по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Жиртуева Наталья Сергеевна
Философская мысль, 2018-9
Жиртуева Н.С. - Проблема целостности и единства бытия в философско-мистических традициях мира c. 57-67

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.9.27140

Аннотация: Проблема целостности во все времена была одной из наиболее актуальных для философской мысли. Она имеет множество измерений – онтологический, гносеологический, социальный и др. Предметом исследования является разнообразие способов решения проблемы единства и целостности бытия в философско-мистических учениях, которые автором подразделяются на два типа - имманентный и трансцендентно-имманентный. Общим для них является ориентация на преодоление субъектно-объектного отношения к миру. Переживая единство с миром, человек постепенно освобождается от противоречий, восстанавливает целостность своей личности. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. На основании проведенного исследования автор приходит к выводу, что имманентная мистика предлагает несколько путей достижения целостности: признание единосущности идеального и материального, уничтожение представлений о двойственности идеального и материального, признание материального неистинной реальностью. Трансцендентно-имманентная мистика не устраняет различие между Творцом и творением, не делает их единоприродными и единосущностыми. Происходит интеграция частей в единое целое, в котором части сохраняют свою индивидуальность. Основным методом достижения глобального единства является любовь, преодолевающая как внутренний, так и внешний раскол. Внутри человека соединяется тварное и нетварное, а в масштабах мира происходит воссоединение всего человечества.
Философия и культура, 2018-7
Жиртуева Н.С. - Роль мистических учений в истории культуры и религии c. 43-50

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.7.26153

Аннотация: Предметом исследования является феномен мистического, рассматриваемый в контексте истории религии и культуры человечества. Обращение к мистическому опыту приобретает особое значение на современном этапе развития цивилизации, когда идет поиск выхода из духовного кризиса. «Мистическое» рассматривается как «внутренняя религия» противоположная «религии внешней» – религиозному культу и религиозной организации. Мистика, являясь внутренней частью религии, отождествляется с самыми сокровенными знаниями и чувствами человека, направленными на познание Абсолюта. Мистика является сущностным стержнем религиозного опыта и конечной целью любой религиозной практики. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. На основании проведенного исследования автор приходит к выводу, что развитие религий шло от магических к мистическим. Магические (первобытные) религии лишены мистического начала. Только в национальных и мировых религиях, признающих человека носителем абсолютного начала, возникает феномен мистического. Особенность современной ситуации состоит в возврате к домистическим религиозным представлениям. Автор выделяет два типа мистических учений - имманентный и трансцендентно-имманентный. Значение мистических религий заключается, во-первых, в развитии гносеологических способностей человека, во-вторых, в революционных психологических изменениях сознания и личности.
Философская мысль, 2017-3
Жиртуева Н.С. - Мусульманский суфизм в контексте компаративного анализа философско-религиозных традиций мира. c. 77-91

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.3.21975

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является суфизм как мистическая традиция ислама. Исследование осуществляется в контексте компаративного анализа философско-религиозных традиций мира согласно трёх основных позиций: 1) Сущность Абсолюта. 2) Соотношение идеального и феноменального (материального) бытия. 3) Методы мистической психопрактики. Суфизм является сложным и противоречивым философско-религиозным мировоззрением. Антиномическая мистика ислама характеризуется балансированием между имманентным и трансцендентным полюсами в восприятии Абсолютной реальности, неоднозначным решением вопроса о соотношении абсолютного и феноменального бытия, разнообразием мистических психопрактик. Методология исследования - компаративный философско-религиоведческий анализ. Методы - компаративно-аналитический, анализ, синтез, обобщение, индивидуализация, историческое повествование. Самой влиятельной мистической традицией ислама является трансцендентно-имманентный (антиномичный) суфизм, направленный на «соединение» с Абсолютом (таухид). «Доктрина любви» способствовала формированию интеграционной мистической традиции. Методами психопрактики суфизма являются любовь-доверие к Абсолюту (зикр, таваккул), созерцание Абсолюта (фикр), дисциплинарный аскетизм (халва), психосоматические упражнения (сама). Результатом мистической практики является преображение личности, которая наделяется моральными качествами Абсолюта.
Философия и культура, 2016-10
Жиртуева Н.С. - Каббала в контексте компаративного анализа философско-мистических традиций мира.

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.10.20093

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является Каббала как самая известная мистическая традиция иудаизма. Oна рассматривается в статье в контексте компаративного анализа философско-мистических традиций мира согласно трём основным позициям: 1) Сущность Абсолюта и характер мистического контакта с Ним. 2) Соотношение идеального и феноменального (материального) бытия. 3) Методы мистической психопрактики. В статье осуществляется сравнительный анализ идей Каббалы и других имманентных мистических традиций мира, прежде всего, тантризма, адвайта-веданты и буддизма. Методология исследования - компаративный философско-религиоведческий анализ. Методы - компаративно-аналитический, анализ, синтез, обобщение, индивидуализация, историческое повествование. Каббала является имманентной пантеистической интеграционной мистической традицией. Абсолют рассматривается как Целостность, существующая по принципу «всё в одном, одно во всем». Путем мистического «единения» (девекут) с Абсолютом (Эн-Соф) преодолевается эгоцентрическое сознание и достигается глобальное всеединство с миром. Основными методами психопрактики Каббалы являются любовь-доверие и медитативное созерцание Абсолюта, психосоматические упражнения, дисциплинарный аскетизм. В психопрактике активно используются энергетические центры человека (сефирот). В результате мистической практики достигается трансформация сознания (просветление).
Философия и культура, 2015-6
Жиртуева Н.С. - Модификации византийского исихазма в культуре Киевской Руси, Московской Руси и средневекового Крыма

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.6.14070

Аннотация: Предметом исследования является процесс распространения идей византийского исихазма в культуре средневековой Руси и Крыма. Подчеркивается, что исихазм как мистическим учением о преображении («обожении») человека выражает самую сокровенную суть православия. Уже со времен Киевской Руси он является неотъемлемой частью духовной культуры восточнославянских народов, способствуя формированию их идеала святости. Автор подробно рассматривает этапы процесса восприятия идей византийского исихазма и его творческой переработки в культуре Киевской Руси, Московской Руси и Таврики. Методология исследования - компаративный философско-религиоведческий анализ. Методы - компаративно-аналитический, анализ, синтез, обобщение, индивидуализация, историческое повествование. В результате проведенного исследования сделан вывод, что процесс распространения идей византийского исихазма в средневековой Руси и Крыму прошел два этапа. В VIII – XI вв. в результате иконоборческого движения сформировались два центра - «пещерные монастыри» Таврики и Киево-Печерская Лавра. В XIV – XV вв. в связи с «исихастскими спорами» сформировалась оригинальная школа «московского исихазма» («нестяжательства»). Древнерусский исихазм был представлен аскетическим исихазмом, ориентированным на индивидуальное «обожение» человека, и политическим исихазмом, который стремился к воплощению на практике идеала соборного единства всего человечества.
Психология и Психотехника, 2015-4
Жиртуева Н.С. - Психологический и социальный векторы мистических учений (практика преображения человека и общества)

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.14429

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является психологический и социальный опыт мистических учений. Интерес к мистическому феномену возрастает в условиях современного духовного кризиса перед угрозой национальных, религиозных, политических и других конфликтов, когда очень уязвимой оказывается безопасность всего мирового сообщества. Мистика способна помочь найти универсальное начало всех религий, что имеет большое значение в ситуации глобального соперничества множества претендентов на обладание истиной. Исследование психологического (интровертивного) и социального (экстравертивного) вектора мистических учений позволяет найти практические методы преображения человека и общества. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. Автор приходит к выводам, что мистические учения обобщили мировой религиозный опыт и создали комплексную систему трансформации психической жизни человека, в которой взаимодействуют все уровни сознания. Следствием является воспитание психически здоровой самоактуализированной личности. Мистические учения также разработали практические способы совершенствования общественной жизни на основе любви, сострадания и взаимоуважения. Мистический опыт предполагает толерантное отношение к представителям другой культуры, религиозной конфессии, национальности. Он устанавливает границы толерантности, что вызвано необходимостью ограничения эгоцентрического сознания.
Философия и культура, 2015-3
Жиртуева Н.С. - Мистический феномен в философии, естественных науках и богословии ХХ - ХХІ вв.

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.13906

Аннотация: Предметом исследования является проблема исследования мистического феномена в современной философии, естественных науках и богословии. Подчеркивается, что интерес к мистике обусловлен поиском выхода из кризиса антропоцентричной культуры, а также целым рядом открытий в области современной физики и психологии, которые заставили мировое ученое сообщество пересмотреть свои взгляды. Автор отмечает, что до сих пор не существует однозначной оценки феномена мистики, и подробно рассматривает особенности его восприятия представителями материалистической и идеалистической философии, классической и постклассической науки, светского и богословского религиоведения. Методологией исследования является компаративный философско- религиоведческий анализ. Методы: компаративно-аналитический, анализ и синтез, индивидуализация и обобщение. Основными выводами проведенного исследования является выделение следующих подходов к решению проблемы. 1. Классическая философия и наука оценивают мистику как иллюзию сознания, отказывая ей в праве на научное исследование. 2. Современная неклассическая наука проводит аналогии между современной научной картиной мира и опытом имманентных мистических традиций, показывая возможность синтеза научного и мистического познания. 3. Богословское направление в религиоведении утверждает истинность опыта трансцендентно-имманентной (антиномичной) мистики. Происходит четкое разграничение мистического и научного познания.
Философская мысль, 2015-3
Жиртуева Н.С. - Многообразие мистической любви в религиозных традициях мира c. 77-111

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.3.14813

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является любовь как метод мистической психопрактики. Актуальность исследования мистического опыта вызвана кризисными явлениями в современной культуре. Любовь рассматривается как одно из необходимых условий трансформации психической жизни человека, в основе которой переход от преодоления эгоцентрического сознания к просветленному. Отмечается, что существуют определенные различия в понимании сущности любви в различных мистических традициях Востока и Запада. Особенности формирования многообразия традиций зависят от решения двух вопросов: 1. Сущность Абсолютной реальности. 2. Соотношение материального и духовного начал в мистической практике. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. В результате проведенного исследования делаются выводы. В имманентной мистике любовь способствует трансформации сознания адепта и является медитативным созерцанием Абсолюта. Варианты понимания ее сущности. 1. Любовь к истинному Я человека, имманентному Абсолюту. 2. Безусловная отдача и служение Абсолюту. 3. Сочувствие, любящая доброта и содействие в просветлении. 4. Сексуальная психопрактика, в которой мужчина и женщина вместе достигают просветления. В трансцендентно-имманентных традициях любовь способствует трансформации несовершенной человеческой личности по образу и подобию совершенной Божественной Личности. D В одно целое соединяются телесное и божественное, мужское и женское начала, сохраняя свою сущность, не растворяясь друг в друге. Любовь постепенно переходит в молитву. Эротическая любовь является одним из способов формирования целостной личности.
Психология и Психотехника, 2015-2
Жиртуева Н.С. - Мистика как психопрактика преодоления Эго и воспитания самоактуализированной личности.

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.14115

Аннотация: Предметом исследования является мистический опыт как психопрактика преодоления эгоцентрического сознания и воспитания психически здоровой, самоактуализированной личности. Автор дает сравнительную характеристику психологических особенностей эгоцентрического и просветленного сознания. В статье анализируются основные методы мистических психопрактик, с помощью которых осуществляется системная работа со всеми уровнями сознания. Проводится сравнительный анализ особенностей использования методов дисциплинарного аскетизма, психосоматических упражнений, молитвы любви-доверия и медитативного созерцания в различных мистических традициях, которые сформировались в пределах двух основных типов мистики - имманентном и трансцендентно-имманентном. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. В результате проведенного исследования делаются выводы: 1. Целью мистических практик является переход от эгоцентрического сознания к сознанию просветленному. 2. Если аскетические традиции отрицают материальное начало, то холистические и интеграционные традиции учат о необходимости взаимодействия материального и духовного. 3. Дисциплинарный аскетизм работает с волевой сферой человека, психосоматические упражнения дисциплинируют тело, молитва любви-доверия освобождает от эгоистических чувств и желаний, а медитативное созерцание делает жизнь осознанной. 4. Мистические психопрактики формируют комплексную систему трансформации психической жизни, в процессе которой взаимодействуют все уровни сознания человека.
Психология и Психотехника, 2014-12
Жиртуева Н.С. - Основные направления исследования мистического феномена в современной науке

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.13582

Аннотация: Предметом исследования являются основные направления научного исследования феномена мистики. Повышенный интерес к мистическим учениям в ХХ веке объясняется кризисом в современной духовной культуре и поиском выхода из него. Компаративное религиоведение и феноменология религии рассматривают мистику как сложный феномен, в котором универсальное начало соединяется с индивидуальными особенностями мистических традиций мира. Научное исследование мистического феномена происходит по таким направлениям: 1. Сущность мистического феномена. 2. Универсальные особенности мистического феномена. 3. Индивидуальные особенности мистического феномена в мистических традициях мира. 4. Сущность феномена псевдомистики в современной культуре. Методологией исследования является компаративное религиоведение. Используются такие основные методы исследования как компаративно-аналитический, индивидуализация, обобщение. Мистический феномен определяют как иллюзию сознания и как сущностный стержень религии. Универсальным началом мистического феномена является стремление к «единению» с Абсолютной реальностью, в результате чего преодолевается эгоцентрическое сознание. Индивидуальные особенности мистических традиций мира зависят от способа решения вопросов относительно сущности Абсолюта, соотношения материального и идеального бытия, методов мистической психопрактики. В отличие от трансэгоцентрических мистических практик, псевдомистические учения стремятся удовлетворить гипертрофированное человеческое Эго.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.