по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Погорелова Инга Викторовна
Культура и искусство, 2024-2
Погорелова И.В., Тарасова П.С. - Артионим в семиотике живописного произведения c. 48-54

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.2.68948

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является семиотика картины как произведения изобразительного искусства. Объектом исследования является функционирование названия картины как знака, составляющего её семиотическое пространство. При этом сама картина рассматривается как сложный знак, осуществляющий особый род коммуникации между отправителем и реципиентом. Авторы подробно анализируют такие аспекты темы, как проявление трёх фундаментальных типов знаков (иконических, символических, индексальных) в семиотическом поле картины, конкретизация терминологического и функционального статуса артионима, каналы передачи информации в контексте восприятия произведения изобразительного искусства, взаимодействие текстового и визуального пространства картины, а также факторы, влияющие на извлечение информации и её последующую интерпретацию (установка на восприятие, культурная компетентность, физические и эмоциональные условия восприятия арт-объекта и др.)  В ходе работы были применены такие методы исследования, как наблюдение, анализ и синтез, абстрагирование, эксперимент. Проведение эксперимента (анкетирование испытуемых и контрольных групп) было вызвано необходимостью подтвердить гипотезу о влиянии артионима на восприятие произведения искусства. Основными выводами проведённого исследования является тезис о том, что семиозис, возникающий в процессе взаимодействия зрителя с произведением искусства, во многом опирается на артионимический текст, а также вытекающий из него вывод о том, что, несмотря на общепринятую характеристику современной культуры как культуры визуальной, текст продолжает играть важную цивилизационную роль как проводник и хранитель информации самого разного характера. При декодировании сообщения, передающегося сложным знаком «произведение живописи», в условиях ограниченного времени восприятия реципиент в большей степени ориентирован на извлечение информации и её интерпретацию через текстовый канал (т.е. через артионим). Новизна исследования заключается в рассмотрении артионима не только как малоформатного текста, но и как знака, участвующего в передаче информации в ситуации восприятия картины реципиентом.
Litera, 2021-4
Погорелова И.В. - Бах, Буковски, бытие c. 198-204

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.4.32719

Аннотация: Объектом исследования в предлагаемой статье являются авторские отсылки к немецкому композитору 18 в. И.-С. Баху в стихотворениях классика современной американской литературы Ч. Буковски. Особое внимание уделяется поэтико-семиотическому и онтологическому аспектам баховского мотива в поэтических произведениях Ч. Буковски. Автор подробно рассматривает характер отмеченных упоминаний, категоризируя их как три нарративно-онтологические типа или ипостаси, в которых немецкий композитор выступает в поэзии Буковски, а именно: Бах-идеал, Бах-фон и Бах-отеческая фигура. Основными методами, применявшимися в ходе исследования, послужили методы сплошной выборки, интерпретации и семантического анализа, мотивного анализа, а также биографический и психологический подходы. Особым вкладом автора в исследование заявленной проблематики является вывод о баховском мотиве в стихотворениях Ч. Буковски как об особой разновидности экфрасиса, которая подразумевает словесную репрезентацию не отдельного произведения искусства, а творца (в данном случае - Баха) как создателя всей совокупности его гениальных произведений.
Филология: научные исследования, 2018-3
Погорелова И.В. - Информационные искажения в медийных гипертекстовых заголовках c. 285-291

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.3.26761

Аннотация: Объектом исследования являются гипертекстовые (интерактивные) заголовки медиатекстов российских интернет-ресурсов (новостных порталов, интернет-газет, агрегаторов). Предметом исследования послужили информационные искажения, отмечающиеся в медийных онлайн-заголовках. Автор подробно рассматривает такие аспекты заявленной проблематики, как категоризация информационных искажений и их воздействие на восприятие информации реципиентом. Особое внимание уделяется рассмотрению теоретических оснований для построения информационно адекватного медийного заголовка с целью подчеркнуть расхождение между установленными медийными практиками и рассматриваемой в исследовании ситуацией с гипертекстовыми заголовками российских онлайн-медиа. Методология исследования предполагает контекстный и функционально-семантический анализ фактического материала (медийных онлайн-заголовков) с одновременным рассмотрением манипулятивного аспекта заголовков, характеризующихся искажением информации сообщения. Новизна исследования заключается в категоризации информационных искажений, отмечающихся в гипертекстовых заголовках российских онлайн-медиа. Основными выводами проведённого исследования стали положения о двух классах информационных искажений (когнитивных и контекстно-семантических), а также о типах искажений, относящихся к выявленным классам. Особым вкладом автора в исследование темы является разработка общего направления анализа медийных заголовков в плане информационной релевантности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.