по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Божок Николай Сергеевич
Genesis: исторические исследования, 2021-10
Божок Н.С. - Коммеморации культурно-исторической реконструкции в контексте сетевого социума c. 100-117

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.36390

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена необходимостью научного осмысления многогранного опыта коммеморативной деятельности сообществ, объединенных в рамках Общероссийского общественного движения «Клубы исторической реконструкции России». В объект интереса автора статьи включены коммеморации коллективного формата, аккумулирующие различные формы культуротворческих мемориальных инициатив изучаемого движения. Предметом исследования являются процессы трансформации коммеморативных практик реконструкторского движения в условиях сетевых отношений. Цель исследования – выявить ключевые векторы трансформации коммемораций культурно-исторической реконструкции, отражающей качественные изменения современного мемориального пространства в контексте сетевого социума. Выдвигается и обосновывается авторская точка зрения, что наиболее существенные изменения в коммеморативных практиках реконструкторов обусловлены переходом к проектно-сетевой форме взаимодействия с широким кругом социальных акторов, сотрудничество с которыми основываются на взаимовыгодном обмене дефицитными ресурсами. Новизной исследования является экспликация и эмпирическое тестирование понятия «мемориальный менеджмент» (терминология А. Ассман), для артикуляции специфики современного этапа трансформации коммемораций культурно-исторической реконструкции в условиях проектно-сетевого социума. Вводится в научный оборот новый материал об общественных мемориальных инициативах и сетевых проектах реконструкторов, позволяющий сделать обобщения и выводы о том что, трансформация коммемораций культурно-исторической реконструкции – это сложный многовекторный процесс, демонстрирующий ряд разнонаправленных тенденций, присущих российскому мемориальному пространству. Позитивные качественные изменения в коммеморативных практиках реконструкции выражаются в расширении их научно-просветительской и инклюзивной составляющих.
Genesis: исторические исследования, 2020-12
Божок Н.С. - Образы прошлого в фестивалях культурно-исторической реконструкции c. 44-61

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.12.34421

Аннотация: Объектом рассмотрения и анализа в данной статье являются образы прошлого, актуализированные в фестивальных практиках культурно-исторической реконструкции. Предмет исследования составляют механизмы формирования и стратегии репрезентации образов прошлого в фестивалях культурно-исторической реконструкции. Уточняется, что фестиваль рассматривается автором публикации в качестве репрезентанта более общего феномена – культурно-исторической реконструкции, интегральное понимание которой позволяет охватить многообразие неакадемических практик, направленных на изучение и максимально достоверное воссоздание материальной и духовной культуры прошлого, сохранение, актуализацию, репрезентацию и трансляцию культурно-исторических ценностей. В контексте коммеморативных практик реконструкции конструирование и репрезентация образов прошлого осуществляется «целенаправленно, коллективно и театрализовано». Актуальность исследования данной проблематики определяется тем, что реконструкторское движение становится все более значимым актором мемориального пространства современной России, оказывающим существенное влияние на формирование консенсусных образов прошлого. В теоретико-методологическом ракурсе проведенный анализ основывается на концептуальных подходах, представленных в российских историко-культурологических исследованиях образности. Эмпирической базой для анализа являлись интернет-ресурсы: сайты и форумы сообществ реконструкторов, социальные сети, электронные СМИ. Использовались количественные и качественные методы исследования, в том числе метод глубокого включенного наблюдения, осуществлённого автором в период подготовки и проведения культурно-исторических реконструкций. Комплексное использование указанных методов обеспечило системное рассмотрение предмета исследования. В результате проведенного анализа выявлена специфика механизмов формирования аутентичных образов прошлого и стратегий репрезентации коллективных представлений о прошлом в фестивалях культурно-исторической реконструкции, оказывающих позитивное воздействие на обыденное сознание.
Человек и культура, 2020-5
Ярская-Смирнова В.Н., Божок Н.С., Зайцев Д.В. - Инверсия темпоральности в коммеморации культурно-исторической реконструкции c. 11-24

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.33747

Аннотация: В представленной статье объектом исследования являются коммеморативные практики культурно-исторической реконструкции. Предметом исследования выступает инверсия темпоральности в фестивальных практиках культурно-исторической реконструкции. Цель статьи – сквозь призму концепта инверсии социального времени выявить специфику темпоральных представлений исторических реконструкторов. Для её достижения проведен вторичный анализ данных интервью организаторов и участников фестиваля исторической реконструкции «Времена и эпохи». Эмпирическую базу исследования составили материалы российских медиа. Наиболее информативным явился контент портала «The City», разместившего интервью с участниками движения исторической реконструкции, представляющими различные российские города, социально-демографические и профессиональные группы населения. Новизной исследования является введение в научный оборот нового теоретического и эмпирического материала. Впервые в контексте темпорального подхода мемориальная культура и культурно-историческая реконструкция рассматриваются в качестве значимых и эффективных факторов коммеморации коллективного формата. Проведённый анализ позволил авторам статьи определить многовариативность мотиваций и интенций, составляющих основу коммеморативных практик культурно-исторической реконструкции. Фестиваль «Времена и эпохи» рассматривается авторами статьи в качестве примера неповседневных коммеморативных практик, где предметом коммеморативной деятельности является коллективное прошлое, актуализированное в социокультурном пространстве мегаполиса в рамках проектно-сетевого подхода. Раскрываются проблемы развития фестиваля как мемориального проекта, перспективы его интеграции в городскую среду.
Урбанистика, 2020-3
Божок Н.С. - Инклюзивная культура городских сообществ: на примере исторических реконструкторов c. 61-74

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.3.33758

Аннотация: Актуальность исследования определяется необходимостью изучения и обобщения позитивного опыта реализации инклюзивных практик, инициированных негосударственными субъектами – формальными и нефор-мальными объединениями реконструкторов. Предметом исследования в данной статье является инклюзивная культура городских сообществ исторических реконструкторов, а основной целью – выявление специфики инклюзивной культуры на основе анализа нормативно-ценностной системы реконструкторского движения и актуальных социокультурных практик, реализуемых в публичном пространстве российского города. Теоретико-методологические основы анализа составляют концептуальные положения модели инклюзивной культуры города, разработанной участниками междисциплинарного проекта РФФИ «Инклюзивная культура социального времени: современный урбанистический контекст (регион Нижнего Поволжья)». Используются эмпирические методы исследования – включенное наблюдение, вторичный анализ интервью. Новизна представленного исследования определяется введением в научный оборот нового эмпирического материала, анализ которого позволяет раскрыть инклюзивную готовность и специфику инклюзивной культуры реконструкторов, входящих в состав Общероссийского общественного движения «Клубы исторической реконструкции». Автор приходит к выводу о принадлежности объединений реконструкторов к включающему сообществу, разделяющему ключевые инклюзивные ценности – принятие и поддерку разнообразия и участия. Важным аспектом инклюзивной культуры реконструкторов является участие в практической деятельности, направленной на создание безбарьерной городской среды, интерактивного коммуникативного пространства с целью репрезентации мирового и отечественного культурно-исторического опыта.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.