по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Грибер Юлия Александровна
Педагогика и просвещение, 2023-4
Грибер Ю.А., Устименко Ю.А. - Цвет, основанный на фактах: эксплоративное исследование количества и качества знаний о цвете будущих российских дизайнеров c. 122-135

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.69016

Аннотация: Актуальность представленного в статье исследования обусловлена новыми тенденциями в современном образовании, связанными с необходимостью грамотного внедрения результатов современных кросс-дисциплинарных исследований цвета в процесс профессиональной подготовки будущих дизайнеров. Цель работы заключается в том, чтобы, используя апробированную в Швеции и Великобритании методологию, установить количество и качество знаний о цвете будущих российских дизайнеров и сравнить эти параметры с соответствующими показателями иностранных студентов. Объектом исследования является цветокомпетентность российских студентов, предметом – кросс-культурные различия принципов и механизмов использования цвета в повседневной дизайнерской практике. Авторы подробно рассматривают основные направления исследований, составивших научную основу доказательного дизайна в области цветового проектирования. Для оценки количества и качества знаний студентов о цвете использовалась модифицированная методика Дж. Дженсенса и Б. Микеллидеса. Ответы собирались в ходе онлайн-опроса, в котором приняли участие 187 студентов программы «Дизайн» (147 женщин и 40 мужчин) в возрасте от 17 до 48 лет (средний возраст 20.43, SD=3.5). Основной вывод проведенного исследования заключается в том, что российские студенты имеют довольно высокий индекс знаний о цвете и по этому показателю даже превосходят студентов, обучающихся в Великобритании и Швеции. Величина индекса общих знаний о цвете практически совпадает у студентов первых и последних курсов. Более низкий индекс знаний о цветовом зрении пожилых людей у начинающих свое обучение студентов по сравнению с выпускниками коррелирует с различиями в выборе источников знаний о цвете. У студентов старших курсов наблюдается рост интереса к доказательному дизайну и изменение целевой установки на использование в разработке проектных решений классической теории цвета в сочетании с проверенными эмпирическими данными, что отражает антропологический поворот современного дизайна и урбанистики в целом. Результаты анализа имеют как практическую, так и теоретическую значимость и будут способствовать дальнейшему осмыслению художественного образования в мире.
Психолог, 2022-6
Грибер Ю.А., Нанкевич А.А. - Влияние шума на цветовые ассоциации горожан c. 29-39

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.6.39243

Аннотация: Объектом исследования являются привыкшие к шуму городские жители, предметом – влияние шума на возникающие у них цветовые ассоциации с антропологически значимыми концептами. Цель – экспериментальная проверка гипотезы о том, что под воздействием шума в системе цветовых ассоциаций будут наблюдаться изменения структуры и плотности, частотности оттенков с различными хроматическими характеристиками (светлотой, тоном, насыщенностью). В эксперименте приняли участие 50 человек (14 мужчин и 36 женщин) в возрасте от 17 до 24 лет (средний возраст 19.71, SD=1.72). Их ответы сравнивались с результатами контрольной группы, которая участвовала в таком же исследовании ранее и не подвергалась воздействию звукового раздражителя. Палитра эксперимента включала 27 цветовых образцов системы естественных цветов NCS. Участников просили сопоставить цветовые образцы палитры с 26 антропологически значимыми концептами. Эксперимент показал заметные трансформации системы цветовых ассоциаций под воздействием звуковых раздражителей. Мы зафиксировали резкое увеличение доли выборов красного цвета и повышение рейтинга других физиологически значимых оттенков, на которые реагирует зрительный нерв – синих, желтых и ахроматических белого, черного и серого. Цветовые ассоциации стали менее разнообразными и приобрели более простую структуру. При этом на структуру цветовых ассоциаций не повлияло изменение громкости шума: паттерны, полученные под воздействием 60 Дб(А) и 80 Дб(А) оказались идентичными. Полученные данные имеют важное значение для понимания когнитивных механизмов воздействия цвета и установления причинно-следственных связей между заданной цветовой стимуляцией и ее влиянием на индивидуального человека.
Психолог, 2022-6
Грибер Ю.А., Цыганкова К.Ю., Устименко Ю.А. - Цвет как триггер: влияние хроматических характеристик сенсорных кнопок на мотивацию прикосновения c. 73-87

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.6.39497

Аннотация: Объектом исследования являются современные пользователи смартфонов, предметом – влияние хроматических характеристик сенсорных кнопок на их мотивацию прикоснуться к экрану. Целью исследования стала экспериментальная проверка гипотезы о том, что различные хроматические характеристики кнопок, которые человек видит на сенсорном экране (их яркость, тон, насыщенность), могут выступать в роли визуальных триггеров и оказывать заметное влияние на желание дотронуться до них. В эксперименте приняли участие 48 человек с нормальным цветовым зрением (24 мужчины и 24 женщины) в возрасте от 19 до 21 года. Цветовые стимулы эксперимента были разработаны на основе системы PCCS (Practical Color Coordinate System) и включали 52 оттенка. В ходе анализа оценивались частота встречаемости (1) отдельных оттенков; (2) групп оттенков; (3) оттенков определенного тона; (4) вероятность выбора определенного оттенка из двух. Оценка частоты встречаемости проводилась с использованием процедур и методов визуальной статистики. Для оценки вероятности выбора определенного оттенка из двух использовался метод поиска ассоциативных правил. Проведённый анализ показал, что наиболее мотивирующими являются оттенки с высокой насыщенностью четырех чистых тонов, на которые реагирует зрительный нерв – яркие синие и желтые, зеленые и красные цвета. Женщин сильнее мотивируют красные и красно-фиолетовые оттенки, мужчин – желтые, оранжевые, зеленые и зелено-синие. При этом стратегия выбора одного оттенка из двух в паре у женщин является более предсказуемой, чем у мужчин. Полученные данные имеют широкий прикладной потенциал. Они могут использоваться в дизайне сайтов и веб-приложений для пользователей с различными социально-демографическими характеристиками, в оформлении интерактивных учебных материалов, при разработке цветовой среды обучающих и тренинговых программ.
Психология и Психотехника, 2022-4
Грибер Ю.А., Элькинд Г.В. - Влияние цвета на восприятие вкуса у людей с расстройствами аутистического спектра c. 32-43

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.39295

Аннотация: Объектом исследования являются люди с расстройствами аутистического спектра, предметом – ожидания вкуса, которые формируются у них при восприятии определенного цвета. Цель – экспериментальная проверка гипотезы о том, что вследствие специфики сенсорной обработки и дефицита мультисенсорной интеграции, кроссмодальные соответствия вкуса и цвета отличаются от ассоциативных связей нейротипичных людей не только по составу и распространенности отдельных связей, но и по количеству, когнитивной значимости и семантике выбора. В эксперименте приняли участие 20 респондентов с расстройствами аутического спектра (7 мужчин и 13 женщин) в возрасте от 18 до 20 лет. Их ответы сравнивались с результатами контрольной группы (N=20) с такими же социально-демографическими характеристиками. Экспериментальные стимулы в форме упаковки батончика имели пять различных цветов (зеленый, желтый, красный, розовый и синий) и демонстрировались участникам на экране компьютера. Эксперимент показал, что при восприятии цвета упаковки продукта люди с расстройствами аутистического спектра имеют принципиально другие ожидания вкуса по сравнению с нейротипичными участниками эксперимента. Главное различие заключается в том, что цвета в большинстве случаев вызывают у них не конвенциональные логические ассоциации со вкусом, которые доминируют в контрольной группе, а креативные – экспрессивные и скрытые. Выявленные в экспериментальной группе ассоциативные связи во многих случаях имеют эмоциональную природу, в меньшей степени зависят от контекста и имеют более свободный характер. Полученные результаты могут быть использованы в клинической практике, в системе образования и деятельности социальных учреждений.
Litera, 2020-5
Грибер Ю.А. - Геронтолингвистика цвета: обзор исследований c. 79-99

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.5.32890

Аннотация: Целью статьи является обзор существующих исследований в области геронтолингвистики цвета – новой отрасли лингвистической науки, пограничной для геронтолингвистики и лингвистики цвета, изучающей состояние лексики цветообозначений в словаре людей пожилого и старческого возраста. Автор подробно рассматривает существующие работы, обсуждающие размеры и границы отдельных цветовых категорий, сложность словаря цветонаименований в речи различных поколений носителей определенного языка, межпоколенную динамику цветонаименований, ошибочное использование терминов цвета пожилыми людьми и возможности моделирования связанных с возрастом физиологических изменений цветового зрения. Поиск источников осуществлялся через системы РИНЦ, Google Scholar, Scopus, Web of Science. В процессе работы использовались методы теоретического и сравнительного анализа, систематизации и обобщения материалов. Новизна исследования заключается в целостном, комплексном обзоре научных публикаций в области геронтолингвистики цвета с точки зрения сопоставления тем, эмпирического задела, методов и методологии изучения цветового словаря пожилой популяции. Особым вкладом автора в изучение темы является выделение и описание сложившихся тенденций объяснения возрастных изменений цветового словаря и обсуждение перспектив дальнейшего развития инструментария экспериментального исследования.
Социодинамика, 2020-5
Грибер Ю.А., Сухова Е.Е. - Цвет в визуальных репрезентациях пандемии коронавируса COVID-19: контент-анализ сообщений русскоязычных электронных СМИ c. 79-93

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.5.32989

Аннотация: Цель статьи заключается в том, чтобы представить результаты анализа визуальных репрезентаций пандемии коронавируса COVID-19 в русскоязычных электронных СМИ с точки зрения функций цвета, его связи с сюжетом, частотности доминирующего тона изображений и ее динамики. Материалом исследования стали связанные с коронавирусом публикации в электронных СМИ, вышедшие на русском языке в феврале – мае 2020 года. Временные рамки исследования охватили 100 дней, начиная с 31 января 2020 года, когда в России был зафиксирован первый случай заболевания. Отбор единиц исследования (N=1200) проводился с использованием многоступенчатой кластерной стратегии. Для сортировки материала в кластеры использовалась функция поиска по доминирующему цвету Google. Поиск осуществлялся по 12 основным цветам: девяти хроматическим (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый) и трем ахроматическим (белый, серый, черный). В кластерах отбор документов проводился методом сплошной выборки. Для каждого основного цвета в базу данных исследования включались первые 100 статей. Исследование проводилось методом контент-анализа. Фиксировалась частота внимания к исследуемой теме по специально разработанным категориям анализа. Единицей анализа и счета являлась одна статья, посвященная коронавирусной проблематике. Статистический анализ собранных данных показал, что цвет изображения коррелирует с темой информационного сообщения, представленной в нем общей оценкой ситуации и оценкой перспектив ее развития. Доминирующей формой визуальной репрезентации пандемии коронавирусной инфекции в русскоязычных электронных СМИ является изображение источника инфекции, вируса COVID-19, который в он-лайн публикациях представлен во всех основных цветах за исключением двух – ахроматических белого и серого. Во многих изображениях используются сложные, «ломаные» цвета, которые заметно отличаются от чистых оттенков по своему воздействию. Динамика цветовой репрезентации коронавируса связана с важными для развития ситуации событиями. Случайность и изменчивость цветового образа коронавируса отражает высокую тревожность общества, которая поддерживается и нагнетается сообщениями о неопределённой природе вируса и течении вызываемой им болезни. Решением проблемы могло бы стать закрепление за визуальным образом коронавируса свойственного ему серого цвета. В этом случае цвет соответствовал бы научной действительности (ведь цвета нет без света), а образ коронавируса, очищенный от агрессивного цвета, стал бы намного менее угрожающим и враждебным.
Litera, 2019-1
Грибер Ю.А., Йонаускайте Д., Мор К. - Цвета эмоций: экспериментальное исследование ассоциативных связей в современном русском языке c. 69-86

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.1.28892

Аннотация: Предметом исследования является анализ ассоциативных связей между 20 эмоциональными эмоциональными концептами (заинтересованность, веселость, гордость, радость, удовольствие, удовлетворенность, восхищение, любовь, облегчение, сострадание, грусть, чувство вины, сожаление, стыд, разочарование, страх, отвращение, презрение, ненависть, гнев) и 12 основными цветонаименованиями русского языка (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, розовый, серый, черный и белый). Исследование направлено на то, чтобы (1) установить хроматическое и ахроматическое значение эмоций; (2) определить синтагматические и парадигматические отношения между цветовыми ассоциациями; (3) провести лингвокультурологическую экспертизу национальной специфики выявленных ассоциативных связей. Представленные в статье данные собирались в ходе он-лайн эксперимента, в котором приняли участие 103 носителя русского языка (63 женщины и 40 мужчин; средний возраст участников – 36,5 лет, min – 19, max – 78, sd=16,7). Для анализа эмоций в исследовании использовалось «Женевское колесо эмоций» («Geneva Emotion Wheel», GEW, версия 3.0) – инструмент для самооценки эмоциональных переживаний, связанных с определенными событиями. Эксперимент подтвердил существование в русской культуре корреляции между светлотой цвета и валентностью эмоций: положительные эмоции, участники эксперимента, как правило, окрашивали в светлые цвета, а для отрицательных выбирали темные. Наиболее близкими оказались эмоциональные значения желтого и оранжевого, голубого и зеленого, красного и розового, черного и серого цветов. Эти же пары наиболее часто встречались вместе в составе цветовых образов.
Человек и культура, 2018-5
Грибер Ю.А., Юнг И.Л. - Здоровье и болезнь: цветовые ассоциации в современной русской культуре c. 32-43

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.23491

Аннотация: Объектом исследования являются базовые, антропологически значимые концепты "здоровье" и "болезнь". Предмет исследования – связанные с этими концептами в современной русской культуре цветовые ассоциации. Автор подробно рассматривает интенсивность цветовых ассоциаций (этот показатель оценивался на основе количества совпадений цветовых выборов для каждого понятия у разных респондентов), анализирует корреляции ассоциаций с цветовым тоном и различными группами оттенков (светлыми, чистыми, темными), выявляет связь понятий с ахроматическими цветами – белым, серым, черным. Особое внимание уделяется культурологической экспертизе установленных ассоциативных связей. Исследование проводилось методом эксперимента, в котором приняли участие 100 русскоязычных респондентов (М=36, F=64, средний возраст 23,73). Палитра эксперимента содержала 27 цветовых образцов системы NCS. Участникам эксперимента предлагалось выбрать для каждого из понятий наиболее подходящие цветовые образцы. Проведенное исследование позволило выявить устойчивые ассоциации концепта "болезнь" с темными зелено-желтыми и желтыми оттенками, которые в русской культуре ассоциируются с разложением, распадом, гниением. В структуре хроматического образа концепта "здоровье" выделены два ядра: в красно-желтой и зеленой частях спектра. Ядро в красно-желтой части спектра соотносится с образом здорового человека, который в русской лингвокультуре семантически связан со здоровым цветом лица и естественным румянцем. Доминирование зеленых оттенков объясняется устойчивым взаимодействием в русской национальной концептосфере понятий "здоровье" и "природа". Новизна исследования заключается в количественной характеристике хроматической структуры концептов "здоровье" и "болезнь"; определении тона, светлоты, насыщенности оттенков, формирующих цветовые ассоциации, и визуализации полученных ассоциативных связей.
Урбанистика, 2018-3
Грибер Ю.А., Самойлова Т.А. - Геронтологическая специфика цветовых предпочтений, связанных с выбором цвета фасада жилого дома c. 99-113

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.28178

Аннотация: Объектом исследования являются цветовые предпочтения – субъективные и коллективные цветовые симпатии, выражающиеся в определенном ранжировании основных цветов и их оттенков. Цель статьи заключается в том, чтобы (1) изучить механизмы связанных цветовых предпочтений пожилых людей в ситуации, когда цвет рассматривается как часть фасада жилого дома, (2) определить степень влияния на их решения колористики существующих построек и (3) сравнить абстрактные и связанные цветовые выборы пожилых людей с цветовыми предпочтениями людей более молодого возраста. Метод исследования – эксперимент, в котором приняли участие 20 пожилых людей в возрасте от 61 до 72 лет (средний возраст 64,95; 6 мужчин, 14 женщин). Основной вывод проведенного исследования заключается в том, что механизм цветовых выборов пожилых людей принципиально отличается от поведения более молодых участников эксперимента. Абстрактные цветовые предпочтения в разных возрастных группах заметно различаются по тону. В связанных выборах пожилых респондентов преобладают умеренные и светлые оттенки. Холодные оттенки выбираются более часто, чем теплые. В отличие от более молодых участников эксперимента, цветовые решения пожилых людей не согласуются с группой оттенков стимулов.
Урбанистика, 2018-2
Вебер Р., Грибер Ю.А. - Интенсивные недели цвета в профессиональном обучении архитекторов c. 23-34

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.2.25898

Аннотация: Объектом исследования является архитектурная цветодидактика - теория систем и методов профессионального обучения цвету в вузах архитектурного профиля. Цель статьи заключается в том, чтобы представить уникальную программу колористической подготовки архитекторов, разработанную в Техническом университете Дрездена (Германия). Авторы подробно рассматривают этапы апробации и совершенствования предлагаемой дидактической модели. Особое внимание уделяется анализу содержания программы и определению основных технологических условий по формированию комплекса умений и навыков работы с цветом при проектировании средовых объектов у архитекторов. Методологическим основанием для выводов и обобщений служит системно-структурное рассмотрение содержательных и технологических особенностей внедрения интенсивных недель цвета в профессиональное обучение архитекторов. Новизна исследования заключается в расширении рамок научно-методического обоснования комплексной системы упражнений по развитию восприятия цвета и его использования в дизайне окружающей среды. Результаты анализа имеют как практическую, так и теоретическую значимость и будут способствовать дальнейшему осмыслению архитектурного образования в мире.
Современное образование, 2018-2
Вебер Р., Грибер Ю.А. - Комплекс упражнений для обучения архитекторов семиотическому переводу цветовых реалий c. 73-85

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.2.25989

Аннотация: Объектом исследования является особая профессиональная компетенция современных архитекторов, обеспечивающая необходимый опыт постоянного перевода цветовых реалий из одной семиотической системы в другую. Предмет анализа – упражнения для обучения студентов архитектурного факультета переключению с одного языка на другой для перекодирования цветовой информации. Задача статьи заключается в обобщении практического опыта обучения семиотическому переводу, накопленного в ходе реализации уникальной авторской программы колористической подготовки архитекторов в Техническом университете Дрездена (Германия). Для решения исследовательской задачи используется метод типологизации, направленный на упорядоченное описание и объяснение различных видов разработанных и апробированных заданий. Особым вкладом авторов в исследование темы является систематизация упражнений, направленных на развитие переводческой компетенции у архитекторов. Новизна исследования заключается в выявлении и характеристике трех основных типов заданий: (1) развивающих рецептивные навыки, (2) формирующих навыки "перекодировки" субъективных и коллективных психологических реакций, (3) развивающих репродуктивные навыки.
Урбанистика, 2017-2
Грибер Ю.А. - Монохромная модель городской колористики c. 58-64

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.2.22749

Аннотация: Объектом исследования является архитектурная колористика как историко-культурный феномен. Предмет рассмотрения – монохромная цветовая гамма фасадов зданий, характерная для некоторых населенных пунктов мира. Задача статьи заключается в выявлении механизмов формирования монохромной модели городской колористики и систематизации их социокультурных особенностей. Автор подробно рассматривает главный принцип модели, определяющий связь между цветом и формой в городском пространстве, анализирует стратегии распространения монохромной колористики и механизм наследования цветовой традиции культурой. Особое внимание уделяется экспертизе существующих поселений с монохромной цветовой гаммой фасадов зданий. Для решения исследовательской задачи используется метод типологизации, направленный на упорядоченное описание и объяснение разнородных вариантов монохромной модели городской колористики. Особым вкладом автора в исследование темы является разработка историко-культурных оснований для построения типологии монохромности в архитектурной колористике. Новизна исследования заключается в выявлении и описании трех основных вариантов монохромной модели: «эволюционного», «искусственного» и «смешанного», которые заметно различаются с точки зрения механизмов формирования и социокультурных свойств. «Эволюционный» вариант представляет собой продукт естественного развития колористики поселения, «искусственный» является результатом целенаправленного цветового проектирования, а «смешанный» вариант совмещает в себе «искусственный» механизм «вживления» новой колористики с «естественным» способом дальнейшего развития новой цветовой традиции в городской ткани.
Урбанистика, 2016-4
Грибер Ю.А. - Пространство в японской городской колористике c. 81-85

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.4.21144

Аннотация: Цель статьи заключается в том, чтобы показать своеобразие принципов распределения цвета в пространстве, которые содержатся в японских нормах городского дизайна. Автор подробно рассматривает механизм формирования и восприятия городской колористики. Особое внимание уделяется анализу связи между нормами городской колористики и характерными для японской художественной культуры принципами пространственной композиции, к числу которых относится отсутствие линейности и симметрии, особое отношение к целому при самостоятельном существовании отдельного, представление о циклической подвижности, подчеркнутое внимание к оппозиции верха и низа. Для решения исследовательской задачи используется метод неформализованного анализа документов, направленный на интерпретацию фактического содержания, целей создания и контекста японских законов, регламентирующих городскую колористику. Новизна исследования заключается в реконструкции ключевых принципов ментальной модели, которая лежит в основе японской городской колористики. Особым вкладом автора в исследование темы является объяснение установки японских норм городской колористики на «замыкание» пространства, его «кадровое» восприятие, двухмерность и темпорализованность цветовых образов.
Урбанистика, 2016-4
Грибер Ю.А. - Указы, регулирующие колористику городов Российской империи c. 57-72

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.4.21560

Аннотация: Объектом исследования является комплекс документов, закрепляющих и разрабатывающих принципы городской колористики. Задача статьи заключается в том, чтобы расширить сложившиеся границы традиционного анализа документации городской колористики и представить историю развития документов, определявших цветовые нормы в городах Российской империи. Автор подробно рассматривает связанную с цветом терминологию императорских указов, состав упоминавшихся красок и их оптические свойства. Особое внимание уделяется анализу социокультурной ситуации в других европейских городах этого времени. В исследовании использовалась комбинация нескольких различных методов. На первом этапе был проведен контент-анализ хронологического указателя к полному собранию законов Российской империи, который позволил выявить комплекс императорских указов, регулирующих городскую колористику. На втором этапе использовался метод традиционного анализа документов, целью которого было составление словаря цветообозначений и, на этой основе, прояснение хроматических характеристик применявшихся пигментов. Особым вкладом автора в исследование темы является выявление и систематизация указов, закрепляющих и разрабатывающих принципы городской колористики в Российской империи. Новизна исследования заключается в анализе цветового словаря документов, включавшего как непосредственно цветонаименования, так и указывающие на них названия красок, а также представленная характеристика состава красок и их хроматических свойств.
Урбанистика, 2016-1
Грибер Ю.А. - Японская модель городской колористики c. 1-8

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.1.18298

Аннотация: Предметом исследования являются правила, регулирующие городскую колористику в Японии. Задача, которую ставит и решает автор статьи, состоит в том, чтобы представить японские нормы цветового проектирования в контексте японской культуры и, таким образом, защитить их от разрушающей рефлективной симметрии в восприятии и оценке. Автор подробно рассматривает законодательные нормы городской колористики Японии. Особое внимание удаляется анализу связи предлагаемых принципов регламентации городской колористики с японской эстетикой и со сложившимися в японской культуре представлениями о красоте и цветовой гармонии. Основной методологический принцип, определяющий ракурс рассмотрения японской модели городской колористики, заключается в смещении акцента с формы нормативных документов на содержание лежащих в их основе культурных норм, продуктом которых они являются. Новизна исследования состоит в определении специфики японской модели городской колористики: основной идеи вводимых цветовых ограничений, структуры и содержания палитры, принципов и правил сочетания разрешенных оттенков. Основным выводом проведенного исследования является «природоподражательный» и «саморазвивающийся» характер японской городской колористики, в которой нормы цветового дизайна, как правило, не задают жесткую цветовую гамму, а предоставляют каждому горожанину возможность самостоятельного выбора.
Социодинамика, 2015-9
Грибер Ю.А., Егоров А.Г. - Тактический урбанизм как форма модернизации повседневности c. 1-79

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.9.16196

Аннотация: Предметом исследования является тактический урбанизм как социокультурная практика современного общества, которая, несмотря на свою растущую популярность среди все новых слоев населения, достаточно редко становится объектом научного внимания. Автор подробно рассматривает содержательные и структурные особенности тактического урбанизма как самостоятельного феномена, анализирует механизмы и стратегии современного планирования развития городских территорий. Особое внимание уделяется характеристике особенностей участников тактического урбанизма, их идей и ценностей в контексте неоднородной морфологии городской культуры. Основной теоретический принцип, определяющий ракурс рассмотрения тактического урбанизма как особой социокультурной практики, заключается в представлении о фрактальной вложенности культуры. В качестве удобной методологической призмы используются также предложенные М. Фуко направления анализа структуры организации пространства знания. Особым вкладом автора в исследование темы является предложенная в статье социокультурная экспертиза тактического урбанизма в контексте городского развития. Новизна исследования заключается в анализе структуры и факторов напряженности антропологического диспозитива современного урбанизма, а также в обозначении социокультурных предпосылок и возможностей использования тактического урбанизма в качестве одной из форм модернизации городской повседневности.
Человек и культура, 2015-6
Грибер Ю.А., Милонас Д. - Картография цвета: эмпирический анализ цветонаименований русского языка c. 64-94

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.16636

Аннотация: Предметом исследования является практика использования денотативных образцов в эмпирических исследованиях терминов цвета. Авторы рассматривают историю и возможности эмпирического изучения названий цвета с использованием цветовых таблиц и фиксированных цветовых образцов в русском языке и приводят результаты собственного исследования. Особое внимание уделяется характеристике процедуры анализа. Рассматриваются количество и структура полученных цветообозначений, распределение основных цветонаименований русского языка, структура психологически выделенных цветообозначений, наиболее распространенные модели обозначения оттенков, степень нормативности зафиксированной цветовой лексики. Метод исследования – эксперимент, инструментарий которого позволяет сопоставить цветовые термины русского языка с цветовыми шкалами RGB и Манселла. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что ряд непроизводных неосновных слов русского языка уже достаточно прочно вошли в речевой обиход и имеют широкое употребление, поэтому их нельзя игнорировать при построении разного рода классификаций. Природа экспериментальных образцов и использование особых процедур их компьютерной обработки позволили выделить основные категории цветонаименований русского языка, составить перечни слов для каждой категории и представить «смысл» категорий в виде графического распределения (поля) оттенков. Такой способ представления данных не только является более информативным по сравнению с традиционным, но и открывает более широкие перспективы для их последующего анализа, прежде всего сопоставительного. В долгосрочные задачи исследования входит создание универсальной модели цветообозначений, предназначенной для развития внутри- и кросскультурной цветовой коммуникации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.