социальные процессы. Исследование показывает, что интерфейсы служат медиаторами в культивировании социокультурных идентичностей и норм, обеспечивая платформу для социальной интеграции и культурного обмена. Дизайн интерфейса, включая его доступность и инклюзивность, играет центральную роль в конституировании социальной справедливости и этических стандартов в цифровом обществе. Выводы подчеркивают необходимость этичного подхода в разработке интерфейсов, где учитываются социокультурные аспекты и права индивидуумов. Развитие интерфейсов представляет собой ключевой элемент в определении будущего взаимодействия между технологией и обществом, подчеркивая их влияние на социальные структуры и культурные практики. Технологические инновации, воплощенные в дизайне интерфейса, открывают новые перспективы для исследования взаимосвязи между человеком и машиной, а также их роль в социальной адаптации и культурной трансформации. Статья призвана способствовать дальнейшему развитию дискуссии о социальной и этической роли интерфейсов в современной цифровой эпохе, предлагая новые направления для академического и практического изучения.
Философия и культура, 2018-6
Алиев Р.Т., Авторханова Д.М. - Эволюция подходов к проблеме Другого/Чужого: от философского осмысления к феномену Другого/Чужого как объекту историко-культурологического дискурса. Часть 2 c. 48-57

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.6.26571

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию эволюции теоретико-методологических подходов к осмыслению феномена Другого/Чужого как объекта историко-культурологического дискурса. Авторы стоят на позиции, что изначально феномен инаковости был предметом философского осмысления, но с развитием научной мысли, технологий и медиатизацией современного общества, проблема Другого/Чужого приобретает качественно новую характеристику. Интерес к феномену Другого/Чужого сегодня не случаен, и определяется он, прежде всего, повышенным вниманием к последнему со стороны СМИ, публицистики, литературы, политики и других сфер жизни общества. И всё же на данном уровне основной проблемой является способ маркирования Другого/Чужого. Данная статья является продолжением исследования по эволюции теоретико-методологических подходов к проблеме Другого/Чужого. В предыдущей работе авторы уже коснулись интереса к проблеме Другого/Чужого со стороны античных авторов, средневековых богословов, мыслителей эпохи Просвещения Нового времени, а так же философов таких направлений, как феноменология (Э. Гуссерль), этическая философия (Э. Левинас), экзистенциализм (Ж.-П. Сартр). В этой же статье авторы раскрывают подходы к проблеме Другого/Чужого в творчестве М.М. Бахтина, Б. Вальденфельса, П. Рикёра, постмодернистов Ж. Дерриды, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, структурного психоаналитика Ж. Лакана, теоретика ориентализма Э. Саида и других постколониалистов, сторонников теории малых групп (SubAltern Studies) и российских культурологов и историков.
Культура и искусство, 2017-11
Алиев Р.Т., Демина А.В. - Татары на чужбине: опыт межкультурной коммуникации в условиях дальневосточного фронтира c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.11.24642

Аннотация: Статья посвящена анализу опыта межкультурной коммуникации в контексте дальневосточного фронтира, в котором, по мнению авторов, законы функционирования культуры происходят по совершенно иным векторам своего развития. В рамках данной проблемы объектом исследования выступила татарская эмигрантская община Северо-Востока Азии, а предметом — межкультурная коммуникация в контексте анализа жизни татарской общины в условиях фронтира. Исходя из предмета своего исследования, авторы поставили перед собой следующую цель — выявление и анализ культурных паттернов, характерных для процесса адаптации и интеграции татарской общины в социокультурное пространство Китая и Японии. Учитывая тот факт, что поставленная цель сформулирована на стыке нескольких научных проблем, авторы предприняли попытку соответствующим образом проанализировать объект своего исследования, используя в качестве методологических инструментов фронтирную теорию, которая позволила перенести методологический инструментарий из исторической области в культурологическую, и теорию межкультурной коммуникации, раскрывшую динамику трансформации культурных паттернов в контексте проблемы «встречи с Другим/Чужим». Новизна исследования заключается в том, что выявленный опыт межкультурной коммуникации в условиях дальневосточного фронтира, позволяет раскрыть важные законы функционирования культуры в подобных гетеротопных пространствах. Ретроспективный анализ адаптации и интеграции татарских общин в новое социокультурное пространство позволил сделать вывод, что решающую роль в данном процессе сыграли несколько факторов: политический, религиозный, национальный и внешний. Анализ трансформации культурных паттернов в новых для татарских мигрантов условиях выявил изменения лингвистических, вестиментарных и алиментарных культурных характеристик через сохранение старых элементов и заимствование у соседних культур новых.
Культура и искусство, 2017-10
Алиев Р.Т. - Культурообразующая роль американского комиксного супергероя как образа Другого/Чужого c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.10.24508

Аннотация: Статья посвящена такому явлению современной массовой культуры как супергероический комикс. А учитывая тот факт, что американский комикс давно вышел за границы только американской культуры, а индустрия комиксов заняла важное место в культурных и экономических кластерах большинства современных стран, то тема статьи является актуальной на сегодняшний день. Автор подробно рассматривает вопрос о культурообразующей роли супергероя американских комиксов через призму культурологической проблемы Другого/Чужого. В частности, статья анализирует такие явления современной массовой культуры как косплей, фан-сообщества, фан-фестивали и феномен костюмированного героизма. В основу данного исследования положены теоретико-методологические подходы, содержащиеся в концепциях философа Ж. Лакана и политолога С. Жижека, позволяющие рассматривать проблему героического в исторической ретроспективе через призму психоаналитической методологии. Большую роль в ходе исследования сыграли труды Ж. Дерриды, который использовал метод «деконструкции», нашедший отражение в анализе конструирования образа Героя, несущего в себе базисные характеристики Другого/Чужого, постмодернистов Ж. Делёза и Ф. Гваттари, разрабатывавших концепцию «тела без органов» в русле шизоаналитического подхода, антропологов А. ван Геннепом и В. Тёрнера, разработавших концепцию «лиминальности». В ходе исследования автор пришёл к выводу, что влияние американского комиксного супергероя на современный культурный ландшафт огромно и может проявляться в воздействии на различные виды и жанры искусства, в создании субкультуры поклонников комиксов, в широко распространённом на сегодняшний день феномене косплея и в выстраивании особых поведенческих паттернов, направленных на подражание супергерою.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.