ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Карякина Татьяна Дмитриевна
Исторический журнал: научные исследования, 2021-5
|
Карякина Т.Д. - Портрет в западноевропейском фарфоре XVIII века |
|
c. 9-20
|
DOI: 10.7256/2454-0609.2021.5.36215
Аннотация: Статья посвящена портретным изображениям в западноевропейском фарфоре XVIII в. Рассматриваются произведения, созданные в разных странах Европы: в Германии (Мейсен), Франции (Севр), Австрии (Вена) и Англии (керамическая мануфактура Веджвуда). Авторами портретов являются выдающиеся мастера фарфора: Кендлер, Буазо, Грасси. Скульптурные портретные изображения саксонского курфюрста Августа III, французской королевы Марии-Антуанетты и австрийского императора Иосифа II отличаются высокими художественными достоинствами. В статье рассматриваются произведения фарфоровой пластики, а также живописные портреты. В трактовке образов ярко проявились черты трех стилей, характерных для искусства XVIII в.: барокко, рококо и классицизма. В портретных изображениях также нашли отражение темы, типичные для эпохи Просвещения. В статье выявляются также специфические особенности произведений художников, которые работали на различных европейских фарфоровых мануфактурах. Для методологии данного исследования основными являются: подробный стилистический анализ произведений барокко, рококо и классицизма; принципиальное рассмотрение произведений в исторической последовательности для выявления эволюционных изменений; компаративный анализ для определения национальных и авторских особенностей. Новизна данной статьи состоит в том, что впервые обобщенно исследованы портретные изображения в фарфоре XVIII в. разных стран: Германии, Франции и Австрии. При этом выявлены специфические особенности произведений различных художников.
Исторический журнал: научные исследования, 2020-2
|
Карякина Т.Д. - Аллегорический и символический смысл произведений западноевропейского фарфора XVIII века |
|
c. 30-37
|
DOI: 10.7256/2454-0609.2020.2.32607
Аннотация: В статье рассматриваются произведении различных фарфоровых мануфактур: итальянской Доччиа, немецких Мейсена и Нимфенбурга, венской и французской Севрской. В этих произведениях выявляется их аллегорическое прочтение и символический смысл. Именно такой содержательный аспект является одним из характерных в искусстве барокко и рококо. Особое внимание в статье уделяется выявлению аллегорических атрибутов и специфических элементов формы и декора, имеющих символический смысл. Произведения фарфора, авторами которых являются выдающиеся европейские мастера (Сольдани, Кендлер, Эберлейн, Бустелли, Нидермейер и Фурнье), подробно анализируются. В подобных произведениях декоративно-прикладного искусства нашли отражение особенности мировосприятия человека XVIII века – эпохи Просвещения. Основополагающими в исследовании стали следующие методы истории искусства: формально-стилевой и иконологический анализ произведений фарфора, которые позволяют выявить смысловое наполнение образов. Научная новизна состоит в том, что впервые в отечественном искусствознании проведено комплексное исследование произведений фарфора XVIII века разных стран с целью выявления символического смысла. Подробное исследование произведений дает основание сделать выводы о том, что символическое содержание характерно для искусства барокко и рококо, а также о том, что в подобных произведениях нашла отражение одна из особенностей образной системы искусства XVIII века.
|