по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Киричков Игорь Владимирович
Архитектура и дизайн, 2019-2
Киричков И.В. - Тенденции развития складчатого формообразования в современной архитектуре c. 7-16

DOI:
10.7256/2585-7789.2019.2.30833

Аннотация: Складчатое формообразование, получившее мощнейший импульс к развитию в начале ХХ века с появлением железобетонных конструкций, в настоящее время активно используется в архитектуре. Объект данного исследования содержит в себе три типа зданий: первый – имеющие в качестве основного композиционного элемента форму складки; второй – концепция которых основана на теории складки Жиля Делеза; третий – использующие тонкостенные складчатые железобетонные конструкции. Цель исследования – определить тренд развития складчатого формообразования в современной архитектуре, дать прогноз развития складчатого формообразования в будущем. Метод исследования – статистический анализ, основанный на выборке из пятидесяти объектов современной складчатой мировой архитектуры. Вычисления производились с использованием аналитической платформы Deductor. Критериями анализа стали, как количественные, так и качественные показатели: длительность строительства, длительность эксплуатации, стоимость строительства, вместимость, общая площадь, высота, конструкционный материал, место строительства (части света), место в структуре города, эстетическая выразительность, выполняемая функция, количество этажей, утилитарность, частный капитал или государственный, наличие автором проекта притцкеровской премии. Результат исследования показал, что тенденции развития складчатого формообразования в современной мировой архитектуре направлены от утилитарности к эффектности, чрезмерному увлечению архитекторами эстетикой складчатых форм.
Архитектура и дизайн, 2018-3
Киричков И.В. - Преломление категории складки сквозь призму архитектуры c. 1-11

DOI:
10.7256/2585-7789.2018.3.29422

Аннотация: Пожалуй, ни одна из категорий архитектуры за последние несколько десятилетий не вызывала столь много противоречивых оценок, как категория складки. К концу ХХ века, стремительно и весьма уверенно перешагнув из плоскости философии в плоскость архитектуры, ее смысл, как тогда, так и сейчас, остается лишенным какой-либо конкретики. С точки зрения философов постмодернистов, складками пронизано буквально все области пространства, включая, как материальные объекты, так и весьма абстрактные, к которым вполне можно отнести психологию людей. Но при всем стремлении к универсальности, всеобщности употребления этой категории, все же, приходится накладывать на нее некоторые ограничения. Методом данного исследования является сравнительный анализ интерпретаций категории складки, включающий в себя выделение, систематизацию наиболее характерных для нее черт. Конкретизация категории складки позволит создать смысловое единство, сделать теорию обозримой, выразить ее конечным числом аксиом. Автором данной статьи предлагается разграничение категории складки на широкое, предназначенное, в первую очередь, для теоретических исследований, и узкое понимание, предназначенное для реализации формы складки в практической деятельности.
Архитектура и дизайн, 2018-2
Киричков И.В. - Систематизация методов исследования складчатого формообразования c. 7-15

DOI:
10.7256/2585-7789.2018.2.27890

Аннотация: Несмотря на стремительное развитие исследований складчатого формообразования за последние несколько десятилетий в мире, систематизация методов исследований представляет на сегодняшний день большой интерес. Выбор метода исследования напрямую зависит от поставленной цели; при этом неправильно выбранный метод ведет к отсутствию необходимых результатов. Исследование складчатого формообразования, как и любого другого, имеет ряд специфических черт, а именно: невозможность использования классических принципов, особенность зрительного восприятия, незавершенность процесса развития и т. д. В данной статье проводится анализ метода концептуальных построений, натурного обследования, сравнительного анализа, социологического опроса, исторического анализа, экономического анализа, проектно-исследовательского моделирования. Цель исследования заключается в выявлении достоинств и недостатков выбранных методов, их систематизация и оценка применения в дальнейшей исследовательской деятельности. Предполагается, что данная работа позволит более корректно выбрать один из методов или же их сочетание. Результат исследования показал, что большинство современных исследователей ограничивается лишь методом концептуальных построений, которого для полноценной имплементации формы складки в архитектуру явно недостаточно. В статье выявлены возможные сочетания методов, среди них: метод концептуальных построений и натурных обследований, метод сравнительного анализа и социологического опроса, метод натурного обследования и сравнительного анализа.
Архитектура и дизайн, 2018-1
Киричков И.В. - Предпосылки возникновения складчатого формообразования в архитектуре c. 7-18

DOI:
10.7256/2585-7789.2018.1.27463

Аннотация: Предпосылки возникновения складчатого формообразования – один из наиболее сложных и наименее изученных вопросов теории и истории архитектуры. Форма складки то спонтанно появлялась, заполняя собой чуть ли не все архитектурное пространство – готика, барокко, модерн, модернизм, то практически бесследно исчезала – архитектура классицизма, функционализма 20-30-х гг. ХХ века. Вряд ли столь кардинальные изменения можно объяснить исключительно подверженностью архитектуры различным тенденциям, трендам, наиболее вероятно, за складчатым формообразованием стояло стремление архитекторов выйти за рамки предметного мира, наполнить язык архитектуры новыми формами. Целью исследования является определение предпосылок возникновения складчатого формообразования, что позволит более полно понять механизм его развития. Метод исследования – исторический анализ развития складчатого формообразования, охватывающий период с древнейших времен до наших дней. Каждый раздел статьи содержит в себе краткое описание эпохи, обзор архитектурных элементов складчатой формы, строительные материалы, цветовое решение складок, перечень наиболее заметных архитекторов, использующих в своих работах складчатое формообразование, а также причины возникновения складчатых форм. Результат исследования показал, что появлению складок в архитектуре, в первую очередь, способствовали идеалы, воззрения людей каждой из эпох.
Архитектура и дизайн, 2017-4
Киричков И.В. - Критический обзор исследований на тему складчатого формообразования c. 1-12

DOI:
10.7256/2585-7789.2017.4.26959

Аннотация: Научный интерес к складчатому формообразованию за последние несколько десятилетий значительно возрос, как среди архитекторов, так и инженеров. Ставший в большей мере философским вопрос взаимодействия формы и содержания по-прежнему остается не решенным. Статья рассматривает как отечественный, так и зарубежный опыт исследования складчатого формообразования, охватывающий порядка двадцати пяти лет с момента внедрения теории складки в архитектуру. Целью исследования является определение наименее изученных областей теории архитектуры относительно складчатого формообразования. Методом данного исследования является поэтапное рассмотрение феномена складчатого формообразования в архитектуре, как отечественными, так и зарубежными исследователями. Границы исследования – конец ХХ – ХХI век. Актуальность исследования обусловлена недостаточным пониманием архитекторов эстетической, художественной, конструктивной ценности складчатой формы. Результат исследования показал, что большинство исследователей ограничиваются лишь концептуальными разработками складчатого формообразования. Если незначительная часть концепций и доходит до реализации, то конструктивные решения, использующие форму складки в качестве основы художественного образа, за редким исключением работают крайне неэффективно.
Архитектура и дизайн, 2017-3
Киричков И.В. - Наследие деконструктивизма c. 20-30

DOI:
10.7256/2585-7789.2017.3.26080

Аннотация: Процесс архитектурного формообразования по-прежнему весьма далек от завершения. Данная статья рассматривает феномен деконструктивизма, его развитие в России и в мире, современное состояние объектов деконструктивизма, особенности их охраны, восприятие людьми. Предполагается, что данная статья позволит более точно определить роль и значение объектов деконструктивизма с точки зрения развития мировой культуры, сформировать более четкую позицию относительно их охраны. Актуальность темы исследования в первую очередь обусловлена отсутствием четких подходов к решению проблем, связанных с сохранением архитектурной среды. Методом данного исследования стал анализ деконструктивистских объектов с точки зрения придания им статуса культурного наследия, а также анализ мнений специалистов в области архитектуры. Подавляющее большинство зданий, спроектированных согласно концепциям деконструктивизма, являются уникальными и единственными в своем роде, содержат в себе особые объемно-планировочные, конструктивные, градостроительные решения. Приходится констатировать, что состояние некоторых деконструктивистских объектов вызывает на сегодняшний день серьезную озабоченность. Истории мировой архитектуры известно немало примеров утраты объектов культуры, которые по различным причинам не были в свое время отнесены к перечню объектов культурного наследия.
Архитектура и дизайн, 2017-2
Киричков И.В. - Особенности интуитивного познания в архитектуре c. 12-22

DOI:
10.7256/2585-7789.2017.2.24128

Аннотация: Архитектура по-прежнему остается малоизученной областью человеческой деятельности, трансформации которой подчас выходят за грани привычной логики. Предполагается, что интуитивное познание способно не только вывести архитектуру на качественно новый уровень, но и определить новый вектор человеческого развития. Значимость интуитивного познания стремительно возрастает в наши дни на фоне динамично меняющегося мира. В данной статье рассмотрены тенденции развития современной архитектуры, семантика, взаимоотношения с наукой, границы применения, связь с бессознательным, а также способы развития интуитивного познания. Методом данного исследования является анализ различных техник архитектурного формообразования. Актуальность темы обусловлена, прежде всего, недостаточным вниманием со стороны исследователей к проблемам интуитивного познания с точки зрения архитектуры. Интуиция в архитектурном произведении проявляется в том случае, когда архитектор отходит от заученных правил, нарушает общепринятые законы, действует вопреки общественному мнению, стремится к созданию нового. Интуитивное познание в качестве основного формообразующего фактора может быть применено в разработке объемно-планировочных решений зданий, дизайне интерьеров, формировании городской среды, благоустройстве территории, создании новых концепций и т. д.
Архитектура и дизайн, 2017-1
Киричков И.В. - Криволинейность в архитектуре – анализ конструктивных решений Харбинского оперного театра c. 53-71

DOI:
10.7256/2585-7789.2017.1.22268

Аннотация: В настоящее время криволинейная архитектура стремительно развивается во многих странах мира. В статье кратко описаны способы формирования криволинейной структуры зданий, названы их достоинства и недостатки. Проведен анализ конструктивных решений одного из уникальнейших произведений современной архитектуры - Харбинского оперного театра, спроектированного китайским архитектором Ма Янсоном. Результат более чем трех летнего исследования показал, что уровень технического мастерства, особенно касающегося возведения сложных уникальных объектов, к сожалению, пока еще не на должной высоте. Методами исследования стали: визуальное обследование строительных конструкций, анализ научно-методической литературы, сравнение исследуемого объекта с уже имеющимися архитектурными аналогами. В случае Харбинского оперного театра приходится констатировать, что огромнейшие возможности, которые несет в себе криволинейное формообразование, не были использованы. Традиционный подход к проектированию конструкций зданий, учитывая современные методы формообразования, не является верным. Криволинейная архитектура, к слову, как и иная любая, нуждается в разработке собственных, индивидуальных конструктивных решений.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.