по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Руденкин Дмитрий Васильевич
Социодинамика, 2022-1
Руденкин Д.В. - Уровень развития навыков цифровой гигиены современной российской молодежи: итоги социологического исследования c. 36-55

DOI:
10.25136/2409-7144.2022.1.37487

Аннотация: Статья посвящена описанию результатов социологического исследования, которое было проведено автором с целью диагностики фактической степени развития навыков безопасного использования информационных технологий, характерной для современной российской молодежи. Интенсивное развитие информационных технологий и их прогрессирующее проникновение в социальную реальность способствуют усилению целого ряда новых рисков и опасностей, которые не были известны в прежние годы. Высокая активность, которую представители российской молодежи проявляют при использовании таких технологий, превращает их в фактическую группу риска, уязвимую пред угрозами информационного общества. И в сложившейся ситуации приобретает все большее значение вопрос о том, сформирована ли у российской молодежи склонность к соблюдению правил безопасного использования информационных технологий. Соответствующая тематика в последние годы стала довольно популярной в российской социально-гуманитарной науке, но рассматривалась преимущественно на теоретическом уровне. Автор использует данные собственного исследования, проведенного среди молодежи г. Екатеринбурга (N = 504) с целью проведения эмпирической диагностики развития цифровой гигиены молодых россиян. Проведенное исследование показало противоречивость и неравномерность развития навыков цифровой гигиены представителей российской молодежи. Было установлено, что многие из представителей молодежи воспринимают свою высокую Интернет-активность как источник потенциальных рисков и декларируют желание придерживаться правил, помогающих снизить такие риски. Однако анализ также показал, что их фактическая склонность к соблюдению правил безопасного использования информационных технологий ограничена: если одни из таких правил многими соблюдаются, то другие нередко игнорируются. Фактически исследование показало, что процесс формирования навыков цифровой гигиены у представителей российской молодежи не завершен: многие из них говорят о желании снизить для себя риски, связанные с использованием информационных технологий, но при этом готовы соблюдать лишь некоторые из правил, позволяющих снижать такие риски.
Социодинамика, 2021-10
Руденкин Д.В., Трынов Д.В. - Формирование интереса российской молодежи к политизированному контенту в Интернете: на пути к целостной аналитической модели c. 51-61

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.10.35223

Аннотация: Статья написана в теоретико-методологическом жанре. Основная цель работы – ревизия и систематизация разрозненных аналитических гипотез, предложенных социально-гуманитарной наукой для объяснения интереса российской молодежи к политизированному информационному контенту в Интернете. Авторы отмечают, что в настоящий момент в аналитической практике возникло принципиальное противоречие между распространенностью рассуждений ученых о значимой роли Интернета в формировании политических настроений и установок российской молодежной аудитории и отсутствием устоявшегося научного представления о причинах, по которым у молодежи страны возникает потребность в поиске политической информации именно в Интернете. В своей работе авторы стремятся сделать шаг в преодолении этого противоречия. Непосредственной целью работы авторов становится теоретико-методологический анализ разрозненных идей, которые используются социально-гуманитарной наукой для объяснения и интерпретации растущего интереса российской молодежи к политизированному контенту в Интернете. Процедурно работа опирается на анализ актуальной научной литературы, посвященной изучению особенностей Интернет-поведения и политической культуры современной российской молодежи и опубликованной в отечественных изданиях в 2015-2020 гг. Проведенный анализ научных источников позволяет авторам сделать вывод, что в науке сложились сразу несколько версий, объясняющих растущий интерес российской молодежи к политизированной информации в Интернете, которые довольно редко подвергаются обобщению, но в целом логично согласуются друг с другом. Обобщая эти версии в единую аналитическую модель, авторы делают вывод, что ключевой причиной роста интереса российской молодежи к политической информации в Интернете становится кризис доверия молодых россиян к традиционным СМИ, который вынуждает их искать альтернативные источники информации по интересующим темам, который и находит удовлетворение в Интернете.
Политика и Общество, 2021-2
Руденкин Д.В. - Специфика реакции молодежной аудитории на отражение социальных проблем в видеоблогах: кейс видео «ВИЧ в России» на YouTube-канале «Вдудь» c. 53-67

DOI:
10.7256/2454-0684.2021.2.36242

Аннотация: Статья посвящена анализу актуальных особенностей реакции молодежной аудитории на обращение популярных видеоблогов к острым социально значимым проблемам. Характерным трендом развития видеоблогов последних лет стало учащающееся появление в них контента, который лишен выраженной развлекательной коннотации и обращается к социально значимым проблемам. И появление этого тренда порождает вопрос о том, как реагирует на появление подобного серьезного контента видеоблогов, которая, судя по данным исследований прежних лет, привыкла видеть в них в первую очередь источник развлечения. В своей работе автор стремится найти ответ на этот вопрос, обращаясь к анализу конкретного кейса отражения социально значимой проблемы в видеоблоге – выхода фильма «ВИЧ в России» на YouTube-канале «Вдудь».   Основным выводом проведенного исследования является выявление конкретных специфических особенностей реакции молодежной аудитории на отражение важных социальных проблем в видеоблогах. Анализ показал, что отражение таких тем в видеоблогах способно вызывать массовое любопытство молодежной аудитории, подталкивающее многих молодых людей к просмотру соответствующего видео. Более того, просмотр такого видео может формировать у молодых людей не только первичное представление о социальных проблемах, но и желание узнать о них больше. Однако анализ также показал, что эффекты от просмотра такого контента могут быть локальными и краткосрочными: интерес к новой информации, вероятнее всего, быстро улетучивается, так и не приводя к серьезным изменениям в оценках и моделях поведения молодых людей.
Социодинамика, 2020-2
Руденкин Д.В. - Основные направления концептуализации виртуальных социальных сетей в современной социально-гуманитарной науке c. 12-23

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.2.32262

Аннотация: Статья обладает теоретико-методологическим характером. Основная цель работы – ревизия теоретико-методологических подходов социально-гуманитарной науки к анализу виртуальных социальных сетей. Автор отмечает, что в данный момент в социально-гуманитарной науке сложилось серьезное противоречие между повышающейся актуальностью исследований виртуальных социальных сетей и отсутствием устойчивого концептуального фундамента, на базе которого такие исследования могли бы строиться. В своей работе автор стремится сделать шаг в преодолении этого противоречия и обращается к анализу устоявшихся направлений исследований виртуальных социальных сетей с целью систематизировать свойственные им содержательные особенности, а их эвристические возможности и ограничения. Методологически работа опирается на анализ наиболее цитируемых и резонансных теоретических работ, посвященных изучению виртуальных социальных сетей и опубликованных в российских и зарубежных изданиях в годы, предшествующие написанию статьи. В результате анализа научной литературы автор приходит к выводу, что в рамках актуальных исследований виртуальных социальных сетей можно выделить как минимум четыре основных направления: социально-философское, социально-психологическое, коммуникативное и утилитаристское. Несмотря на то, что эти направления не противоречат друг другу напрямую, они предполагают разные ракурсы изучения виртуальных социальных сетей, и выстроить на их базе целостное представление о сути таких сетей очень сложно. Новизна представленной научной работы заключается в том, что на ее страницах предпринята одна из редких попыток систематизации актуальных научных подходов к анализу виртуальных социальных сетей и презентована авторская типология таких подходов, которая прежде в научной литературе не описывалась.
Конфликтология / nota bene, 2020-1
Руденкин Д.В. - Импульсы роста протестной активности российской молодежи: кейс Екатеринбурга c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0617.2020.1.32326

Аннотация: Статья посвящена поиску факторов интенсификации протестной активности молодежи в современном российском обществе. Актуальность исследований в этой области создает повышение реальной протестной активности российской молодежи и ее активное вовлечение в ряд резонансных протестных акций в 2017-м и 2019-м гг. В своей работе автор стремится разобраться в глубинной подоплеке повышения протестной активности молодых россиян. Полемизируя с устоявшейся исследовательской практикой, автор формулирует гипотезу о том, что почву для роста протестной активности российской молодежи создают не только внешние, институциональные факторы, но и внутренние переживания самих представителей молодежи. Эмпирическую основу работы составляют данные анкетного опроса, проведенного автором среди молодежи г. Екатеринбурга незадолго до того, как в 2019-м г. в нем прошли масштабные акции протеста, привлекшие значительное число молодежи. В ходе работы автор приходит к выводу, что импульс для роста протестной активности молодежи в России действительно могут создавать внутренние переживания представителей молодежи. Ключевой вывод работы заключается в том, что почву для роста протестной активности молодых россиян во многом создает формирование у многих из них особой политической культуры, повышающей их требовательность к обществу и создающей почву для роста их недовольства окружающими условиями жизни.
Социодинамика, 2019-9
Руденкин Д.В. - Эвристический потенциал теории «цифровых аборигенов» М. Пренски при исследовании современной российской молодежи c. 9-19

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.9.30365

Аннотация: Центральный вопрос работы – перспективы применения теории «цифровых аборигенов» американского социолога М. Пренски для анализа современной российской молодежи. В ходе анализа актуальных статистических и социологических данных автор приходит к выводу, что потенциально теория «цифровых аборигенов» может достаточно точно описывать специфические особенности сознания и поведения, присущие российской молодежи. Большинство представителей молодежи в современной России взрослели в условиях стремительной цифровизации российского общества и привыкли пользоваться Интернетом очень активно. Опираясь на данные собственного социологического опроса среди молодежи г. Екатеринбурга (N = 1766, 18-24 лет), автор стремится проверить, действительно ли этот специфический контекст взросления сказывается на сознании и поведении представителей молодежи и проявляют ли они признаки «цифровых аборигенов», о которых писал М. Пренски. Ключевым итогом анализа становится вывод, что в сознании и поведении молодых людей действительно прослеживаются черты, которые, согласно теории М. Пренски должны быть характерны «цифровым аборигенам». Исследование показало, что современной российской молодежи характерны и крайне высокая интенсивность использования Интернета, и многогранность Интернет-активности, и явная установка на гедонистические практики. Все это говорит о них как о типических «цифровых аборигенах». В результате автор не только проводит ревизию теории «цифровых аборигенов» М. Пренски, но и описывает конкретный кейс использования этой теории для объяснения общественных процессов. Результаты работы могут представлять интерес как для исследователей, проявляющих интерес к оценке влияния Интернета на общественные процессы и поведенческим практикам современной молодежи.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.