по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Коптелова Татьяна Ивановна
Философская мысль, 2019-5
Коптелова Т.И. - Феномен неустойчивости существования современного человека в парадигме органической философии: понимание и преодоление c. 25-36

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.5.30028

Аннотация: Предметом исследования является проблема неустойчивости существования современного человека, которая рассматривается в парадигме органической философии, преодолевающей противоречия, возникающие в механистическом и диалектическом понимании человека, природы и техники. Органическая философия позволяет реконструировать различные интеллектуальные традиции в понимании неустойчивости человеческого существования как утраты способности адаптации к меняющимся природным и культурным условиям. Восстановление устойчивых духовных ценностей и понимание смысла человеческого существования необходимо для жизни будущих поколений. Решение проблемы смысловой, нравственной и природной неустойчивости в существовании современного человека требует интеграции достижений различных наук, единство человеческого разума, воображения и переживания (органического сочетания различных форм познания: науки, искусства и религии). Достаточно широкой возможностью и опытом интеграции знаний обладает органическая философия. Рассмотрение феномена неустойчивости существования современного человека осуществляется с использованием методологии органической философии, а также при помощи различных видов анализа (типологического и сравнительного), с привлечением метода синтеза и историко-философской реконструкции. При этом методология органической философии способствует интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний, математических методов анализа и традиций интеллектуальной деятельности, сложившихся в искусстве и религии. Научная новизна исследования — рассмотрение проблемы неустойчивости человеческого существования с точки зрения органической философии. При этом парадигма органической философии позволяет преодолевать противоречия между материальным и духовным компонентами природы и техники, помогает соединять статический язык классической науки с динамическим языком искусства, интегрирует религиозную христианскую традицию с интеллектуальными достижениями материалистического взгляда на мир.
Сельское хозяйство, 2019-4
Коптелова Т.И. - Интеграция знаний и междисциплинарное сотрудничество в решении агроэкологических вопросов (на примере Нижегородской ГСХА) c. 10-22

DOI:
10.7256/2453-8809.2019.4.30191

Аннотация: Предметом исследования является опыт интеграции научных знаний и междисциплинарное сотрудничество в решении агроэкологических вопросов с целью повышения экономической эффективности и принятия оптимальных управленческих решений в сфере АПК. Данная проблема рассматривается на примере Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. Анализ изучаемого предмета предполагает рассмотрение результатов согласованного использования инновационных разработок различных отраслей научно-практического знания в решении важнейших агроэкологических проблем и повышении эффективности управления интеллектуальными ресурсами для обеспечения устойчивого экономического развития сельских территорий. Рассматриваются теоретические и практические аспекты синтеза научных знаний в решении указанных проблем, а также возможности интеграции содержания научно-образовательных процессов и производственной практики в аграрных вузах России. Исследование проведено с использованием различных видов анализа (типологического и сравнительного), с применением метода историко-философской реконструкции. Научная новизна данного исследования заключается в том, что интеграция научных знаний и междисциплинарное сотрудничество в решении актуальных вопросов агроэкологии рассматривается с точки зрения органической философии (на её методологической основе) с привлечением научно-образовательного и производственного опыта Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии.
Философская мысль, 2018-8
Коптелова Т.И. - Интерпретации цифровой экономики в механистической и органической философии c. 34-42

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.8.25481

Аннотация: В научной статье анализируется сущность цифровой экономики, перспективы её развития с позиции механистической и органической философии. Исследуются такие составляющие цифровой экономики как информационно-коммуникационные технологии и нейронет, «дополненная» реальность и «виртуальный» рынок. Рассматривается опасность создания абстрактной экономики в России под видом цифровой и её негативные свойства: обман и манипулирование в целях усиления эксплуатации. Исследуются перспективы цифровой экономики в условиях многокультурного единства России. Анализируются возможности создания цифровой инфраструктуры в России, роль государства и творческое участие граждан в создании экономики будущего. При анализе цифровой экономики используется методология органической философии и механистическая интеллектуальная традиция, а также типологический и сравнительный анализ, метод синтеза и историко-философской реконструкции. Метод историко-философской реконструкции позволяет рассматривать цифровую экономику через обращение к её историческому развитию и возможным интерпретациям в качестве явления общественной жизни. Сравнительный анализ помогает сопоставить различные интеллектуальные традиции и философские парадигмы. Феноменологические методы в рамках органической философии позволяют уяснить идеальную сущность цифровой экономики и включить её в контекст национальных и общечеловеческих традиций. Научная новизна исследования заключается в сравнительном рассмотрении цифровой экономики сквозь призму механистической и органической философии. Парадигма органической философии позволяет осознать необходимость творчества как неотъемлемой части человеческого существования и полноценной экономической деятельности. Духовное творчество сообщает спонтанность и пластичность экономике, способствующую адаптации общества (этноса, народа) к новым условиям и сохраняющую цельность экономической системы, без чего невозможно создать созидательную, человеко- и природоориентированную цифровую экономику.
Сельское хозяйство, 2018-1
Коптелова Т.И. - Важнейшие принципы агроэкологического сознания в парадигме органической философии (на примере Нижегородской ГСХА) c. 66-75

DOI:
10.7256/2453-8809.2018.1.27966

Аннотация: В научной статье исследуется феномен агроэкологического сознания и его важнейшие принципы. При анализе данной проблемы применяется методология, разработанная органической философией. Рассматриваются этическая, эстетическая и производственно-прикладная составляющие агроэкологического сознания, а также законы логики органического мира и творческий (созидательно-альтруистический) характер мышления. Исследуется комплексный подход в формировании целостного агроэкологического сознания, создающий условия для более глубокого представления результатов взаимодействия с конкретным природным ландшафтом в процессе сельскохозяйственной деятельности. В связи с этим рассматривается научно-практический и учебно-образовательный опыт Нижегородской ГСХА. При анализе агроэкологического сознания как необходимого условия безопасности сельскохозяйственной деятельности и образовательно-воспитательной задачи аграрного вуза использовалась методология органической философии и важнейшие принципы коэволюции. В связи с чем, цель данного исследования — анализ важнейших принципов агроэкологического сознания, предложенных органической философией, и возможность их применения в конкретной предпринимательской деятельности на селе. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении агроэкологического сознания в парадигме органической философии на примере научно-практической и учебно-образовательной деятельности Нижегородской ГСХА. Парадигма органической философии предполагает: 1) глубокое видение агроэкологических проблем с учётом биолого-географических и культурно-исторических условий конкретного региона; 2) воспитание целостного экологического сознания современной молодёжи; 3) возможность применения научного потенциала отдельного аграрного вуза в организации деятельности малого и среднего бизнеса на селе.
Философская мысль, 2017-9
Коптелова Т.И. - Музыкальная эстетика XXI века в парадигме органической философии c. 101-114

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.9.23635

Аннотация: В статье рассматриваются различные музыкальные эстетические парадигмы. Анализируются возможные направления развития музыкальной эстетики в XXI в. Музыкальное творчество исследуется с позиции парадигмы органической философии. Рассматривается проблема влияния эстетических идеалов авангардной музыки XX в. на современное музыкальное искусство. Исследуется эстетика песенной формы. Рассматривается возможность «неоклассического синтеза» - создания в современной музыкальной эстетике представления о новой классике, продолжающей традиции XVII-XIX вв., сохраняющую песенную форму как выражение национального характера и изначальной цельности искусств (музыки, поэзии, танца). Вместе с тем в данной работе рассматриваются проблемы духовного кризиса современности, отражённые в эстетических идеалах музыки. При анализе современной музыкальной эстетики используется методология органической философии (её особая феноменология и герменевтика), а также типологический и сравнительный анализ, метод синтеза и историко-философской реконструкции. Метод историко-философской реконструкции позволяет ставить вопрос о музыкальной эстетике как феномене через обращение к историческому развитию её интерпретаций в качестве явлений культуры. Сравнительный анализ помогает сопоставить различные эстетико-музыкальные парадигмы. Феноменологические методы в рамках органической философии не только дают возможность уяснить идеальную сущность музыкальной эстетики, но и включить её в контекст национальных и общечеловеческих традиций. Герменевтическая методология позволяет раскрыть индивидуальные интерпретации музыкального творчества, представленные отдельными композиторами, философами, культурологами. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении музыкальной эстетики XXI в. сквозь призму органической философии. Парадигма органической философии позволяет с очевидностью осознать необходимость творчества как неотъемлемой части человеческого существования и удивительного феномена, без которого невозможна жизнь будущих поколений. В этой связи органическая философия раскрывает детерминацию будущего и позволяет рассматривать четвёртое измерение музыкальной эстетики, сопряжённое со всей палитрой человеческих чувств, с общеродовым, врождённым, свойством духовных потребностей, а также индивидуальной их реализацией.
Сельское хозяйство, 2017-4
Коптелова Т.И. - Органическая методология устойчивого развития сельских территорий (на примере Нижегородской ГСХА) c. 83-94

DOI:
10.7256/2453-8809.2017.4.26011

Аннотация: В научной статье исследуется устойчивое развитие сельских территорий на примере Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии с применением органической методологии. Рассматриваются возможности аграрных вузов, которые способны предложить комплексный подход, гармонично сочетающий теорию и практику, синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний в решении проблем устойчивого развития сельских территорий. Анализируется опыт Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии в реализации новейших проектов, направленных на сохранение населения сельских территорий и привлечение молодёжи в АПК России. Предлагается формирование «традиционно-инновационной» модели сельского хозяйства будущей России, сочетающей новейшие технологии с многовековыми традициями организации хозяйственной жизни сельских территорий. При анализе устойчивого развития используется методология органической философии, а также типологический и сравнительный анализ, метод синтеза и историко-философской реконструкции. Метод историко-философской реконструкции позволяет рассматривать устойчивое развитие через обращение к истории данной проблемы и её различным научным интерпретациям. Сравнительный анализ помогает сопоставить различные интеллектуальные традиции и философские парадигмы в понимании устойчивого развития сельских территорий (транснациональные и этнические хозяйственные модели). Научная новизна исследования заключается в применении органической методологии к решению проблемы устойчивого развития сельских территорий России (на примере Нижегородской ГСХА). Парадигма органической философии позволяет осознать необходимость творческой адаптации для полноценной экономической деятельности. Духовное творчество сообщает спонтанность и пластичность экономике, способствующую устойчивому развитию всех сфер жизнедеятельности общества. И устойчивое развитие сельских территорий — целостное явление, в рассмотрении которого необходимо применять комплексный подход, учитывающий неповторимость этнических моделей хозяйственной деятельности.
Сельское хозяйство, 2017-3
Коптелова Т.И. - Агроэкология как приоритетное направление деятельности аграрного вуза в органической парадигме развития высшего аграрного образования (на примере Нижегородской ГСХА) c. 43-51

DOI:
10.7256/2453-8809.2017.3.24045

Аннотация: В статье анализируется проблема гармонизации взаимоотношений общества и природы. Исследуются возможности формирования нового экологического сознания при помощи агроэкологии, которая рассматривается здесь как приоритетное направление деятельности аграрного вуза в органической парадигме развития высшего аграрного образования (на примере Нижегородской ГСХА). В статье анализируется органическая парадигма развития высшего аграрного образования России, предполагающая этнические модели организации сельского хозяйства и замену транснациональных абстракций механистического стиля мышления логикой органического, представляющей отечественную интеллектуальную традицию и особую методологию. Представлены важнейшие аспекты агроэкологической деятельности и в области теории, и в практике. Показаны перспективы агроэкологии в решении вопросов продовольственной и экологической безопасности нашей страны. При анализе агроэкологии как приоритетного направления деятельности аграрного вуза в органической парадигме развития высшего аграрного образования использовались не только основные методы научного исследования (типологический и сравнительный анализ, метод синтеза и историко-философской реконструкции), но и основополагающие принципы коэволюции. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении агроэкологии XXI в. сквозь призму органической парадигмы развития высшего аграрного образования. Органическая парадигма развития высшего аграрного образования предполагает: 1) глубокое видение агроэкологических проблем с «акцентами местности» (этническими традициями организации сельского хозяйства, природными и техногенными особенностями изменения географического ландшафта); 2) воспитание нового экологического сознания современной молодёжи; 3) необходимость сохранения научного и кадрового потенциала аграрного образования России.
Сельское хозяйство, 2017-1
Коптелова Т.И. - Органическая парадигма развития высшего аграрного образования в России на примере ФГБОУ ВО «Нижегородской ГСХА» c. 34-47

DOI:
10.7256/2453-8809.2017.1.20973

Аннотация: В статье анализируется органическая парадигма развития высшего аграрного образования России, предполагающая этнические модели организации сельского хозяйства, замену транснациональных абстракций механистического стиля мышления логикой органического, представляющей отечественную интеллектуальную традицию и особую методологию. Органическая парадигма включает в себя современные научные достижения в области изучения биолого-географических и культурно-исторических факторов развития социума. Она всегда предполагает пространственно-временной, региональный, контекст. Именно органическая парадигма развития высшего аграрного образования России способствует эффективному решению таких задач аграрной науки, как обеспечение продовольственной и экологической безопасности, повышение качества сельскохозяйственной продукции, формирование адекватного экологического миропонимания будущих поколений. Вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов для села невозможно решить, не учитывая региональную специфику: особенности географии, истории и культуры, состояние социально-экономических отношений. Вместе с тем, органическая парадигма способствует эффективному решению проблемы «закрепляемости» специалистов-аграриев на селе. Реализация органической парадигмы показана на примере ФГБОУ ВО «Нижегородской ГСХА», что позволяет раскрыть накопленный отечественной наукой потенциал, необходимый для решения повседневных проблем в сельском хозяйстве конкретного региона и формировать общую стратегию подготовки специалистов-аграриев в нашей стране. В статье представлен опыт инноваций и традиций ФГБОУ ВО «Нижегородской ГСХА», а также альтернативные западной аграрной науке подходы в решении актуальных вопросов развития АПК и высшего аграрного образования современной России. Органическая парадигма как основа стратегии развития высшего аграрного образования в России позволяет закрепить принцип многообразия и региональной целесообразности деятельности вузов, а также способствует сохранению и развитию бесценного опыта подготовки сельскохозяйственных кадров. Поэтому при анализе органической парадигмы развития высшего аграрного образования России использовались не только основные методы научного исследования (типологический и сравнительный (компаративным) анализ, метод синтеза и историко-философской реконструкции), но и основополагающие принципы коэволюции. Оценивая необходимость использования инноваций и традиций в образовательной и научно-практической деятельности аграрных вузов России, необходимо разрешить целый ряд противоречий, которые возникают при внедрении новых технологий в аграрном секторе экономики и необходимости сохранения национальных традиций хозяйственной деятельности — культурно-исторической основы сельских территорий. При этом нужно учитывать, что модели хозяйственно-экономической деятельности столь же различны и многообразны, как и уникальные национальные культуры. Органическая парадигма развития высшего аграрного образования России позволяет разрешить данное противоречие. И решение это лежит не в области умозрительных теоретических проектов или в западных моделях транснациональных аграрных корпораций, а в конкретном научно-практическом и образовательном опыте отдельных аграрных вузов России, которые сохраняя специфику своего региона, всегда способны предложить «инновационно-традиционные» решения огромного множества проблем современного АПК.
Философская мысль, 2016-12
Коптелова Т.И. - От виртуального к реальному — феномен жизни в органической логике евразийства c. 75-86

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.1867

Аннотация: В статье исследуется альтернативное господствующему в современной науке понимание фенома жизни в органической логике евразийства 20-30‑х гг. ХХ в., продолженной Л.Н. Гумилевым. Анализируется проблема потери адекватного восприятия телесности и органичности жизни в парадигме «виртуальной формации». В связи с чем рассматривается проблема возможности мировоззренческого поворота от механицизма к органическому пониманию реальности. Представлены важнейшие аспекты феномена жизни, раскрытые в органической логике евразийства: соответствие всегда конкретному пространству и времени, ритм и поле, цельность, многообразие, многомерность связей и отношений. Показаны перспективы дальнейшего научного исследования органической логики евразийства как основы для формирования адекватного экологического сознания будущих поколений и как важнейшего принципа научной методологии. При анализе органической логики евразийства использовались не только основные методы научного исследования (типологический и сравнительный анализ, метод синтеза и историко-философской реконструкции), но и основополагающие принципы коэволюции. Методология изучения социального развития, предложенная евразийством 220-30-х гг. ХХ в., дополненная Л.Н. Гумилевым, до настоящего момента не рассматривалась как одна из линий развития органической философии - интеллектуальной традиции, противоположной механицизму. В то же время органическая логика евразийства характеризует своеобразный стиль мышления, существующий в различных культурных традициях (гилозоизм, витализм, «цельное знание», органицизм, органический тип философии истории и т. д.). Альтернативный механистическому стиль мышления, предложенный евразийством, опирается на органическую логику, отражающую особенности и ритм жизни природных биогеоценозов, этносов и отдельного человека, без чего невозможно никакое развитие.
Философия и культура, 2016-6
Коптелова Т.И. - Постмодернизм как деконструкция жизни и вызов современной науке

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.6.15664

Аннотация: Постмодернизм рассматривается в данной статье не только, как феномен современной культуры, определяющий стиль жизни, вкусы и потребности цивилизованного общества, но и как особенность мышления, как вызов научному познанию. Деконструкция (направление постмодернистского критицизма, одно из проявлений глобальной унификации культуры и природы) исследуется с позиции мультинационального подхода, разработанного в отечественной традиции (евразийство 20-30-х гг. ХХ в. и теория этногенеза Л.Н. Гумилева). В данном исследовании представлен анализ современного кризисного состояния науки и предпринята попытка определить его мировоззренческие и социо-культурные причины. Вниманию читателя представлены достижения современной науки в области создания и распространения ГМО как одного из способов унификации биосферы. Достижения европейской цивилизации в распространении «общечеловеческой» культуры и уничтожении национального разнообразия, также очевидны. Наряду с основными методами научного исследования (диалектическим, сравнительным (компаративным) анализом, методом синтеза и историко-философской реконструкции), использовалась евразийская методология изучения социального развития, основанная органическом типе философии истории и теории «локальных цивилизаций. Осознание современных мировоззренческих проблем, определяющих в настоящее время судьбу человечества, - это первый шаг на пути к формированию нового рационализма, в котором найдется место для разнообразных национальных интересов, где возможно сохранить приоритет духовных ценностей и свободу творческого поиска. Развитие научной методологии, основывающейся на органическом типе философии истории и теории «локальных цивилизаций» способствует поиску новых путей преодолению кризиса в современном научном мышлении.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.