по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Клецкая Светлана Ильинична
Филология: научные исследования, 2019-5
Клецкая С.И. - Роман «Дар»: круг или палимпсест? c. 64-74

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.5.30977

Аннотация: Предмет исследованияПредметом исследования являются композиция и нарративная структура романа В. В. Набокова «Дар». На основании анализа структуры романа и текстов, инкорпорированных в роман, предлагается осмысление романа не как круга или аналогичных структур (ленты Мебиуса, спирали), а как палимпсеста, то есть многократно переписываемого текста. Это подтверждается особенностями художественного метода, использованного Набоковым при создании «Дара» и заявляемого Федором при формулировке замысла его будущего романа, а также отдельными суждениями, которые Набоков вкладывает в уста главного героя. В процессе исследования использовались герменевтический метод и биографический метод, а также элементы культурно-исторического и сопоставительного методов. Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые формулируется новый способ интерпретации «Дара», который учитывает важные моменты, касающиеся как повествовательно-композиционных особенностей «Дара», инкорпорированных в него текстов и произведений Набокова, созданных в тот же период, так и прямых философско-эстетических утверждений, появляющихся на страницах «Дара
Филология: научные исследования, 2018-4
Клецкая С.И. - К вопросу о грамматическом статусе инкорпорированной прямой речи (на материале произведений л. С. Петрушевской) c. 169-177

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.4.28126

Аннотация: В статье на материале художественных текстов Л. С. Петрушевской анализируется грамматический статус инкорпорированной прямой речи – особой формы представления чужой речи, при которой реплика персонажа внедряется в авторское повествование при помощи бессоюзной связи. Инкорпорированная прямая речь часто не выделяется пунктуационно и никогда не сопровождается вводящей авторской ремаркой, что превращает высказывание персонажа в элемент предметно-событийного плана повествования. Инкорпорированная речь - один из наиболее интересных речевых приёмов в прозе Л.С. Петушевской. В процессе исследования использовались такие методы, как наблюдение, индукция и дедукция, описательный метод, метод таксономического описния, оппозиционный анализ. Инкорпорированая прямая речь сближается с прямой речью и противопоставляется косвенной и несобственно-прямой речи отсутствием грамматической и лексической трансформации исходного высказывания. Инкорпорированная прямая речь противопоставляется прямой и косвенной речи и сближается с несобственно-прямой речью, во-первых, в силу того, что она не оформляется особой синтаксической конструкцией, а во-вторых, в силу своей экспрессивности. Совокупность этих моментов позволяет выдвинуть предположение о том, что инкорпорированная прямая речь представляет собой особое синтаксическое явление, которое нельзя отождествлять ни с одной из трех основных форм передачи чужой речи, существование которых является общепризнанным в современной лингвистике.
Филология: научные исследования, 2018-3
Клецкая С.И. - О специфике новеллистического повествования в произведениях Л. С. Петрушевской (на материале циклов «В садах других возможностей» и «Песни восточных славян») c. 183-190

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.3.27323

Аннотация: Предмет исследованияСтатья посвящена индивидуальной специфике новеллистического изложения в творчестве Л. С. Петрушевской. Материалом для исследования послужили новеллы о смерти, которые вошли в циклы «В садах других возможностей» и «Песни восточных славян». Предметом анализа являются варианты реализации «поворотного пункта» («пункта», «пуанта») в новеллах Петрушевской, а также основные группы средств, используемых автором для его подготовки. Особое внимание уделяется рассмотрению произведений Петрушевской на фоне жанровой модели новеллы, имеющей богатую историческую традицию. В процессе исследования были использованы такие методы исследования, как анализ, синтез, структурный метод, метод композиционного анализа, лингво-поэтический анализ. В результате исследования были выделены два основных средства подготовки «поворотного пункта»: детали-подсказки, подготавливающие читателя к альтернативному (не бытовому, фантастическому) осмыслению событий, но в полной мере не раскрывающие его, и двусмысленные выражения, допускающие как бытовую, так и фантастическую интерпретацию. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что произведения Петрушевской принадлежат к традиции поздней европейской новеллы, для которой характерен акцент не на внешней (событийной), а на психологической стороне. Однако творчество Петрушевской обладает спецификой: акцент на внутреннем выражается как внезапное переосмысление событийного ряда новеллы, которое затрагивает героя, рассказчика, повествователя и/или читателя.
Филология: научные исследования, 2017-4
Клецкая С.И. - Система имен персонажей в «Диких животных сказках» Л. С. Петрушевской c. 88-98

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.24717

Аннотация: Предметом исследования является система персонажей в цикле «Дикие животные сказки» Л. С. Петрушевской, рассматриваемая через призму их имен (номинаций). Целью исследования стало выявление системной организации имен персонажей «Диких животных сказок» в контексте анализируемого произведения. Рассматриваемый в работе принцип должен быть охарактеризован лишь как доминанта, поскольку в анализируемом произведении наблюдаются разнообразные и довольно многочисленные отклонения от него, которые затрагивают как животную составляющую имени, так и его человеческую часть. В процессе исследования были использованы методы наблюдения и описания, индуктивный метод, метод оппозиций (дифференциального анализа), метод стилистического анализа. В результате был выявлен ведущий принцип построения номинации персонажа — структурная схема «животная характеристика + человеческое имя». Номинация персонажа не только выделяет его среди других персонажей, но и выполняет характеризующую и связывающую функции. Научная новизна работы заключается в том, что принцип построения имен персонажей в «Диких животных сказках» тесно связан со специфической образностью произведения, основанной на обыгрывании двойственной животно-человеческой природы персонажей и общей сниженностью изображаемого в нем мира. Рассматриваемые отклонения в силу их единичности лишь подчеркивают доминанту.
Филология: научные исследования, 2017-3
Клецкая С.И. - Смысловой синкретизм в «Диких животных сказках» Л. С. Петрушевской c. 65-74

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.3.23715

Аннотация: Предметом исследования являются языковые и лингво-поэтические аспекты смыслового синкретизма «Диких животных сказок» Л. С. Петрушевской, который рассматривается в связи со специфической моделью сказочного двоемирия, характерного для цикла. В статье анализируются проявления смыслового синкретизма в узком контексте и контексте цикла в целом, выявляются роль метафорических механизмов в конструировании мира «Диких животных сказок», а также конфликтность, взаимное исключение явно или имплицитно присутствующих смыслов, их литературные, культурные, языковые и внеязыковые источники Результаты исследования базируются на наблюдении за закономерностями смысловой организации цикла и анализе взаимосвязей компонентов, которые участвуют в формировании смыслового синкретизма «Дикие животные сказки» впервые рассматриваются через призму категории «синкретизм», которая предоставляет надежную основу для осмысления важных аспектов смысловой и формальной организации цикла, определяющих его специфику и уникальность. Смысловой синкретизм «Диких животных сказок» возникает из специфической концепции двоемирия, основанной на взаимном отображении человеческого и животного миров, и осложняется за счет вовлечения языковых коннотаций, культурных стереотипов, актуальных реалий культуры и быта, результатов метафорического осмысления явлений действительности. Смысловой синкретизм в «Диких животных сказках» либо выражается через обыгрывание семантики конкретной языковой единицы в контексте, либо сосредотачивается вокруг других языковых единиц, репрезентирующих важные компоненты художественного мира цикла (прежде всего, имен персонажей).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"