по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Альперович Валерия Дмитриевна
Психология и Психотехника, 2023-4
Альперович В.Д. - Субъективный «образ мира»: сравнительный анализ концептуальных моделей c. 104-117

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.4.68726

Аннотация: Представления человека об окружающем мире влияют на поведенческие стратегии в повседневном общении. Проблемы их конструирования и трансформаций актуальны в ситуации стабильной транзитивности, подразумевающей в т.ч. пандемию коронавируса. В данных условиях повышается интерес психологов к изучению переживания и выражения личностью нового социального опыта, а также к особенностям субъектов на этапе ранней взрослости, гибко реагирующих на текущие общественные изменения. Цели исследования заключались в проведении сравнительного анализа концептуальных моделей, отражающих устойчивость и изменчивость индивидуального «образа мира», и определении возможностей нарративного анализа данного феномена на разных примерах интерпретации событий и ситуаций взаимодействия с другими людьми. Сформулирована гипотеза исследования о том, что персональный «образ мира» как феномен, обладающий одновременно устойчивостью и изменчивостью, может быть изучен посредством обращения к речевым формам, в т.ч. к метафорам и нарративам о взаимодействии с разными коммуникативными партнерами. Методы. Применен сравнительный теоретический социально-психологический анализ деятельностного, психосемантического и иных подходов к изучению феномена «образ мира», а также интерпретация результатов некоторых эмпирических исследований биографических нарративов. Результаты исследования. Показано, что персональный «образ мира», обладающий одновременно устойчивостью и изменчивостью, может быть изучен посредством обращения к речевым формам: взаимодействие человека с партнерами по общению в различных категориях отражается в его метафорах и нарративах. Выводы. Научная новизна и оригинальность исследования состоят в следующем. Проведен сравнительный анализ концептуальных моделей «образа мира». Представлена авторская нарративная модель анализа взаимодействия с другими людьми в «образе мира» на этапе ранней взрослости. Возможности нарративного анализа представлений субъекта о других людях в его «образе мира» раскрыты на примере различных эмпирических исследований.
Психология и Психотехника, 2020-3
Альперович В.Д. - "Свои" люди, "чужие" люди и "образ мира" взрослой личности c. 54-68

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.3.33852

Аннотация: Исследование, представленное здесь, посвящено проблеме взаимосвязей представлений субъекта о других людях и феномена «образ мира». Она актуальна для ученых-гуманитариев в разных странах в условиях обострения различных макросоциальных конфликтов. Проведено теоретическое исследование взаимосвязей феноменов «образ мира», «картина мира», «модель мира» и подходов к ним в российской психологии. Рассмотрены результаты эмпирического исследования «образа мира», выраженного в рисунках, сквозь призму метафорических представлений взрослой личности о «своих» и «чужих» людях. Цель исследования заключалась в проведении сравнительного анализа особенностей «образа мира» у лиц, различающихся метафорическими представлениями о «своих» и «чужих» людях. Предметом исследования стали метафоры «своего» и «чужого» человека, базисные убеждения личности и типы «образа мира», представленные в рисунках и в вербальных характеристиках. Применены следующие методы: контент-анализ метафор, тестирование, анализ рисунков, методы математической статистики (квартили, H-критерий Краскела-Уоллеса, регрессионный анализ). Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что впервые разработаны дополнительны параметры анализа «образов мира» личности, выраженных в рисунках. Впервые выявлены взаимосвязи разных видов метафор «своих» и «чужих» людей как партнеров по общению и параметров «образа мира» субъекта, выраженного в рисунках. Сделаны выводы о том, что атрибуция позитивных метафорических социально-психологических характеристик «своим» и «чужим» людям связана с позитивной оценкой объектов окружающего мира. Стереотипизация образов других людей как партнеров по общению связана со стереотипизацией «образа мира» в сознании субъекта. Результаты проведенного исследования в целом свидетельствуют о том, что представления субъекта о «своих» и «чужих» людях влияют на его «образ мира». Они могут применяться в социально-психологическом консультировании при разработке программ коррекции системы отношений субъекта к себе и другим людям.
Психолог, 2019-6
Альперович В.Д. - Метафорические представления о трудных жизненных ситуациях и копинг-стратегии беременных женщин c. 52-63

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.6.31560

Аннотация: Исследование, представленное в данной статье, основано на российской концепции совладающего поведения. Оно посвящено проблеме беременности как предиктора динамики копинг-стратегий взрослых женщин. Цель исследования заключалась в том, чтобы провести сравнительный анализ копинг-стратегий и метафорических представлений о трудной жизненной ситуации у беременных и небеременных женщин. Предметом исследования стали копинг-стратегии и метафоры трудных жизненных ситуаций беременных женщин, женщин, имеющих детей, и женщин, не имеющих детей. Применен контент-анализ метафор, тестирование и методы математической статистики (H-критерий Кruskal-Wallis и регрессионный анализ). Научная новизна исследования заключается в том, что обнаружены различия копинг-стратегий беременных женщин, женщин, имеющих детей, и женщин, не имеющих детей. Проведен сравнительный анализ их метафорических представлений о трудных жизненных ситуациях. Установлено влияние этих представлений на выбор женщинами рациональных и адаптивных копинг-стратегий.
Психолог, 2018-3
Альперович В.Д. - Метафоры «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом как репрезентации этнического «образа мира» c. 1-18

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26751

Аннотация: Данное исследование посвящено проблеме различия метафорических представлений о людях с другим этнокультурным внешним обликом как репрезентаций различных этнических «образов мира». Цель исследования заключалась в проведении сравнительного анализа метафор «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом у лиц с аналогичным этнокультурным внешним обликом. Предметом исследования выступили метафоры «своих» и «чужих» людей со «славянским», «кавказским» и «азиатским» внешним обликом у лиц со «славянским» внешним обликом. Применены следующие методы: контент-анализ метафор, корреляционный анализ. Применена разработанная автором методика исследования метафор «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом. Впервые установлено, что метафорические образы «чужих» людей и «врагов» с «азиатским» внешним обликом более позитивные, чем метафорические образы «чужих» людей и «врагов» с «кавказским» внешним обликом. Респонденты воспринимают «своих» людей с «кавказским» внешним обликом как имеющих большее сходство с ними, чем «своих» людей с «азиатским» внешним обликом. Сделаны выводы о том, что образы «своих» людей с разным этнокультурным внешним обликом в субъективном восприятии могут иметь сходную структуру, могут быть опосредствованными одними и теми же критериями категоризации окружающих людей в континууме «свой»-«чужой», а образы «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом могут структурно различаться. Стереотипные метафоры партнеров по общению с разным внешним обликом свидетельствуют о воздействии этнокультурных кодов на представления о других людях из разных этнокультурных групп. Результаты исследования могут применяться в прикладной социальной психологии конфликта и дискриминации.
Психолог, 2017-3
Альперович В.Д. - Метафоры «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом в связи со стратификационными характеристиками взрослой личности c. 88-104

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.22570

Аннотация: Исследование посвящено проблеме различия представлений, выраженных в метафорах и нарративах, о «своих» и «чужих» людях с разными типами этнокультурного внешнего облика. Цель исследования заключалась в том, чтобы провести сравнительный анализ метафор «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом у субъектов с разными стратификационными характеристиками (пол, возраст, уровень образования). Предметом исследования выступают метафоры «своего» и «чужого» человека, Врага и Друга у мужчин и женщин, находящихся на этапах ранней и средней взрослости, с незаконченным высшим образованием и имеющих высшее образование. Применены следующие методы: контент-анализ метафор, методы математической статистики (квартилирование, кластерный анализ, U-критерий Манна-Уитни, H-критерий Краскала-Уоллеса). На основе когнитивной концепции метафоры разработана методика исследования метафор «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом. Впервые установлено, что, в рамках данной выборки, с возрастом, к периоду средней и поздней взрослости, усиливается тенденция наделять положительными социально-психологическими свойствами «чужих» людей со «славянским» внешним обликом, «своих» и «чужих» людей с «кавказским» внешним обликом, позитивно оценивать их роль в общении. Восприятие другого человека становится более дифференцированным. Впервые показано, что респонденты с незаконченным высшим образованием более склонны приписывать отрицательные социально-психологические свойства «своим» и «чужим» людям с «кавказским» и с «азиатским» внешним обликом, негативно оценивать их роль в общении, чем респонденты с высшим образованием. Восприятие лицами, еще не получившими высшее образование, в период ранней молодости, «своих» и «чужих» партнеров по общению из других этнокультурных групп стереотипно. Респонденты-мужчины более склонны подчеркивать различия с «чужими» партнерами по общению, особенно с представителями иных этнокультурных групп, чем респонденты-женщины. Впервые описаны четыре интерпретативных репертуара восприятия «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом. Они различаются в той степени, в которой субъекты наделяют положительными и отрицательными социально-психологическими свойствами «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом, а также оценкой взаимодействия данных партнеров по общению как конкурентного или как кооперативного. Впервые разработана эмпирическая модель взаимосвязей метафор «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом и стратификационных характеристик личности. Результаты исследования могут применяться в прикладной социальной психологии конфликта и дискриминации.
Психолог, 2017-2
Альперович В.Д. - Интерпретативные репертуары восприятия «своего» и «чужого» человека в метафорах разных видов и нарративах взрослой личности c. 30-46

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.2.22123

Аннотация: Исследование посвящено проблеме когнитивных факторов феноменов «дискриминация» и «язык вражды». Цель исследования заключалась в том, чтобы выявить различия метафор «своих» и «чужих» людей и нарративов о взаимодействии с ними, отражающих разные интерпретативные репертуары восприятия другого человека как «своего» и «чужого». Предметом исследования выступили метафоры «своего» и «чужого» человека, уровень выраженности принятия дискриминационных практик по отношению к другим людям, социально-психологические характеристики представлений взрослых о Враге и Друге, содержательные особенности нарративов о ситуациях взаимодействия субъекта со «своими» и «чужими» людьми. Применены следующие методы: классификация метафор, анализ характеристик представлений о Враге и Друге, нарративный анализ ситуаций взаимодействия со «своими» и «чужими» людьми, методы математической статистики (квартилирование, кластерный анализ, H-критерий Кruskal-Wallis). Впервые установлено, что разные интерпретативные репертуары восприятия «своих» и «чужих» людей связаны с разными уровнями выраженности принятия дискриминационных практик по отношению к другим людям. Впервые описаны четыре интерпретативных репертуара восприятия «своих» и «чужих» людей, которые различаются метафорами «своих» и «чужих» людей, содержательными особенностями нарративов о ситуациях взаимодействия субъекта со «своими» и «чужими» людьми и характеристиками представлений личности о Враге и Друге. Выделены два интерпретативных репертуара, в которых субъект разделяет окружающих на «своих» и «чужих» и стабильно, вне зависимости от контекста взаимодействия с ними, приписывает им социально-психологические свойства. Также выделены два интерпретативные репертуары, в которых свойства «своих» и «чужих» людей в восприятии субъекта варьируются, в зависимости от особенностей его взаимодействия с ними. В разных социально-психологических контекстах партнеры по общению становятся для него как «своими», так и «чужими». Впервые разработана эмпирическая модель интерпретативных репертуаров восприятия «своего» и «чужого» человека, выраженных в содержательных особенностях биографических нарративов, связанных с характеристиками «врагов» и «друзей», интегрированных метафорами «своих» и «чужих» людей.
Психология и Психотехника, 2017-1
Альперович В.Д. - Метафоры «своих» и «чужих» людей как репрезентации «образа мира» личности в российской психологии c. 51-61

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.1.22407

Аннотация: В данной статье затронута проблема влияния «образа мира» личности на ее восприятие и категоризацию других людей. Цели теоретического исследования заключались в том, чтобы установить взаимосвязи метафор «своих» и «чужих» людей и феномена «образ мира» личности, а также провести сравнительный анализ данных метафор в связи с разными типами «образа мира». Предметом теоретического исследования выступили метафоры «своего» и «чужого» человека и содержательные характеристики разных типов «образа мира». Приведены результаты эмпирического исследования метафор «своих» и «чужих» людей в разных интерпретативных репертуарах их восприятия. В эмпирическом исследовании применены следующие методы: классификация метафор, нарративный анализ, анализ характеристик представлений, методы математической статистики. Впервые проведен сравнительный анализ разных интерпретативных репертуаров восприятия «своих» и «чужих» людей в связи с «образами мира» личности разных типов. На основе когнитивной концепции метафоры впервые разработана модель метафор разных видов в интерпретативных репертуарах восприятия «своих» и «чужих» людей как репрезентаций «образов мира» личности.
Психология и Психотехника, 2016-6
Альперович В.Д. - Метафоры в интерпретативных репертуарах образов «своих» и «чужих» людей

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.6.19988

Аннотация: В данной статье затронута проблема дифференциации партнеров по общению в качестве «своих» и «чужих» людей. Обсуждается роль метафор в восприятии других людей как «своих» и «чужих» и критерии их категоризации в общении и взаимодействии. Предметом нашего эмпирического исследования являются взаимосвязи метафор "своих" и "чужих" людей и интерпретативных репертуаров восприятия других людей (диспозиционного, поведенческого, нормативного, мифологического и т.п.) как "своих" и "чужих", "друзей" и "врагов". На основе когнитивной концепции метафоры в психологии разработан классификатор метафор «своих» и «чужих» людей, включающий антропоморфные, артефактные, абстрактные, зооморфные, природоморфные и "магические" метафоры. Показано, что метафоры разных видов составляют разные интерпретативные репертуары образов «своих» и «чужих» людей. Антропоморфные метафоры являются средствами диспозиционного репертуара, метафоры-атрибуты и метафоры сходства и различия являются средствами как диспозиционного, так и поведенческого репертуаров. Артефактные метафоры выступают средствами нормативного репертуара. Зооморфные метафоры и природоморфные метафоры составляют часть мифологического репертуара. «Магические» метафоры являются инструментами фаталистического репертуара.
Национальная безопасность / nota bene, 2016-2
Альперович В.Д. - Представления о Враге лиц, различающихся самоэффективностью и самоотношением

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.2.15608

Аннотация: В стaтье затрoнутa прoблема влияния самоотношения личности на ее предстaвления о Другoм человеке в разных категориях: Друге-Враге, "своем"-"чужом". Цель исследования заключалась в сравнительном анализе социально-психологических характеристик представлений о Враге у лиц, различающихся особенностями самоотношения и самоэффективности. Предметом исследования стали социально-психологические характеристики представлений личности о Враге, параметры ее самоотношения (выраженность самоуважения, аутосимпатии, ожидания положительного отношения от других, самоинтереса), уровень выраженности ее самоэффективности. Мы применили качественные и количественные методы исследования: тестирование, категориальный структурно-содержательный анализ представлений, методы математической статистики (частотный анализ, кластерный анализ, непараметрический критерий). Выявлено, что вoсприятие Врага в качестве агрессора, манипулятора связано с низкими уровнями вырaженности самoуважения, ожидaния отношения других к себе, аутoсимпaтии и самоинтереса, самоэффективности; вoсприятие Врагa как когнитивно и ценностно чуждoго субъектa связано с высoкими уровнями выраженности дaнных параметрoв. Социально-психoлогические хaрактеристики представлений личности o Враге различaются, в зависимoсти от особеннoстей ее самоотношения и уровня вырaженности ее самоэффективности, что составляет новизну исследования и свидетельствует в пользу выдвинутой автoрaми гипотезы. Результаты исследования могут быть использованы в социально-психологическом консультировании, при разработке программ тренингов толерантности в антитеррористической деятельности.
Психология и Психотехника, 2015-11
Альперович В.Д. - Метафоры Врага и Друга в связи с метафорами субъекта жизненного пути личности

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.11.16770

Аннотация: В статье описано пилотажное эмпирическое исследование метафор Врага и Друга в связи с метафорами субъекта жизненного пути у лиц на этапе ранней и средней взрослости. Проблемой основного эмпирического исследования выступают когнитивные предикторы феноменов «дискриминация» и «язык вражды», выраженные в представлениях личности о Враге, их метафорическая и нарративная основа. Цель данного исследования заключалась в том, чтобы выявить особенности метафор Врага и Друга у лиц, различающихся метафорами субъекта жизненного пути. Предмет пилотажного исследования: метафоры субъекта жизненного пути, метафоры Врага и Друга личности на этапе ранней и средней взрослости. В пилотажном исследовании был применен качественный метод исследования, вслед за А.А. Бочавер (2010): категориальный анализ метафор. Обнаружены метафоры, в которых в разной степени выражено принятие личностью ее субъектной позиции, авторства своего жизненного пути. Впервые установлено, что метафоры, в которых подчеркнута «авторская» позиция субъекта, связаны с полярностью оценок Врага и Друга, усилением позитивных черт в образе Друга и негативных черт ― в образе Врага. Метафоры, в которых менее выражены границы между субъектом и его социальным окружением, связаны с амбивалентностью образов Врага и Друга, атрибуцией Врагу и Другу как позитивных, так и негативных черт. Полученные данные свидетельствуют в пользу выдвинутой гипотезы о том, что метафоры Врага и Друга различаются у лиц с разными метафорами субъекта жизненного пути. Результаты пилотажного исследования могут быть использованы в социально-психологическом консультировании, результаты основного эмпирического исследования метафор Врага и Друга как одного из когнитивных предикторов дискриминации и «языка вражды» ― при разрешении прикладных проблем психологии конфликта, психологической безопасности личности, психологии антитеррористической деятельности.
Психология и Психотехника, 2014-7
Альперович В.Д. - «Свои» и «чужие» в биографических нарративах студентов-психологов

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.12139

Аннотация: В статье рассмотрeно конструирование личностью феномена «свой-чужой» в биографическом нарративe. В зарубежной и отечественной психологии проанализировано самоопределение героя в нарративах сквозь призму его взаимодействия с иными персонажами; раскрыты особeнности представлений о Другом человеке как Враге и Друге, «своeм-чужом», в связи с образом «Я». Проблемой исследования стало конструирование личностью феномена «свой-чужой», в зависимости от жанра свободного повествования. Тем не менее, в российской психологии недостаточно изучено конструирование личностью феномена «свой-чужой» в свободном повествовании. Цель данного исслeдования заключалась в выявлении содержательного наполнения категории «свой-чужой» в биографических нарративах различных жанров. Предмет исследования составили сюжетно-персонажные особенности биографических нарративов студeнтов-психологов. Применены качественные методы (интерпретация, нарративный анализ ― выявление структурных компонентов текста, по У. Лабову, пространственно-временных отношений; определение жанра повествования). Впервые показано, что в биографиях-хрониках в бинарной оппозиции «свои-чужие» акцeнтирован полюс «свои»; в сказочных, любовных, бытовых новеллах и эссе акцентирован полюс «чужие». Впервые предложено эмпирическое обоснование гипотeзы о том, что содержательное наполнение категории «свой-чужой» в биографичeском нарративе может быть взаимосвязано с его сюжетно-персонажными особенностями. Рeзультаты исследования, обусловливающие его новизну, могут быть использованы при анализе поколенческой ментальности, в психотерапевтической практике.
Психология и Психотехника, 2013-10
Альперович В.Д. - Влияние представлений калмыцких и русских студентов о «своем» на принятие дискриминационного отношения к представителям этнокультурных групп

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.10.9177

Аннотация: В условиях социальной нестабильности, обострения межэтнических конфликтов актуальным становится изучение формирования, динамики этнической идентичности, поддерживаемой в том числе посредством этнических стереотипов, дискриминации других людей по этническим признакам; когнитивно-эмоциональный компонент этих феноменов отчасти составляют образы Другого человека в разных категориях: Мы-Они, свой-чужой, Друг-Враг. Тем не менее, влияние социально-психологических характеристик представлений о «своем»-«чужом» на особенности дискриминационного отношения к членам иных этносов недостаточно изучено. Цель данного исследования заключалась в выявлении взаимосвязей особенностей представлений о «своем» как Друге (на примере русских и калмыцких студентов) и дискриминационного отношения к представителям иных этнокультурных групп. Применены качественные и количественные методы (субъективное шкалирование, категориальный, частотный, кластерный анализ). Показано, что русские и калмыцкие респонденты, придавая разную значимость аспектам образа Друга, приписывают различные свойства членам славянских, кавказских, азиатских этносов, демонстрируют разные модальности отношений к ним, дискриминируют их в различной степени; данные свидетельствуют в пользу гипотезы о влиянии представлений о «своем» как Друге на принятие дискриминационного отношения к членам иных этносов. Результаты исследования могут быть использованы при организации тренинга межэтнической и межкультурной толерантности, тренинга решения конфликтов в разных сферах взаимодействия, при создании социально-психологических технологий антитеррористической деятельности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.