по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Сысоева Ольга Алексеевна
Филология: научные исследования, 2019-3
Сысоева О.А. - Пародийная функция жанровых вставок в романе Саши Соколова «Школа для дураков» c. 18-29

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.3.30178

Аннотация: Предметом исследования в статье является изучение пародийной функции использования жанровых вставок в художественном тексте. Объектом изучения становится роман Саши Соколова «Школа для дураков» (1975). В ходе работы были сопоставлены жанровые вставки, встречающиеся в романе (деловое письмо, петиция, объяснительная записка, лекция, сочинение и клятва), с «первичными» речевыми жанрами и выявлены черты сходства и различия. Показано, как Саша Соколов ярко и образно обыгрывает стилистические клише данных жанров. В данной работе автор использует системно-типологический, историко-литературный методы, а также методику интертекстуального анализа. Методологическую базу исследования составили труды М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, В. Я. Проппа, В. И. Новикова, Л. Г. Кихней, Б. П. Иванюка, И.В. Силантьева, М. Липовецкого, С. Ю. Федюрко. Основными выводами статьи являются следующие заключения. Саша Соколов в романе «Школа для дураков» использует разнообразные композиционные вставки: жанры официально–делового стиля — деловое письмо, объяснительная записка и петиция, жанр учебного и учебно-научного стиля — сочинение и лекция. Кроме этого, можно выделить жанровую модификацию, соотносящуюся с обрядовой формой клятвы. Пародийный эффект возникает в результате «обнажения» условности художественных приемов, стереотипности персонажей, сиюжетныхситуаций. При этом «штампы» «речевых» и литературных жанров как бы «принимаются в игру», не только наполняют добавочными смыслами текст романа, но и обретают их сами. Литературное пародирование в романах Саши Соколова выступает не просто как преодоление традиций, канонов, средство «демифологизации», а как условие создания игровой диалогической ситуации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.