по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Бабанов Алексей Вячеславович
Философская мысль, 2020-10
Бабанов А.В. - Феномен согласия с собой c. 59-71

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.10.33074

Аннотация: Статья посвящена анализу феномена согласия с собой. На основе идей Х. Арендт были проанализированы различные аспекты согласия с собой, показана их взаимосвязь. Этот феномен рассматривался в трех аспектах: 1. отношения субъекта к самому себе (психология); 2. «сократического» мышления как внутренней речи; 3. нравственного поступка. В основе всех трех аспектов данного феномена лежит концепция «сократического» мышления как внутреннего диалога, поэтому особое внимание было уделено анализу его особенностей. Также осуществлен сравнительный анализ «сократического» мышления и других концепций мышления, в частности, М. Хайдеггера.          Согласие с собой в каждом соответствующем аспекте рассмотрения имеет следующее значение: 1. Позитивное отношение к себе, проявляющееся в самоуважении. Было показано, что согласие возможно только как одностороннее отношение к себе, поэтому более точной его характеристикой будет самоуважение, а не «дружба с собой». Самоуважение может вытекать из опыта размышления как разговора с собой по поводу своих мыслей и поступков; 2. Условие мышления, а именно как согласие в мысли (непротиворечивость) и с мыслью. Было показано, что согласие с собой не сводится к логическому закону непротиворечия. Как проявление экзистенциального процесса мышления оно не является формализованной процедурой и зависит от личного отношения, ценностей субъекта. Сделано предположение, что самоуважение как проявление согласия невозможно непосредственно, без суждений внутреннего диалога; 3. Отталкиваясь от идей Х. Арендт, была также намечена возможность понимания согласия в мышлении как этического принципа или внутреннего эталона совести, распространяющегося на поступки индивида. В концовке делается вывод, что феномен согласия с собой имеет полноценное значение только для «сократического» мышления, за которое ответственен сам мыслящий человек, а не история, мировой дух или бытие.
Философия и культура, 2019-11
Бабанов А.В. - Онтологическая этика В.В. Бибихина c. 65-79

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.11.31261

Аннотация: Статья посвящена исследованию онтологической этики В.В. Бибихина. Человек не отделяется В.В. Бибихиным от других видов животных, а этика понимается как возрожденная аристотелевская этология – наука о поведении живого. Однако В.В. Бибихин не занимается перенесением данных биологии как науки на почву философии. Он создает свою собственную философию, которая только в некоторых пунктах пересекается с биологией, но в целом является самобытной феноменологией – «видением» живого. При чтении текстов философа главной была герменевтическая установка: стремление понять прочитанное, следуя за мыслью автора, замечая при этом сложности, с которыми эта мысль сталкивается. Основные выводы исследования: 1) возвращение к тождеству с миром является главной целью онтологической этики; 2) на основе различения культуры (неподлинного) и правды (пространства странности), В.В. Бибихин показывает возможность естественного бытия человека, которое улавливается в сыром переживании, в чистом присутствии, в свободном поступке; 3) сущность человека понимается как «видение» – взгляд на перспективу собственного роста, успеха в бытии. По мысли В.В. Бибихина, человек – это религиозное животное, а религия есть продолжение биологии живого; 4) живое существо является автоматом – самосущим, включенным в мировой автомат. При этом автомат понимается, исходя из идеи перводвигателя Аристотеля, и противопоставляется искусственному автомату, машине, которая существует не сама; 5) Свобода состоит в видении своего: видишь или не видишь свое (добро). Формула своего, то есть свободного поступка хорошо передается словами «не могу иначе».
Философия и культура, 2015-9
Бабанов А.В. - Вера Л. Шестова и Л.Н. Толстого

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.9.16343

Аннотация: Предметом исследования являются концепции веры Л. Шестова и Л.Н. Толстого. Объект исследования: религиозно-нравственное учение Л.Н. Толстого и философия Л. Шестова. Особое внимание уделяется проблемам соотношения веры и разума, веры и нравственности, выявлению различия в осмыслении отношения человека к абсолютному началу мира у двух мыслителей. Цель работы - показать общую "этическую" направленность мысли Шестова и Толстого, проанализировать задание ими на разных основаниях субъектного отношения к миру. Методология исследования предполагает комплексный анализ имеющихся источников по теме исследования. Был использован метод сравнительного анализа. Основными выводами проведенного исследования состоят в следующем: Если в философии Шестова вера и разум исключают друг друга, то в мысли Толстого вера обосновывает разум, а разум "подводит" к вере, выявляет ее. Согласно Шестову, вера противостоит и нравственности, тогда как у Толстого вера является необходимым условием нравственных поступков. Тем не менее, общая интенция мысли Шестова и Толстого по существу этическая: идея веры Шестова есть полагание морали не в ограниченных пределах возможного и должного, а в пределах не детерминированного решения абсолютного субъекта. Для Толстого идея морали совпадает с должным, высшим «Я», которое мыслиться совершенным, и отношение к которому задает пространство морального совершенства.
Философия и культура, 2015-8
Бабанов А.В. - Ницше и Шестов: отказ от воли и апология воли

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.8.15718

Аннотация: Статья посвящена выявлению различия философских концепций Ницше и Шестова. Мысль Ницше и Шестова сопоставляется сквозь призму идей философии Ницше: воли к власти и нигилизма. Эти идеи зафиксированы в виде полярных понятий, то есть имеющих два противоположных смысла. Так, пожалуй, главный тезис философии Шестова – о вере, отменяющей бывшее зло, – видится сопоставимым с негативным смыслом этих полярных понятий. В заключительной части статьи уже философия Ницше в целом осмысливается через идеи Шестова. Ключ к мысли обоих философов автор видит в понятии воли. Особое место в работе занимает анализ конфликта воли и прошлого, по-разному разрешаемого Ницше и Шестовым. Этика великодушия Ницше и этика дерзновения Шестова – так можно охарактеризовать два философских проекта по преодолению бессилия воли в отношении необходимого прошлого. Основной метод исследования: сравнительный анализ. Автор сравнивает философию Ницше и Шестова, задействуя интерпретации их идей В.В. Бибихиным, Х. Арендт, Ж. Делезом. Новизна исследования заключается в оригинальном анализе различия двух способов мыслить, представленных в концепциях Ницше и Шестова. Различие между мышлением и волей, основанное на идеях Х. Арендт, коррелирует с противоположным пониманием субъекта у Ницще и Шестова. В философии Ницше воля выступает как нигилистическая по существу, то есть отрицающая самодостаточность жизни, мира в целом. Ницше, преодолевая нигилизм воли и ее бессилие изменить прошлое, отказывается от воли в пользу полноты созерцания-принятия тождества себя и мира. Философия Шестова, напротив, является апологией воли, в вере обретающей власть над необходимым для разума прошлым и миром в целом. Очевидный антагонизм, проявившийся в ходе сравнения двух философов, помогает лучше высветить мысль каждого.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.