ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Скосырева Александра Владимировна
Культура и искусство, 2020-8
|
Скосырева А.В. - Альбан Берг: от композитора-любителя к автору Altenberglieder |
|
c. 87-102
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2020.8.33532
Аннотация: Объектом исследования данной статьи стали ученические фортепианные произведения Берга, Струнный квартет op. 3 и вокальный цикл Altenberglieder op. 4. Предметом исследования является творческая трансформация Берга от композитора-любителя, писавшего романтическую музыку, до автора сложноорганизованного атонального произведения. В статье рассмотрены наиболее важные аспекты ученичества Берга, повлиявшие на его творческое становление. Освещены особенности педагогического метода Шёнберга, наставника и друга композитора. Систематизированы музыкальные впечатления Берга, полученные им в годы обучения и открывшие ему мир "новых звучаний". Большое внимание уделено личностным качествам Берга, его стремлению к познанию нового музыкального мира. Проведен анализ некоторых фортепианных пьес, относящихся к периоду обучения у Шёнберга. Рассмотрены opp. 3 и 4 на предмет схожих авторских приемов и их постепенного усложнения. Основным выводом статьи является понимание того, что феномен стремительных перемен в творчестве композитора кроется в комплексном взаимодействии факторов. Бергу удалось преодолеть изначально песенную романтическую природу своего композиторского мышления не только благодаря педагогическому гению Шенберга и возможности быть в Вене, центре музыкальной жизни того времени. Ключевые особенности характера композитора - преданность делу и своим идеям, работоспособность и стремление к творческой правде. Его природная пылкость и впечатлительность уравновешивались математической скрупулезностью, тягой к систематизации. Это послужило основой для удивительных изменений, которые произошли от ученических набросков до первого самостоятельного произведения – вокального цикла Altenberglieder op. 4. Научная новизна статьи заключается в постановке вопроса о том, как Берг в течение краткого периода выработал такой сложный современный язык, который вывел его на первые позиции в мире композиторов.
Культура и искусство, 2018-8
|
Скосырева А.В. - Организующая роль семантических и звуковысотных рядов в «Altenberg Lieder» А. Берга |
|
c. 54-74
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2018.8.27058
Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются "Пять песен на тексты к видовым открыткам П. Альтенберга". Написанные в технике свободной гемитоники (с использованием 12-тонового ряда), «Песни» потребовали от автора нахождения новых способов гармонической централизации. Объектом исследования являются звуковысотные ряды и мотивы-цитаты, играющие роль "центральных элементов", составляющих основу музыкального языка. В статье также прослежена преемственность произведения Берга в отношении малеровских размышлений об отношении художника-творца с окружающим его миром. Уделено внимание некоторым исполнительским трудностям. В статье приводится подробный анализ звуковысотных рядов, использованных в цикле, а также мотивов-цитат, наполняющих смысловую ткань песен. Последовательность значимых мотивов отражена в особых «семантических рядах». Новизна исследования заключается в подробном рассмотрении техники центра (центрального элемента), которую использовал А. Берг при написании A. Altenberg Lieder. В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что четвёртый опус Берга наполнен многомерными смыслами, отсылками и аллюзиями. Знание этих смыслов, ощущение их присутствия важно для исполнителя. Это дает возможность более глубокого понимания произведения. Квартовые и терцовые мотивы, малосекундовые интонации и аллюзии на музыку Баха, Дебюсси и Малера складываются в единое музыкально-смысловое полотно.
|