по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Белова Дарья Николаевна
Культура и искусство, 2023-6
Белова Д.Н. - Роль женщин в обществе и культуре Китая c. 40-55

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.6.40983

Аннотация: В статье анализируются различные аспекты роли женщины в обществе и культуре Китая конца XX начала XXI вв., особое место занимает анализ семейных отношений, образования и художественного творчества женщин. Предметом исследования являются женщины, трансформация их статуса в обществе и культуре, в частности, в современном живописном искусстве Китая. Подчеркивается, что в конце XX в. происходит переоценка ценностей, изменяется мотивация молодежи в семейной сфере, утрачивается традиционная значимость семьи из-за государственного регулирования семейных отношений. Использовались сравнительно-исторический и иконографический методы исследования, опирающиеся на культурологические, философские и искусствоведческие научные материалы. Актуальность темы обусловлена возросшим интересом к культуре Китая и меняющимся отношением к женщине в обществе и культуре. Новизна исследования заключается в попытке проследить влияние модернизации на статус китайской женщины, с учетом доступности высшего образования, гендерного дисбаланса в обществе и культуре. Сделан вывод, что получение высшего образования, развитие карьеры, личной свободы, участие в бизнесе, в общественно-политической и культурной жизни общества, становится для женщины приоритетом, ставя брак и семейные ценности под угрозу. Выявлено, что негативное влияние массовой культуры ведет к упадку нравов, психологическим нарушениям, социальному инфантилизму. В современном искусстве китайские женщины-художницы используют нетрадиционные художественные приемы для выражения своего «Я» в живописи, однако новаторские приемы самовыражения менее признаваемы, чем у мужчин-художников, также как и отстаивание своей точки зрения и философии. Переплетение культурного наследия и современных ценностей сформировали путь развития китайского женского искусства.
Культура и искусство, 2022-10
Белова Д.Н. - Роль кошки в искусстве и культуре Японии c. 38-54

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.10.38889

Аннотация: Статья посвящена взаимодействию и трансформации мифологического, мистического существа (кошки) с женским образом в японской живописи. Предметом исследования являются изображения кошек и женщин на свитках и гравюрах XVIII-XX вв. Акцентируется внимание на современном мифологическом аспекте японской культуры. Подчеркиваются эстетические каноны восприятия красоты в контексте национальной культуры Японии, основанные на синтоизме и буддизме. Использовались сравнительно-исторический и иконографический методы исследования при анализе культурологических, философских и искусствоведческих научных материалов. Актуальность темы обусловлена возрождением интереса к мифологическому наследию Японии, трансформации мифологических образов и их феминизации в современной массовой культуре. Новизна исследования заключается в сравнительном анализе женских образов и мифологических образов кошек в японской классической живописи и современной культуре каваий, основываясь на философско-эстетических традициях Японии. Новизна исследования заключается в сравнительном анализе женских образов и мифологических образов кошек в японской классической живописи и современной культуре каваий, основываясь на философско-эстетических традициях Японии. Предпринята попытка сопоставления мифологических образов кошек и женских образов как в традиционных, так и современных художественных изображениях. Сделан вывод, что для оценки японских мифологических образов большое значение имеет национальные традиции и менталитет, несмотря на исторический отрезок времени. Особое значение имеет восприятие женских образов в каваий, обусловленных эстетическими и религиозными устоями японского общества, учитывая, что миф плотно вошел в массовую культуру. Подчеркивается, что культура каваий является самостоятельным эстетическим феноменом.
Культура и искусство, 2021-10
Белова Д.Н. - Женские образы в стиле ар-нуво c. 56-72

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.10.36452

Аннотация: В статье анализируется деятельность художников стиля ар-нуво конца XIX начала -XX вв. и рецепция их творчества. Предметом исследования являются работы как женщин, так и мужчин-художников, и особенности их взаимовлияния. Подчеркивается проблема взаимоотношения полов в художественном творчестве, трудности продвижения «женского взгляда» в искусстве периода ар-нуво. Использовался сравнительно-исторический метод исследования, опирающийся на культурологические, философские и искусствоведческие научные материалы; социокультурный подход к историческим событиям при становлении ар-нуво. Актуальность темы обусловлена возросшим интересом к изучению феномена ар-нуво и роли женщины в его формировании.   Новизна исследования заключается в попытке выявить специфику женского начала в стиле ар-нуво, как в качестве художественного образа, занимающего в нем ведущее место, так и в образе женщин-художников, пытавшихся реализовать свое видение женского образа в предмете искусства. Сделан вывод, что несмотря на смену мировоззренческих ориентиров и художественных парадигм этого периода, творческая реализация женщин-художников была связана с большими трудностями. При формировании стиля ар-нуво особенно ярко проявились черты «новой женщины» в творчестве женщин-художников, подчеркивая их неординарность, своеобразие и художественные особенности. Выявлено, что на осмысление многоаспектности стиля ар-нуво большое влияние оказали женщины-художники, чье творчество актуально и в настоящее время.
Культура и искусство, 2021-8
Белова Д.Н. - Женщины-художники в контексте венского модерна c. 54-70

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.8.36071

Аннотация: В статье анализируются деятельность женщин-художников и проблемы их взаимоотношений в социуме периода венского модерна конца XIX начала -XX вв. Предметом исследования являются работы женщин-художников венского Сецессиона и материалы художественных выставок Бельведера. Подчеркивается, что проблеме взаимоотношений полов в период венского модерна уделялось значительное внимание, культурное и художественное творчество рассматривалось с точки зрения влияния этой проблемы на менталитет и умы общества. Использовался сравнительно-исторический метод исследования, опирающийся на культурологические, философские и искусствоведческие научные материалы; социокультурный подход к историческим событиям при становлении венского модерна.   Актуальность темы обусловлена возросшим интересом к изучению специфики феномена венского модерна и роли женщины в его формировании. Новизна исследования заключается в попытке выявить специфику влияния на культуру венского модерна женского начала, как в качестве художественного образа, занимающего в нем главное место, так и в образе женщин-художников, поддержавших его развитие. Сделан вывод, что несмотря на смену мировоззренческих ориентиров и художественных парадигм fin-de-siècle, проблема взаимоотношения полов и явная конкуренция в творческом процессе женщин-художниц с мужчинами-художниками за свои позиции в профессиональной деятельности оставались ярко выраженными. Выявлено, что на осмысление многоаспектного феномена венского модерна большое влияние оказали женщины-художники (многие из которых были еврейского происхождения, иммигрировавшие или погибшие во время Второй мировой войны), творчество которых было незаслуженно забыто на многие десятилетия.
Культура и искусство, 2021-5
Белова Д.Н. - Женские образы в китайской и японской живописи c. 114-138

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.5.35526

Аннотация: В статье анализируются женские образы в китайской и японской живописи (бидзинга). Предметом исследования являются изображения китайских красавиц на свитках X-XVII вв. и японских на гравюрах XVII-XIX вв., уделено внимание творчеству современных художников. Подчеркивается, что эстетические идеалы направлены на восприятие красоты в контексте национальной культуры Китая и Японии, изменяющиеся в каждой последующей эпохе, воспитанные буддизмом, синтоизмом, даосизмом и конфуцианством, что способствовало развитию женского образа, его символическому звучанию. Использовались сравнительно-исторический и иконографический методы исследования, опирающиеся на культурологические, философские и искусствоведческие научные материалы. Актуальность темы обусловлена утратой мировоззренческой ориентации в отношении к женщине, ее статусу в обществе стран Дальнего Востока. Новизна исследования заключается в сравнительном анализе философско-эстетических традиций китайской и японской живописи, отраженных в женских образах в историческом развитии с акцентом на современное ее развитие. Сделан вывод, что для оценки женского образа в китайском и японском искусстве необходимо учитывать национальный менталитет, духовные традиции и взаимовлияние культур. Особую роль играет восприятие меняющегося образа женщины в социуме. Выявлено, что изображение женщин в одежде, скрывающей телесный облик с лицом в маске грима, отсутствием эмоций, способствует безликости, лишая ее индивидуальности, снижая социальный статус. Эта тенденция по-прежнему наблюдается в современном искусстве этих стран. В женских образах отчетливо прослеживается символика изображений, связь с природой, переплетение и взаимодействие внешнего и внутреннего содержания, обусловленных эстетическим, этическим и философским наполнением живописи, указывая на уникальность каждой культуры и ее национальное наследие, что прослеживается и в настоящее время.
Культура и искусство, 2020-11
Белова Д.Н. - Световая символика женских мифологических образов как духовная основа японской и китайской культур c. 75-92

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.11.34358

Аннотация: В статье анализируется женское начало, отраженное в образах богинь японской и китайской мифологии, связанных с солярным культом и световой символикой. Сделана попытка проследить роль женского начала в мифологическом феномене Неба и связи его с Землей. Предметом исследования являются японские и китайские мифы и сказания, иконографические образы богинь и их посредников лис в религиозной живописи XIII - нач. XX вв. Использовались сравнительно-исторический и иконографический методы исследования, опирающиеся на философские, культурологические и искусствоведческие научные материалы. Актуальность темы обусловлена тем, что в глобализирующимся мире страны Дальнего Востока в большей мере способны противостоять утрате мировоззренческих ориентиров, благодаря традиционализму и духовному самосознанию, сохраняя национально-культурную идентичность.   Новизна исследования заключается в рассмотрении на основе иконографического материала и мифологических сюжетов световых манифестаций богинь, как проявления энергии женского начала и отражение их в феномене связи Неба и Земли. Сделан вывод, что для оценки японского и китайского искусства необходимо учитывать мультикультурное взаимодействие этих стран, основанное на гармонии существования человека и природы. Богини Солнца и Луны, богини Земли стремятся осуществлять связь с Небом, как в частности автохтонное божество Инари через своих посредников лис. Богини Солнца и Луны, богини Земли стремятся осуществлять связь с Небом, как в частности автохтонное божество Инари через своих посредников лис. Женское начало, воплощенное в феминности божественных лис представлено в бесконечной борьбе за бессмертие и возможность присутствия на Небе в лучах света и разума. Световая насыщенность женских образов способствует их духовности.
Культура и искусство, 2020-5
Белова Д.Н. - Манифестация женского образа в иконографии тибетской тханки и православной иконе c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.5.32764

Аннотация: В статье анализируется женское начало, выраженное в буддийском искусстве тханки и подчеркивается его специфика в сравнении с православной иконой. Рассмотрена символика основных изобразительных элементов, формирующих иконографию женских персонажей и их цветовое решение. Проанализирована символика света в тханкописи и иконописи. При сравнении световой символики женского образа в обоих видах религиозной живописи выявлено их несомненное сходство в восприятии света как божественного начала просветленного ума. Предметом исследования является тибетская тханка и православная икона, рассматриваемые автором в контексте развития женского божественного образа в хронологических рамках XV- XVII вв. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом различных специалистов к религиозной живописи тханка. При рассмотрении сакральных образов буддийских тханок и православных икон использовались сравнительно-исторический и иконографический методы исследования, опирающиеся на философские, культурологические и искусствоведческие научные материалы. Новизна исследования заключается в том, что на основе материала тибетских тханок и православной иконы в сравнительном анализе рассмотрены традиции изображения световых манифестаций женских священных образов. В иконографическом сюжете прослежено образование света и участие его в создании женской ипостаси мудрости. Сделан вывод, что для оценки тибетского буддийского искусства тханки и православной иконы необходимо понять сущность женского начала и значимость символики света, указывающий на воплощение аспекта мудрости и любви на пути духовного восхождения.
Культура и искусство, 2019-4
Белова Д.Н. - Мистерия символики смерти в европейской и японской живописи c. 9-26

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.4.29573

Аннотация: Статья посвящена многообразию символики смерти в европейской и японской живописи XV-XXI вв. Предметом исследования являются цветы, рассматриваемые как символическое, мистическое и смысловое обрамление различных видов смерти в европейской и японской живописи. Особое внимание уделено символическому языку цветов в трактовке смерти и различным видам смерти в живописи. Простота, изящество и изысканность японской живописи связаны с темой непостоянства и концентрации на конкретном моменте, что отражено и в живописи цветов. Применялись иконологический и сравнительно-сопоставительный методы исследования с использованием философских, культурологических и исторических научных материалов. Актуальность рассматриваемой темы определяется возрастающим интересом к культуре Японии и ее национальными особенностями. Предпринята попытка сопоставления символики цветов, участвующих в акте смерти и различного отношения европейской и японской культур к её видам. Сделан вывод, что в европейской и японской живописи большое значение имеют национальные традиции и специфика символического наполнения образа цветов, участвующих в оформлении акта смерти. Цветочная символика способствует пониманию красоты и эстетики смерти. Утрата современным европейским обществом старых традиций восприятия смерти идет в разрез с восприятием ее в японской культуре, где художники в образе цветка нашли суть человеческой жизни и смерти.
Культура и искусство, 2018-2
Белова Д.Н., Гуревич Т.М. - Аксиология возраста в русской и японской картинах мира c. 12-21

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.2.25716

Аннотация: В статье на материале пословиц и поговорок анализируется сформированное разными социально-историческими условиями восприятие возраста человека в языковой картине мира русских и японцев. Мы попытались выявить национально-культурную специфику восприятия такого общечеловечески важного понятия как «возраст», рассмотреть понятийную составляющую и влияние традиционной религии и культов на его формирование. Сопоставляя фразеологизмы о возрастных этапах человеческой жизни и осмысляя их, подчеркнули национальные стереотипы и представления о духовно-этическом опыте и традициях обоих народов. Для этого были использованы сравнительно-сопоставительный, лингвокультурологический анализ, а также описательный метод для уточнения образной картины окружающего мира при взаимодействии человека с ним. Предлагается подход к пониманию многослойной национальной картины мира, выраженной в пословицах и воспринимающейся носителями языка как неоспоримая истина, как мнение народа. Авторы делают вывод о наличие смыслового сходства в паремиологическом фонде двух языков, имеющем отношение к возрастным характеристикам; схожесть биологических и социальных характеристик возрастов в русской и японской культурах, подчеркивают, что специфической чертой обозначения возраста в японских пословицах и поговорках является конкретное обозначение числа лет.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.